logo
03080413

Салический закон как источник раннефеодального права Европы.

Писаное законодательство, основанное на обычном праве, стало складываться еще в раннюю эпоху варварских королевств. Обы­чаи германских племен подверглись систематизации, отразившись в многочисленных варварских законах (правдах): Вестготской, Бургундской, Баварской, Рипуарской, Саксон­ской, Салической, Тюрингской и др. Все правды были записью норм права для сугубо внутриплеменного применения. Но впоследствии помимо обычаев и судебной практики, источниками раннефеодальных правд также ста­новятся королевские капитулярии и эдикты.

К наиболее ранним источникам относится Салическая прав­да, записанная в начале VI века в раннефеодальном королевстве салических франков. Первона­чальный текст источника не дошел до современников. Наи­более близкой к оригиналу редакцией считается Парижская рукопись. Документ состоял из 65 глав-титулов, пролога и эпилога и сохранял значительные пережитки родоплеменных отношений. Салическая правда отразила основанное на коллективизме племенное сознание гер­манцев, урегулиро­вав, тем не менее, ряд новых правоотношений, возникших в результате иму­щественной дифференциации и образования государства.

Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие абстрактных понятий; зафиксированные в ней правовые действия и акты отличаются строгим формализмом. Описание преступлений отлича­лось чрезмерной детализацией, что сви­детельствовало о неразвитости юридической терминологии и правовой техники.

В этом правовом источнике содержится перечень правонарушений (преступлений) и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов в форме композиции, когда одна часть штрафа идет на уплату судебной пошлины, а другая – на компенсацию потерпевшему). Легального определения преступления Салическая правда не дает вообще. Однако из смысла статей, посвященных правонарушениям и преступлениям, вытекает, что в эти понятия вклю­чались: нарушение коро­левского мира или причинение вреда личности (имуществу). Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являлись возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Хотя в Салической правде отсутствуют четкие форму­лировки и понятия, а отношения с государственной властью в то время не являлись объектом регулирования уголовно-правовой сферы, по смыслу все же можно выделить наиболее распространенные группы преступлений:

В системе наказаний главной тенденцией стала замена кровной мести и талиона денежными компенсациями. Вообще же наказания за преступления зависели от социального статуса преступника и потерпевшего, наличия отягчающих или смягчающих обстоятельств, а также разме­ра причиненного ущерба. Отягчающими обстоятельствами, например, считались групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также подстрекательство к краже или убийству.

Как правило, наказание заключа­лось в денежном штрафе и возмещении стоимости украден­ного имущества. Даже за совершение убийства преступник приговаривался к вып­лате вергельда (своеобразной «платы за убийство»), размер которого определялся социальным стату­сом убитого. Так, за убийство рядового свободного франка вергельд составлял 200 солидов, графа – 600 солидов, священника – 900 солидов. Кроме социального статуса на размер вергельда оказывали влияние пол, возраст, физиологические особенно­сти убитого. Так, за убийство женщины, которая «уже не могла рожать», преступника приговаривали к уплате 200 солидов, а беременной женщины – 700 солидов. За убийство раба полагалось лишь возмещение рыночной стоимости, так как раб рассматривался правом не как личность, а как соб­ственность. Стоимость раба, как правило, составля­ла эквивалент стоимости коня. Вергельд выплачивался детям убитого или боковым родственникам. Если таковых не было, то этот «штраф» поступал в королевскую казну. К вергельду могли пригова­риваться только полноправные члены общины. Рабам и полусвободным (литам) за совершение убийства полагалась смерть, но если свободный франк, приговоренный к уплате вергельда, не мог его уплатить, он также приговаривался к смерти.

Салическая правда дает представление о социальной структуре франкского общества. Основную массу жителей королевства представляли свободные франки (рядовые общинники). По отно­шению к ним закон выделял привилегированных франков и неполноправных (литов). К привилегированным франкам относилась знать, пред­ставители королевской фамилии и его окружение, дружин­ники короля, а также служители церкви. Галло-римское на­селение стояло в социальной иерархии ниже франкского, но если римлянин состоял на королевской службе и назывался королевским сотрапезником, он обладал привилегиями по сравнению с рядовыми франкскими общинниками. О происхождении литов в литературе суще­ствуют разные версии. Достоверно известно лишь, что литы могли нести службу, платили об­рок, имели собственность, могли вступать в сделки и высту­пать в суде. Но судили их по тем же нормам уголовного права, что и рабов. Так, за похищение женщины свободного франка приговаривали к штрафу, а раба или лита – к смер­ти. К литам, как и к рабам, применялись пытки. На нижней ступени социальной лестницы находились рабы. Брак между рабом и свободной запрещался. Девушка, вступившая в брак с рабом, утрачивала личную свободу.

