2. Право средневекового Китая
Заметим, что среди европейских китаеведов (синологов) распространено убеждение, что китайские законы Средних веков имеют преимущественно карательную направленность. Это не совсем так. Действительно, сами китайские слова «закон» (фа) и свод законов (люй) обычно подразумевают законы уголовные, и исторически сложилось так, что уголовные (карательные) законы получили в Китае наибольшее развитие. Вместе с тем средневековые своды Поднебесной включали довольно широкий круг военных, гражданских и административных правоотношений1.
Судебная система в средневековом Китае носила карательный характер и основывалась на своеобразном праве, которое проистекало от учения Конфуция (Кун-цзы, 551–479 гг. до н.э.). Конфуций учил жить в рамках небесного закона, который дает человеку гармонию с космосом. Благодаря этой гармонии Земля и Небо правильно взаимодействуют, Солнце, Луна и Звезды не отклоняются от своего пути, течет поток воды и времени. Разделяются добро и зло, находят правильное выражение радость и гнев, проясняется высшее сознание, изменения не приводят к путанице. Светлое мужское начало (ян) и женское темное (инь) гармонично сливаются, что содействует космическому согласию. Последователи этого учения небесный закон рассматривали как взаимодействие моральных норм ли (которые обычно переводят с китайского и как «ритуал», и как «этикет», и как «правила поведения», но более адекватным является перевод термина словосочетанием «моральные устои и обусловленное ими поведение») и жестких правовых норм фа, действующих на основе священного принципа (сяо). Главная цель этого закона – не регулирование сферы свободы личности, а репрессии, санкции, устанавливающие безусловное повиновение старшим в широком смысле слова. Поэтому наказуемыми были не только преступления, но и нарушения конфуцианской морали, даже если они носили абстрактный характер. Например, человек мог быть приговорен к битью палками за непочтительную позу, вызывающий вид, дерзкий взгляд, усмешку и т.д.
Именно Конфуций сформулировал знаменитую древнекитайскую концепцию «десяти зол», на основе которой составлялись все последующие кодификации. Это: 1) заговор, измена; 2) неподчинение, непокорность; 3) несправедливость; 4) порочность; 5) великое непочтение; 6) сыновья непочтительность; 7) несогласие, разногласие; 8) неправедность; 9) кровосмешение; 10) мятеж против власти. Все лица, совершившие преступления, подпадавшие под эти «десять зол», а также члены их семей считались не исполнившими долг подданных. Доктрина китайского уголовного права почти без изменений просуществовала более 2 тыс. лет.
Отметим, что еще в период древней империи Цинь (221–207 гг. до н.э.) краткое господство легизма продемонстрировало ограниченность возможностей командной силы законов и связанного с ними контроля и принуждения. В этот период расхождения между конфуцианцами и легистами свелись к спору, что должно внедряться в обыденную жизнь при содействии государственной власти – динамичные законы (фа), создаваемые для сиюминутной государственной пользы, или моральные устои (ли), фиксирующие сложную общественную структуру. Ли гораздо более неповоротливые, но зато гораздо более отвечающие исконному строю жизни китайцев. Первые шаги в этом направлении сделал конфуцианец Сюнь-цзы (ок. 298–238 до н.э.), который сблизил понимание (ли) с пониманием закона у легистов. Он обосновал возможность «поставить «фа» на службу «ли»», превратить законы в защиту моральных устоев, но в то же время дать определенные гарантии защиты от произвола законов, сделав противоречащие моральным устоям законы невозможными. Так была заложена новая основа для различения закона и морали (с сохранением верховенства роли последней), с одновременным превращением конфуцианства в инструмент примирительного синтеза противоборствующих философско-правовых доктрин – легизма и конфуцианства1. В итоге при династии Хань легистские концепции окончательно трансформировались, в чем оказалась заинтересованной главным образом служилая бюрократия, противостоявшая произволу верховного правителя.
