logo
03080413

3. Парламентские реформы в Англии начала XX века

В конце XIX – начале XX века партийная система Великобритании претерпела значительные изменения. Консервативная партия начала превращаться в партию крупных промышлен­ных и финансовых собственников. Либеральная партия, состоя­щая в основном из средних слоев, постепенно лишалась соци­альной базы и теряла политические позиции, что ускорило обра­зование в 1906 году новой партии – лейбористов1. Лейбористская партия возникла как результат подъема рабочего движения и по­явления в Англии социалистических групп и организаций. В это время английский парламент превра­щается в орудие правительства, располагающее большинством голосов в палате общин. Организационная структура и партий­ная дисциплина, выработанные главными партиями примени­тельно к британской системе парламентаризма, предопределили подчинение депутата каждой партии своему лидеру. За поддер­жанием партийной дисциплины и обеспечением нужного пра­вительству исхода голосования следили так называемые парла­ментские кнуты.

Снижению роли парламента способствовало также ограни­чение свободы прений. Еще в 1882 году, после того как ирландские депутаты использовали свободу прений для срыва чрезвычай­ных законов, палата общин приняла Билль о правах прекраще­ния прений. Это нововведение давало возможность правитель­ству в любое время поставить вопрос о прекращении прений, если они развертывались в неугодном для него направлении. В итоге правительство, располагавшее большинством в палате общин, используя право законодательной инициативы, систему «кнутов» и правила прекращения прений, определяло направление работы палаты общин и подчиняло своим интере­сам деятельность законодательного органа.

18 августа 1911 года был принят Акт о парламенте, ограни­чивший полномочия палаты лордов (поводом для его приня­тия послужила политика верхней палаты в отношении правительственного законопроекта о бюджете). Со­гласно этому Акту финансовый законопроект, принятый пала­той общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лор­дов, представлялся королю и становился законом. В отношении биллей, не касающихся финансов, был установлен следую­щий порядок – если такой билль принимался палатой общин в трех последующих сессиях, и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чтениями билля на первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лет, что сохраняло за палатой лордов возмож­ность в течение длительного времени саботировать принятие нефинансовых биллей. Одновременно Акт о парламенте сокра­тил срок полномочий палаты общин с семи до пяти лет.1

Развитие избирательной системы на протяжении XX века было отме­чено ее демократизацией и последовательным установлением всеобщего избирательного права. Так, избирательная реформа была проведена непосредствен­но после Первой мировой войны, в 1918–1919 годах, и ввела единое для городской и сельской местности избирательное право. Право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяю­щие требованиям ценза оседлости (6 месяцев), либо владеющие поме­щением для деловых занятий (каким-либо коммерческим строением). Женщины получили право голоса, если достигли возраста 30 лет и вла­дели недвижимостью с годовым доходом не менее 5 фунтов, стерлин­гов либо состояли в супружестве с лицом, отвечающим последнему условию. Таким образом, вводилось всеобщее мужское и частичное женское избирательное право.

В 1928 году женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами: к выборам допускались все подданные Короны (при ус­ловиях срока оседлости в 3 месяца, владения недвижимостью или пред­приятием).