Нормы вещного права, зафиксированные в Салической правде, тоже отразили переходный характер франкского об­щества – от родоплеменных отношений к частной собственно­сти и государству. Частная собственность на землю еще не сложилась. Земля находилась в общинном владении и семей­ном пользовании. После сбора урожая все земли превраща­лись в общее пастбище. Салическая правда не упоминает куплю-про­дажу земли. Тем не менее, во франкском обществе шел про­цесс становления аллодиальной (индивидуальной) земельной собственности. Закон предус­матривал ответственность за нарушение границ участка, по­сев на чужом поле, самовольную распашку. Аллод переда­вался сыновьям по наследству. Что касается движимого имущества, то оно от­чуждалось вполне свободно.

Низкий уровень развития у салических франков вещного права, незавершен­ность процесса формирования частной собственности обусло­вили и низкий уровень развития обязательственного права. Из-за неразвитости товарно-денежных отношений во франкском обществе не было потребности совершать и легитимно регули­ровать различные виды сделок. Однако в зачаточном состоя­нии существовали прообразы договоров купли-продажи, ссу­ды, дарения. Передача права собственности осуществлялась публично и совпадала с фактической передачей вещи. Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Истребование долга происхо­дило в строго установленной детализированной форме.

Салическая правда описывает брачно-семейные отношения в самых общих чертах. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение де­вушки с целью вступления в брак наказывалось высоким штрафом. Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя. Так, женщина, находившаяся в детородном возрасте, имела вергельд, втрое превышавший вергельд обычного франкского мужчины. Препятствиями к заключению брака служили: существование законного брака; объявление лица вне закона; наличие близкого кровного родства; несвободное состояние человека. О возможности расторжения брака правовой источник салических франков вообще не упо­минает.

По мере распада больших семей формируется наследствен­ное право, осуществлявшееся по закону и по завещанию. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения, совершавшегося публично в народном собрании и в строго установлен­ной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обя­зано не позже, чем через год после смерти дарителя, передать это иму­щество лицу, указанному в завещании. Наследование по закону осуществлялось по-разному применительно к дви­жимому и недвижимому имуществу. В порядке наследования по закону движимого имущества прослеживались явные пережитки матриар­хата: первую очередь наследников составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. А вот при наследовании недвижимости женщины исключа­лись из потенциальных наследников: земля передавалась толь­ко по мужской линии.

Судебный процесс Салическая правда объявляла состязательным. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализ­мом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Судебные споры рассматривались на собраниях свободных людей под председательством тунгина – выборного судьи, а приговор выносился рахинбургами – выборными заседате­лями. В случае злоупотребления судьями своими полномочи­ями или осуществлении правосудия не по закону они нака­зывались штрафом.

Исполнение решений суда было обяза­тельным. Салическая правда предусматривала преступления против правосудия: неявка в суд по неуважительной причи­не; обвинение безвинного в совершении преступления; лже­свидетельство; незаконный приговор и несправедливый суд – все они наказывались денежным штрафом. Постепенно наметилась тенденция перехода судебных пол­номочий королевской администрации. Функции тунгина осуществлялись графом. Народное собрание как судеб­ная инстанция уступает место суду «лучших людей».

В качестве доказательств в судебном процессе Салическая правда при­знавала: письменные доказательства; ордалии; клятвы на святых мощах, на Евангелии; свидетельства очевидцев; «соприсяжничество» (свидетелями «доброй славы» или соприсяжниками об­виняемого, являлись двенадцать его родственников, друзей или соседей). К соприсяжничеству прибегали в случае отсутствия улик и свидетелей. Соприсяжники несли ответственность вместе с проиграв­шей стороной. Ордалии («божественные испытания» водой, огнем, железом, крестом и т.д.) применя­лись в том случае, если в ходе судебного разбирательства не удавалось получить признание обвиняемого. Отказ от орда­лии автоматически означал проигрыш дела. Свидетельские показания предоставлялись под присягой. Неявка свидете­лей в суд наказывалась штрафом. Свидетельствовать могли только равные против равных.

Отметим, что к концу правления Каролингов Салический закон несколько утратил свое юридическое и общественное значение, но в итоге явился важным источником публичного и частного права раннефеодальной Европы.