Для средневекового Китая характерно появление династических сводов законов. Как и в Византийской империи, здесь практиковалось заимствование из законодательства предшествующей царской династии. Весьма выразительно в этом плане напутствие императора минской эпохи Чжу Юань-чжана (XIV в.) законодательной комиссии, в котором он высказывает свои пожелания относительно ясности и простоты положений кодифицируемых законов: «В законах ценятся простота и соответствие; необходимо сделать так, чтобы язык их был точным, основные положения ясными, и каждый человек легко понимал их. Если статей слишком много, и одно дело можно толковать так и сяк, то возникает возможность облегчать и утяжелять наказания. В результате безнравственные и корыстолюбивые чиновники могут плести интриги и совершать злоупотребления, поэтому такие законы годны для тех, кто жесток и бесчеловечен, и, наоборот, губительны для честных и добропорядочных людей. Это нехорошие законы. Нужно стремиться добиваться максимальной точности, чтобы таким образом устранить многочисленные злоупотребления».
Самыми разработанными кодификациями начального периода средневековья оказались законы династии Тан (618–907 гг.) и династии Сун (907–1279 гг.). Первым крупным сводом законов стал Танский уголовный кодекс с комментариями и разъяснениями. Составление Танского кодекса было завершено к 653 году, но обнародование состоялось только в 737 году. Кодекс династии Сун «Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов» (составлен в 959 г., опубликован в 963 г.) во многом повторял Танский кодекс. А династия монгольских правителей Юань (1280–1368 гг.) предпочла подражание издревле существующим порядкам и превратила в законы специально отобранную судебную практику.
В предисловии к «Законам Великой династии Мин» XIV века, ставшим крупнейшим законодательным памятником Минской эпохи, император Чжу Юань-чжан выразил свои ожидания и надежды относительно социального эффекта вводимых законов в следующих словах: «Я, владея Поднебесной, подражал древности в осуществлении управления, постигал ритуалы, дабы руководить народом, устанавливал законы, дабы обуздывать непослушных, публиковал распоряжения в качестве декретов, проводил в жизнь все это уже в течение долгого времени, но что поделать, нарушители законов продолжали появляться один за другим. Отсюда возникли пять видов наказаний и жестокие законы, чтобы наказывать их (нарушителей)... Отредактировав написанные законы, мы составили книгу и отпечатали ее для распространения в столице и на местах, дабы сановники и народ знали, чего придерживаться». В кодексе династии Мин 460 статьей законов, собранных в 30 главах, но параллельно эти законы также подразделяются соответственно традиционным для Китая шести ведомствам, названия которых указывают одновременно на отраслевой характер законодательного регулирования.
Впоследствии усилиями уже маньчжурских сановников и судей был создан кодекс 1647 г., во многом воспроизводивший законодательство династии Мин. Примечательно, что важную и своеобразную часть его составило законодательство административное, поскольку Китай всегда был страной централизованного управления делами государства.
Гражданское и семейное право средневекового Китая (а также другие отрасли частного права) базировались на принципах конфуцианской морали. Двумя основными формами собственности в праве Китая были государственная и частная. Однако особый вид собственности представляла церковная (принадлежавшая буддийским и даосским монастырям). А коллективная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности, выделенной на поддержание культа предков и под общинные кладбища.
Договор купли-продажи занимал особое место в китайском обязательственном праве. Главным условием его действительности являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же, как рабов и скота, требовала составления купчей, и ее отсутствие наказывалось битьем палками. При продаже людей необходимо было свидетельство, что продаваемый человек с рождения был лично несвободным.
Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появление мужского потомства. Браку обычно предшествовало устное соглашение семей жениха и невесты. Был распространен обычай помолвки еще не родившихся детей. Соглашение обязательно предусматривало согласие отца и не требовало согласия вступающих в брак. Возраст брачного совершеннолетия не закреплялся, но обычно он составлял 15–16 лет для мужчин и 14–15 лет для женщин. Запрещались браки свободных с рабами, с родственниками по мужской линии в любой степени родства, с лицом, носящим ту же фамилию. Запрещалась полигамия: второй брак при жизни первой жены признавался недействительным. Однако у мужчин могло быть неограниченное число наложниц, права которых определялись обычаем.
Развод допускался по обоюдному согласию супругов – китайский брак не носил священного, нерасторжимого характера. Муж мог требовать развода в случаях: бесплодия жены, проявления непочтения к мужу и его родителям, болтливости, склонности к воровству и других недостатков. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к аморальному поведению.
