Общая характеристика государства в средневековой Японии.
В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла три основные стадии:
-
VII–XII века – раннее средневековье: феодальные отношения только начинают складываться;
-
XIII–XVII века – развитое средневековье: сложилась феодальная сеньориально-вассальная структура со всевластием сёгуна – «великого воеводы, покорявшего варваров»;
-
XVIII–XIX века – кризис позднефеодальных отношений сёгуната, это начало их распада.
Название страны происходит от слова «Ниппон» – буквально «страна, восходящего солнца». Появление первых племенных союзов на ее территории относят к IV веку, а их объединение – к V веку. Островное положение Японии, отсутствие иностранного владычества, бережное отношение к памятникам прошлого позволили сохранить многие юридические древности, воссоздающие развитие государственно-правовой истории. Все попытки захватчиков из соседних стран поработить Японию терпели неудачу. Однако в начале новой эры страна оказалась на некоторое время вассалом китайских императоров: в знак зависимости японцы посылали императорам подарки, платили дань. Вполне естественно, что Китай оказал значительное влияние и на формирование японской средневековой государственности. Однако власть японских правителей была неустойчивой из-за борьбы кланов, которые стремились ее узурпировать. Только в середине VII века ситуация стабилизировалась, так как клан Тайк подавил всех конкурентов.
В VII веке произошли кардинальные перемены в общественной жизни. Родовой строй пришел в упадок, уступив место феодализму. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное государство в форме монархии. Основателем династии – кстати, она до сих пор единственная в Японии – считается крупный родоплеменной союз Ямато. Глава государства получил титул императора (дословно – «сын Неба» – тэнно). Новая династия перестала признавать зависимость от Китая и начала проводить жесткую централизованную политику. При императоре был создан Государственный совет, куда вошли главы кланов на правах подданных. Возглавлял Государственный совет канцлер, или «старший министр». Непосредственные функции управления советом осуществляли два высших министра: левый (т. е. старший) и правый (младший), которые, в свою очередь опирались на «старших» и «младших» советников. Государственному совету подчинялось восемь министерств: Министерство императорского двора (просуществовало до конца Второй мировой войны), «общих дел», финансов, юстиции и др., которые в отличие от Китая были тесно связаны с императорским домом. Палата цензоров с огромным штатом разъездных цензоров-контролеров следила за «чистотой обычаев и нравов» и проводила расследования в случаях нарушений нравственности в государстве.
Главы ведомств составляли высший Административный совет. Страна была разделена на провинции, уезды и деревни, и объявлена собственностью императора. Население облагалось налогами и несло воинскую повинность. Буддизм стал государственной религией. Вообще влияние китайской культуры на Японию очевидно: у китайцев японцы восприняли письменность в виде иероглифов, меры весов и длины, уверовали в конфуцианство и буддизм, обожествление верховного правителя. Так же, как и в Древнем Китае, даже высокий японский сановник под страхом смертной казни должен был вползать и выползать из тронной резиденции правителя так, чтобы все время быть обращенным к нему лицом.
Эти крупные реформы получили название «Манифест Тайка» (646 г). Почти все общественные земли стали государственной собственностью, а население – подданными императора, его вассалами. Все население делилось на две социальные группы: свободные – от крестьянина до аристократа и «подлые» – рабы, полусвободные. Государственная надельная, подушная подать распространялась почти на все население.
Впоследствии, с ростом благосостояния и усилением клановых распрей в Японии увеличивается политическое влияние буддийских иерархов. Поэтому к концу XI века в стране фактически возникают три центра политического притяжения: императорский двор (император Камму перенес в 784 году столицу из Нара в соседний город Киото); домоуправление правящего клана; буддийские монастыри. По достижении совершеннолетия император, как правило, принудительно постригался в монахи, а на престол возводился его малолетний наследник – послушное орудие в руках правящего клана и буддийских иерархов. Так постепенно складывалась традиция двоевластия.
Кардинальные перемены в стране наступают в XII веке, когда к власти приходят сёгуны – «великие воеводы, покоряющие варваров» – и создают свои правящие династии. Термин «сёгунат» происходит от сокращенного обозначения одной из функциональных должностных обязанностей военачальника (в данном случае обязанностей по усмирению мятежных варварских племен). В общем значении сёгун – это военный диктатор, ставший наследственным должностным лицом, который доминировал над всеми властными структурами Японии с 1192 по 1867 годы. Режим сёгуната олицетворялся также бакуфу – «правительством в походной палатке». Всего за свою историю Япония пережила три сёгуната (Минамото (1192–1333), Асикага (1338 –1573), Токугава (1603 –1867)).
