logo
03080413

Государственный строй Четвертой французской республики (1946-1958 гг.)

Первый проект Конституции Четвертой французской республики был отклонен на референдуме весной 1946 г.: он, по мнению французов, оказался «слишком коммунистическим». Второй проект, исправленный с учетом партийного плюрализма Франции, был вынесен на голосование 27 октября 1946 г. Итог голосования - 9 млн. 297 тыс. «за»; 8 млн. 165 тыс. «против». Конституция IV Республики вступила в силу.

Конституции была предпослана замечательная преамбула, в которой подробно освещались права и свободы граждан Франции. Впоследствии, при отмене Конституции 1946 г., преамбула была сохранена как конституционный закон и действует в настоящее время. В 1946 г. Конституция провозгласила установление парламентарной республики, с очень сильной властью нижней палаты - Национального собрания Франции. Эта палата провозглашалась единственным законодательным органом страны без права делегирования кому-либо законодательных полномочий. Была сформулирована исключительная законодательная инициатива Национального собрания по важнейшим государственным вопросам (финансы, международная сфера). Перед палатой отчитывался Совмин, члены которого утверждались также ею. Верхняя палата - Совет республики - имела минимальную компетенцию (выборы президента, поправки к конституции).

Президент - глава государства - по-прежнему, как и в Третьей республике, был «незаметным политиком», избиравшимся обеими палатами на 7 лет. Все акты президента нуждались в двойной контрассигнации - Председателя Совмина и одного из министров.

В результате такого правового дисбаланса Франция превратилась в страну с крайне нестабильной политико-правовой ситуацией, когда исполнительная власть в стране фактически была лишена дееспособности: за 12 лет существования Четвертой Республики сменилось 20 правительственных кабинетов, а предложения об изменении Конституции вносились в парламент 99 раз. И, хотя в 1954 г. была проведена конституционная реформа, расширившая права председателя Совмина, Совета республики, это уже не могло спасти парламентский режим, находившийся к тому же в общем противоречии с тенденцией к усилению правительственной власти в мире.

Ситуация была обострена и борьбой французских колоний за свою независимость. Так, в Лаосе была провозглашена независимость от метрополии в 1953 г.; в Камбодже - в 1954; Тунисе и Марокко - в 1956, в Гвинее - в 1958 году. В мае 1958 г. в Алжире вспыхнул фашистский путч, погасить который был призван находившийся длительное время в политическом аутсайде генерал де Голль. Ему были предоставлены чрезвычайные полномочия, связанные с формированием нового правительства, с разработкой в его недрах новой Конституции и выдвижением ее на референдум. Это противоречило практике предыдущих республик, когда все республиканские конституции разрабатывались парламентскими учреждениями.

  1. Правовая характеристика Конституции Пятой республики 1958 г. Конституционный надзор в современной Франции.

Референдум по поводу принятия 17-й по счету, «скроенной по мерке де Голля» Конституции cостоялся 28 октября 1958 г. За нее проголосовало 66,41% избирателей, внесенных в списки. И хоть Конституция де Голля предполагалась жесткой (референдарной), изменения в нее вносились, уже начиная с 1960 г. (так, в 1962 г. был изменен порядок выборов президента страны - косвенные выборы заменены прямыми).

Во Франции с 1958 г. был установлен новый конституционный режим - с сильной президентской властью. Пятая республика доктринально считается «смешанной», т.е. президентско-парламентарной, однако в конце 50-х годов XX века там был установлен жесткий «голлистский» режим. Доктрина «жесткого голлизма» предполагала, что в системе «разделения властей» первая роль отводится не парламенту, а президенту. Срок его полномочий в Пятой Республике вначале был семь лет; в 2000 г. он сократился до пяти лет (прямые выборы производятся по мажоритарной системе абсолютного большинства).