Наследование имело признаки общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сыном. Замужние дочери не имели права на наследство; незамужние получали половину доли братьев. Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого.
В области уголовного права Китая еще в эпоху Хань конфуцианство вызвало усиление мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде. Как отмечалось выше, идеология конфуцианства возобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом. Но неопределенность границ моральной конфуцианской нормы препятствовала разграничению в праве форм вины, и поэтому при определении наказаний использовались такие категории, как неведение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка. Законодательство Китая не знало института необходимой обороны, но оно освобождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий (вплоть до убийства нападавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей. Классификация же преступлений в зависимости от их общественной опасности основывалась на упомянутой концепции «десяти зол»:
-
первой, второй и третьей формами зла считались преступные посягательства на императора – заговор о мятеже против государя, непокорность и измена;
-
четвертой – преступления против близких родственников: убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, кровных родственников мужа;
-
пятой – поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью; сюда были отнесены убийства в одной семье трех и более человек, совершение преступления с особой жестокостью, колдовские магические действия, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов;
-
шестой – преступления, связанные с нарушением особо значимых запретов, к числу которых были отнесены: кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора;
-
седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье как основы социального порядка.
Преступники, их отцы и сыновья старше 16 лет приговаривались к смертной казни через обезглавливание. Женщины семьи (матери, незамужние дочери, жены, наложницы вместе со слугами) превращались в рабынь.
Судебный процесс, в сущности, был инквизиционным, поскольку дело обычно начиналось с письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд, составленной по определенной форме, причем суды исходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили главной целью добиться признания последнего. Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах участвовали стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.
Если преступник не был найден, то чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности даже невиновных людей. До суда преступника держали в тюрьме (женщин отдавали на поруки в дом мужа). Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело признавалось сомнительным и требовало дополнительного дознания.
- Введение
- Тема 1. Предмет и методы учебного курса «История государства и права зарубежных стран» Вопросы:
- Предмет истории государства и права зарубежных стран и отграничение от смежных учебных дисциплин.
- Отграничение истории государства и права зарубежных стран от смежных учебных дисциплин.
- Методы истории государства и права зарубежных стран.
- Тема 2. Государство и право в странах Древнего Востока Вопросы:
- Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке и типологические черты восточной деспотии.
- Государственный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное
- Общественный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное
- Право древневосточных государств
- Лекция 3. Эволюция государственности в Древней Греции Вопросы:
- Периодизация государственно-правового развития Древней Греции.
- Эволюция древнеафинского государства.
- 3. Социальная и государственная структура Древней Спарты.
- Лекция 4. Государство и право Древнего Рима Вопросы:
- Периодизация государства и права Древнего Рима. Организация государства в «царский» период.
- Государственный и общественный строй Римской республики
- Государственный и общественный строй Римской империи
- Эволюция римского права.
- Лекция 5. Государство и право Византии. Вопросы:
- 1. Периодизация византийской государственности.
- 2. Государственное и общественное устройство Византии.
- Эволюция византийского права
- Лекция 6. Государство и право Франкской монархии. Вопросы:
- 1. Периодизация государственности салических франков.
- Эволюция государственного устройства Франкской монархии.
- Салический закон как источник раннефеодального права Европы.
- Лекция 7. Государство и право средневековой Франции. Вопросы:
- 2. Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.).
- 3.Общественный и государственный строй Франции в период абсолютной монархии (XVII-XVIII вв.)
- 4. Право Франции в Средние века.
- Лекция 8. Государство и право Германии в Средние века Вопросы:
- 1. Периодизация государственно-правового развития Германии в период Средневековья.
- 2. Германиия в сеньориальный период (IX–XIV вв.)
- 3. Особенности сословно-представительной монархии в Германии (XIV–XVII вв.).
- 4. Германский абсолютизм в XVII–XIX веках.
- 5. Право Германии в феодальный период.
- Лекция 9. Государство и право Англии в Средние века Вопросы:
- 1. Периодизация английского феодального государства.
- 2. Централизованная сеньориальная монархия в Англии (XI-XIII вв.).