На протяжении нескольких веков статус императора как главы государства был номинальным, поскольку вся административная и судебная иерархия находилась под контролем сёгуна. Император почти безвыездно жил в своем дворце, причем видели его лишь прислуживавшие ему лица и близкие родственники. Обычно по достижении определенного возраста государи отказывались от престола и проводили остаток дней в уединении и молитвах. Этому способствовала и буддийская традиция, поощрявшая удаление от мирских дел в уединенные монастырские общины. При попытке совершеннолетнего монарха вмешаться в политику, его тем или иным способом устраняли, в то время как власть сёгуна обычно переходила к его сыну. Характерно, что в договорах с иностранцами сёгуна, легально не имевшегого властных полномочий, называли тайкун (великий государь). Император традиционно именовался «тэнно» (угодный Небу правитель), сам себя он именовал «котей», а для иностранцев наиболее употребительным оказался титул «микадо», заимствованный из поэтического словаря и означающий что-то вроде «свет-государь».
В этот период активную политическую роль стало играть сословие самураев (воины по рождению). Самураи жили по кодексу Бусидо («путь воина») и объединялись в отряды, служившие главам кланов. Опора на самурая давала значительное преимущество, потому что самурай верил в ничтожность земной жизни, не боялся смерти и готов был пожертвовать жизнью для господина. В 1185 году с помощью самураев клан Минамото совершил военный переворот. Глава клана был провозглашен первым сегуном.
С установлением сёгуната Минамото двоевластие в Японии приобретает свое законченное выражение. Минамото стремился ликвидировать раздробленность страны, подавить распри, укрепить государство и свою власть. Характерной чертой первого сёгуната стало сохранение статуса императора как номинального главы государства, обладавшего представительскими функциями и пользовавшегося традиционными ритуальными почестями. Сёгунату не сразу удалось создать постоянную политико-административную систему своего режима, и с начала XIII века императорский двор становится центром феодальной оппозиции. Впоследствии резиденция сегунов (г. Эдо) стала фактически столицей государства. Отсюда по всей стране были посланы полицейские инспекторы – мэцкэ, пресекавшие малейшее недовольство военной диктатурой.
Черты военно-абсолютистского режима сёгунат приобретает довольно поздно – к XVII веку (третий сёгунат Токугава), когда ужесточаются методы правления военно-самурайской верхушки и создается разветвленный полицейский аппарат. Именно с этих пор политическая воля императора вообще перестала учитываться, а в императорской столице (г. Киото) была введена новая должность наместника сёгуна, который следил за настроениями придворного окружения. Тогда же (1635 г.) сёгунат вводит систему заложничества, при которой все даймё (крупные землевладельцы, князья) должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо, столице сёгуната, свои семьи. Эта же система распространилась и на сыновей императора.
По аналогии с системой управления императорским двором прежних времен сёгунат Токугавы ввел должности старших советников, входивших в Государственный совет сёгуна (что-то наподобие узкого «кабинета министров») и контролировавших одну из пяти коллегий бакуфу: внутренних дел, иностранной, военной, военно-морской, финансовой. Младшие советники правительства Токугавы ведали гвардией сёгуна, охраной его дворца, полицейским аппаратом и осуществляли слежку за вассалами. Все судебные чиновники теперь подчинялись органу юстиции при сегуне. Судья проводил расследование, во время которого применялись пытки, допускалась смерть подследственного. Донос считался доказательством вины, так как этика японцев не допускала сокрытия факта преступления. Недоноситель наказывался наравне с преступником.
Поскольку в средневековой Японии суд не был отделен от администрации, то судебные дела обычно разрешались тем ведомством, к которому относились проблемы. В ведении министерства юстиции, например, были два управления – взысканий (конфискация имущества и сбор штрафов в пользу казны) и тюремное управление (надзор за подследственными, за принудительными работами заключенных, исполнением приговоров). Наиболее сложные дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет. Высшей апелляционной инстанцией в стране выступал император.