Современный статус президента совершенно иной по сравнению с предыдущими Конституциями Франции. Это политически неответственная фигура - за исключением случаев совершения уголовного преступления, когда Президента судит Высокая палата правосудия, состоящая из представителей обеих палат парламента. Он - глава государства и глава исполнительной власти. Во втором качестве президент выполняет функции председательствующего на заседаниях Совмина; назначает премьер-министра (правда, с учетом политической раскладки в парламенте, так как, если парламент выразит недоверие премьеру, это плохо повлияет на «имидж» президента. Поэтому часто практикуются так называемые «сожительства», когда президент и премьер принадлежат к разным партиям). По представлению премьер-министра президент формирует Совмин. Часть полномочий осуществляется президентом лично, часть - требует контрассигнации. Президент может распустить Национальное собрание; ввести чрезвычайное положение; провести референдум с вынесением на него важных государственных вопросов, в том числе и законопроектов, минуя парламент - и все эти его акты не требуют контрассигнации. Законы, принимаемые парламентом Франции, промульгируются президентом в 15-дневный срок, а до истечения этого срока президент вправе потребовать нового обсуждения законопроекта, и в этом ему не может быть отказано.

Премьер-министр Франции - креатура Президента, выбранная им с учетом политической конъюнктуры, о чем говорилось выше. «Сожительство» в Пятой республике было, например, в 1986-88 гг. (Ф. Миттеран (президент), Ж. Ширак (премьер), в 1993-95 гг. (Миттеран + Балладюр) и с 1997 г. по 2002 г. (Ширак + Жоспен). Премьер руководит деятельностью Совмина, в составе которого 20-30 членов. Правительство подотчетно парламенту Франции; оно издает ордонансы и декреты, подписываемые Президентом. В настоящее время наблюдается тенденция к дуализму исполнительной власти во Франции, когда президент уступает часть властных полномочий главе правительства. Это означает последовательный отход во Франции от доктрины «жесткого голлизма», при которой президент был на вершине иерархии государственных органов страны.

Двухпалатный парламент современной Франции – это Сенат (верхняя палата в составе 320 депутатов, избранных на 9 лет трехстепенными выборами, с обновлением одной трети каждые 3 года) и Национальное собрание (550 депутатов, избранных прямым голосованием на 5 лет по мажоритарной системе абсолютного большинства). Для Франции, как и для других стран, характерна в настоящее время тенденция к снижению роли парламента в политической жизни по сравнению с исполнительной властью - президентом и премьером.

В настоящее время Франция, как явствует из ст. 2 Конституции, - это неделимая, светская, демократическая и социальная республика. Для нее характерен партийный плюрализм ( социалисты, левые радикалы, коммунисты, ОПР, республиканцы, Центр социальных демократов (правоцентристы), Национальный фронт ( Ж.-М. ле Пен) и многие другие - до 50 партий, включая мелкие). Доктрина прав человека обеспечена прилагаемыми к Конституции Декларацией 1789 г. и Преамбулой к Конституции 1946 г. Конституционный контроль во Франции осуществляется в соответствии с разделом VII Конституции 1958 г. Конституционным советом страны. Иногда главный орган конституционного контроля Франции именуют «третьей палатой парламента», поскольку контроль там носит предварительный, а не последующий характер. Еще дискутируется вопрос о том, на какую страницу «альбома Франции» - политическую или правовую - поместить этот орган. Как явствует уже из названия Конституционного совета, он не выполняет судебных функций (там отсутствуют открытость заседаний, судейские мантии, специальная процедура). Конституционный совет осуществляет факультативный и обязательный конституционный надзор за законопроектами достаточно элитарным способом: даже при факультативной форме проверки в совет нельзя обратиться любому гражданину - это позволено только президенту республики, премьеру, председателям палат парламента или группам депутатов или сенаторов (не менее 60-ти человек). Обычно эти лица учитывают политическую целесообразность проверки того или иного акта. Обязательной проверке подлежат органические законы и регламенты палат парламента. Также Конституционный совет следит за правильностью президентских выборов и за правильностью проведения референдума, объявляя его результаты. Кроме того, контролю подлежат международные договоры (до их ратификации)

В составе Конституционного совета Франции - 9 человек (по назначению), полномочия которых длятся 9 лет (без возобновления). Ротация 1/3 состава - каждые три года. 3 члена совета назначаются Президентом (в том числе председатель); 3 - председателем Сената; 3 - председателем Национального собрания. Ex officio (по праву) в составе Конституционного совета - все экс-президенты Пятой республики. Заметим, что в дополнение к Конституционному совету Франции функции конституционного контроля возложены на Государственный совет Франции. В соответствии с новой трактовкой законодательной и регламентарной власти, акты последней приобрели самостоятельную и определяющую роль. Поэтому при рассмотрении дела о превышении власти государственным служащим Госсовет может аннулировать акт исполнительной власти, не соответствующий Конституции.