logo
03080413

Особенности государственного строя Японии по Конституции 1947 г.

Как указывалось, парламентом Японии была принята в октябре 1946 г. и в мае 1947 г. вступила в силу новая Конституция, действующая и в наши дни и утвердившая либеральные преобразования в области государственного строя. По сравнению с Конституцией 1889 г. она была весьма важным шагом в демократическом направлении.

С одной стороны, Конституция сохраняла династийную преемственность императорского трона. С другой – император уже рассматривался лишь как «символ государства и единства народа». «Его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть» (ст. 1). Правомочия монарха существенно ограничивались (ст. 4). Из-за этого император Японии должен был публично отречься от приписываемого ему божественного происхождения: Япония была по радио оповещена, что «солнце и император не состоят и не состояли в родстве», как это признавалось ранее. Вместе с тем в духе английского конституционализма монарх по представлению парламента назначает премьер-министра, а по представлению Кабинета министров назначает главного судью Верховного суда; с одобрения Кабинета осуществляет: промульгацию (официальное опубликование) поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров, созывает парламент, распускает палаты представителей, объявляет всеобщие выборы, подтверждает назначение и отставку министров и других высших должностных лиц, подтверждает амнистии, смягчение наказаний и т.д.

      Все действия императора, относящиеся к делам государства, приобретают законную силу после одобрения Кабинета министров. Действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства, и правительство несет за них ответственность. Согласно ст. 88 Конституции имущество императорской фамилии передано государству, а доходы императорской семьи ограничиваются теперь бюджетными ассигнованиями, утверждаемыми парламентом. Вместе с тем император по-прежнему оказывает влияние на политическую жизнь Японии. По представлению парламента он назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного суда. По совету и с одобрения кабинета император осуществляет: официальное опубликование (промульгацию) поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров; созыв парламента; роспуск палаты представителей; объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров и других высших должностных лиц, подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний и др.

Высший орган законодательной власти – парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей – избирается на 4 года; палаты советников – избирается на 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года.  Решающее значение в вопросах законодательства конституция предоставила нижней палате. Отметим, что верхняя палата (советников) избирается населением (а не назначается императором – как прежняя палата пэров). Права палаты советников ограничены, однако они вполне достаточны для того, чтобы помешать прохождению законопроекта, вызвавшего недовольство народа и критику прессы. Так, при отклонении законопроекта верхней палатой требовалось, чтобы законопроект подтвердили квалифицированным большинством в нижней палате: без этого он отклонялся. Отношения между правительством и парламентом строились по «западным» образцам: правительство должно иметь доверие палаты, а в противном случае выходить в отставку (или назначить новые выборы).

      Парламент согласно Конституции обладает всей полнотой законодательной власти, имеет исключительное право распоряжаться финансами и контролирует деятельность правительства.

      Избирательное право имеют все японские граждане, достигшие 20 лет – в отличие от предыдущей Конституции, когда существовали многочисленные цензовые ограничения. Так, женщины до 1946 года вообще не имели избирательного права; возрастной ценз мужчин был 25 лет; существовали имущественный ценз и ценз оседлости.

      Правительство (кабинет министров) является высшим органом испол-нительной власти, который должен осуществлять свои полномочия в рамках Конституции и законов, принятых парламентом. Состав правительства формируется премьер-министром. Японское правительство является главным звеном государственной машины. Парламент выдвигает кандидатуру на должность премьер-министра из числа своих членов, а потом кандидат утверждается императором. Премьер-министр назначает министров и может по своему усмотрению отстранять их от должности. От имени Кабинета он выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета и т.д. Статья 66 закрепляет принцип гражданского правительства, по которому ни один из членов Кабинета не может быть лицом военным.

      Верховный суд возглавляет судебную систему Японии. Он состоит из главного судьи и 14 судей. Главный судья Верховного суда назначается императором по представлению кабинета министров. Остальные судьи назначаются кабинетом министров из списка лиц, предложенных Верховным судом. Характерно, что этот суд как высшая судебная инстанция выполняет также функции и суда конститу-ционного—т.е. он осуществляет последующий конституционный надзор за принятыми нормативными актами. В судебную систему входят также апелляционные суды, основные местные суды и дисциплинарные (первичные) суды. Судьи этих судов назначаются кабинетом министров по представлению Верховного суда. Соответственно с этим были ликвидированы Тайный совет, министерство императорского двора и прочие органы самовластия.

Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией Япония – это либерально-демократическая парламентарная монархия. Конституция отвела императору роль английского монарха — «царствовать, но не управлять». Известным достижением конституции стало введение элементов выборного местного самоуправления, всеобщего избирательного права, признания суверенной власти народа и отказ от войны.