Общественная структура в Японии приобретает четкие очертания примерно к XII веку, когда феодалы условно подразделялись на две основные группы: гокенин – непосредственные вассалы правителя – сёгуна; хигокенин – иные вассалы, принадлежавшие другим сеньорам, как светским, так и духовным. Ко времени развитого средневековья (XV в.) в Японии выделяются влиятельные князья (даймё), владельцы крупных феодальных хозяйств. К XVII веку даймё подразделяются на две категории: непосредственные вассалы императора, занимавшие высшие должности в государстве; «внешние» даймё, не участвовавшие в делах управления, но сохранявшие титулы и привилегии. Чиновников законы делили (как и в Китае) на девять классов. Переход из класса в класс до первого, самого высокого, осуществлялся через аттестацию. Чиновник проверялся на честность и знание законов. Отвечавший «без колебания и задержки» на все вопросы считался профессионально пригодным. Лицо, не прошедшее аттестацию, не только понижалось в классе, но и могло быть лишено жалованья; у него могли конфисковать часть имущества и наказать физически.
Когда в начале XVII века Япония объединяется под эгидой сёгуна Иэясу Токугава, в 1615 году издаётся «Закон 18 статей», которыми регламентируются правовые статусы четырех основных сословий японского общества: самураев – си; крестьян – но; ремесленников – ко; торговцев – сё. Вне этого сословного деления находилась японская аристократия – кугэ, получавшая в качестве вознаграждения за службу рисовые пайки от сёгуна. Исключались из общества социальные изгои – эта.
Крестьяне-общинники фактически находились в поземельной кабале, поскольку им запрещалось покидать общинную землю. Подушная подать – рисовая рента зависимых крестьян – доходила порой до половины собранного урожая. Но в наиболее тяжелом положении находились японские холопы, хотя фактически они были рабами.
- Введение
- Тема 1. Предмет и методы учебного курса «История государства и права зарубежных стран» Вопросы:
- Предмет истории государства и права зарубежных стран и отграничение от смежных учебных дисциплин.
- Отграничение истории государства и права зарубежных стран от смежных учебных дисциплин.
- Методы истории государства и права зарубежных стран.
- Тема 2. Государство и право в странах Древнего Востока Вопросы:
- Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке и типологические черты восточной деспотии.
- Государственный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное
- Общественный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное
- Право древневосточных государств
- Лекция 3. Эволюция государственности в Древней Греции Вопросы:
- Периодизация государственно-правового развития Древней Греции.
- Эволюция древнеафинского государства.
- 3. Социальная и государственная структура Древней Спарты.
- Лекция 4. Государство и право Древнего Рима Вопросы:
- Периодизация государства и права Древнего Рима. Организация государства в «царский» период.
- Государственный и общественный строй Римской республики
- Государственный и общественный строй Римской империи
- Эволюция римского права.
- Лекция 5. Государство и право Византии. Вопросы:
- 1. Периодизация византийской государственности.
- 2. Государственное и общественное устройство Византии.
- Эволюция византийского права
- Лекция 6. Государство и право Франкской монархии. Вопросы:
- 1. Периодизация государственности салических франков.
- Эволюция государственного устройства Франкской монархии.
- Салический закон как источник раннефеодального права Европы.
- Лекция 7. Государство и право средневековой Франции. Вопросы:
- 2. Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.).
- 3.Общественный и государственный строй Франции в период абсолютной монархии (XVII-XVIII вв.)
- 4. Право Франции в Средние века.
- Лекция 8. Государство и право Германии в Средние века Вопросы:
- 1. Периодизация государственно-правового развития Германии в период Средневековья.
- 2. Германиия в сеньориальный период (IX–XIV вв.)
- 3. Особенности сословно-представительной монархии в Германии (XIV–XVII вв.).
- 4. Германский абсолютизм в XVII–XIX веках.
- 5. Право Германии в феодальный период.
- Лекция 9. Государство и право Англии в Средние века Вопросы:
- 1. Периодизация английского феодального государства.
- 2. Централизованная сеньориальная монархия в Англии (XI-XIII вв.).
- 3.Становление английского парламента в XIII-XV вв.
- Особенности английского «незавершенного» абсолютизма.
- Право средневековой Англии
- Лекция 10. Государство и право Арабского Халифата. Вопросы:
- 1. Периодизация Арабского халифата.
- 2. Государственное и общественное устройство Арабского халифата
- 3. Возникновение и развитие мусульманского права – шариата.
- Лекция 11. Государство и право Китая и Японии в Средние века
- 1. Общая характеристика государства в средневековом Китае.
- 2. Право средневекового Китая
- Общая характеристика государства в средневековой Японии.
- Право средневековой Японии
- Лекция 12 . Эволюция общего права и права справедливости в Англии в Средние века. Вопросы:
- 1. Источники английского права
- 2. Переход от англосаксонского к общему праву Англии
- 3. Юрисдикция по общему праву в средневековой Англии
- 4. Право справедливости, его источники и принципы.
- Лекция 13. Государство и право Великобритании в XVII–XVIII века Вопросы:
- 1. Законодательство английской буржуазной революции XVII в.
- 2. Реставрация монархии 1660 г. И образование в Англии буржуазного государства.
- 3. Эволюция английской конституционной монархии и парламентаризма в XVIII – начале XIX века
- Лекция 14. Формирование и развитие государственности в сша в XVIII в. Вопросы:
- Война за независимость английских колоний 1775-1781 гг. Декларация независимости 1776 года.
- Статьи конфедерации и вечного союза между штатами 1781 года
- Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года.
- Билль о правах 1791 года.
- Гражданская война в сша 1861-1865 гг. Поправки к Конституции 1865-1870 гг.
- Лекция 15. Конституционное законодательство Великой французской революции XVIII в. Вопросы:
- Предпосылки, особенности и этапы Великой французской революции
- Важнейшее законодательство отдельных этапов Великой французской революции
- Лекция 16. Эволюция государственного строя во Франции в Новое время (конец XVIII – конец XIX века) Вопросы:
- Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта
- Вторая республика во Франции.
- 3. Третья республика во Франции.
- Лекция 17. Эволюция государственности в Германии в Новое время
- 1. Развитие германской буржуазной государственности в первой половине XIX века.
- 2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 года
- Лекция 18. Формирование буржуазного права в Западной Европе. Вопросы:
- Гражданский кодекс Франции 1804 года.
- Уголовный кодекс Франции 1804 года.
- Германское гражданское уложение 1896 года
- Лекция 19. Эволюция избирательного права в Англии и сша в XIX- начале XX в. Вопросы:
- 1. Политико-правовые предпосылки избирательных реформ в Англии
- 2. Реформы английского избирательного законодательства 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг.
- 3. Парламентские реформы в Англии начала XX века
- 4. Избирательное право в сша в XIX веке
- Лекция 20. Государство и право Китая и Японии в Новое время Вопросы:
- 1. Государственно-правовое развитие Китая в позднефеодальный период
- 2. Возникновение и развитие буржуазного государства и права в Японии. Реставрация Мэйдзи.
- Лекция 21. Государственно-правовой механизм фашистских диктатур в Западной Европе и Японии Вопросы:
- Генезис фашизма как тоталитарного режима
- 2. Возникновение фашистского государства в Италии
- 3. Государственно-правовой механизм «третьего рейха» в нацистской Германии.
- 4. Возникновение фашистского государства в Японии
- Тема 22. Государство и право Китая и Японии в Новейшее время Вопросы:
- 1.Образование кнр
- Капитуляция Японии во Второй мировой войне. Принятие проамериканской конституции.
- Особенности государственного строя Японии по Конституции 1947 г.
- Лекция 23. Государственно-правовое развитие Великобритании в Новейшее время
- 1. Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время
- 1. Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время
- 2. Гражданское право Великобритании: источники и тенденции развития
- 3. Уголовное право Великобритании: источники и тенденции развития
- Лекция 24. Основные тенденции государственно–правового развития сша
- 2. Антидемократическое законодательство в сша в XX веке
- 3. Эволюция права Соединенных Штатов Америки в Новейшее время
- Лекция 25. Государство и право Германии в Новейшее время Вопросы:
- 1. Конституционно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны
- 2. Общая характеристика Основного закона фрг 1949 года
- 3. Гдр: создание и эволюция до объединения Германии 3 октября 1990 года
- 4. Источники уголовного и гражданского права современной Германии
- Лекция 26. Государство и право франции в новейшее время Вопросы:
- Кризис Третьей республики во Франции в начале XX века и установление «режима Виши» (1940-1944 гг.)
- Государственный строй Четвертой французской республики (1946-1958 гг.)
- Источники уголовного и гражданского права Франции в Новейшее время
- Литература
- Содержание
- Тема 1. Предмет и методы учебного курса «История государства и права зарубежных стран» 4