- 3.Становление английского парламента в XIII-XV вв.
- Особенности английского «незавершенного» абсолютизма.
- Право средневековой Англии
- Лекция 10. Государство и право Арабского Халифата. Вопросы:
- 1. Периодизация Арабского халифата.
- 2. Государственное и общественное устройство Арабского халифата
- 3. Возникновение и развитие мусульманского права – шариата.
- Лекция 11. Государство и право Китая и Японии в Средние века
- 1. Общая характеристика государства в средневековом Китае.
- 2. Право средневекового Китая
- Общая характеристика государства в средневековой Японии.
- Право средневековой Японии
- Лекция 12 . Эволюция общего права и права справедливости в Англии в Средние века. Вопросы:
- 1. Источники английского права
- 2. Переход от англосаксонского к общему праву Англии
- 3. Юрисдикция по общему праву в средневековой Англии
- 4. Право справедливости, его источники и принципы.
- Лекция 13. Государство и право Великобритании в XVII–XVIII века Вопросы:
- 1. Законодательство английской буржуазной революции XVII в.
- 2. Реставрация монархии 1660 г. И образование в Англии буржуазного государства.
- 3. Эволюция английской конституционной монархии и парламентаризма в XVIII – начале XIX века
- Лекция 14. Формирование и развитие государственности в сша в XVIII в. Вопросы:
- Война за независимость английских колоний 1775-1781 гг. Декларация независимости 1776 года.
- Статьи конфедерации и вечного союза между штатами 1781 года
- Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года.
- Билль о правах 1791 года.
- Гражданская война в сша 1861-1865 гг. Поправки к Конституции 1865-1870 гг.
- Лекция 15. Конституционное законодательство Великой французской революции XVIII в. Вопросы:
- Предпосылки, особенности и этапы Великой французской революции
- Важнейшее законодательство отдельных этапов Великой французской революции
- Лекция 16. Эволюция государственного строя во Франции в Новое время (конец XVIII – конец XIX века) Вопросы:
- Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта
- Вторая республика во Франции.
- 3. Третья республика во Франции.
- Лекция 17. Эволюция государственности в Германии в Новое время
- 1. Развитие германской буржуазной государственности в первой половине XIX века.
- 2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 года
- Лекция 18. Формирование буржуазного права в Западной Европе. Вопросы:
- Гражданский кодекс Франции 1804 года.
- Уголовный кодекс Франции 1804 года.
- Германское гражданское уложение 1896 года
- Лекция 19. Эволюция избирательного права в Англии и сша в XIX- начале XX в. Вопросы:
- 1. Политико-правовые предпосылки избирательных реформ в Англии
- 2. Реформы английского избирательного законодательства 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг.
- 3. Парламентские реформы в Англии начала XX века
- 4. Избирательное право в сша в XIX веке
- Лекция 20. Государство и право Китая и Японии в Новое время Вопросы:
- 1. Государственно-правовое развитие Китая в позднефеодальный период
- 2. Возникновение и развитие буржуазного государства и права в Японии. Реставрация Мэйдзи.
- Лекция 21. Государственно-правовой механизм фашистских диктатур в Западной Европе и Японии Вопросы:
- Генезис фашизма как тоталитарного режима
- 2. Возникновение фашистского государства в Италии
- 3. Государственно-правовой механизм «третьего рейха» в нацистской Германии.
- 4. Возникновение фашистского государства в Японии
- Тема 22. Государство и право Китая и Японии в Новейшее время Вопросы:
- 1.Образование кнр
- Капитуляция Японии во Второй мировой войне. Принятие проамериканской конституции.
- Особенности государственного строя Японии по Конституции 1947 г.
- Лекция 23. Государственно-правовое развитие Великобритании в Новейшее время
- 1. Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время
- 1. Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время
- 2. Гражданское право Великобритании: источники и тенденции развития
- 3. Уголовное право Великобритании: источники и тенденции развития
- Лекция 24. Основные тенденции государственно–правового развития сша
- 2. Антидемократическое законодательство в сша в XX веке
- 3. Эволюция права Соединенных Штатов Америки в Новейшее время
- Лекция 25. Государство и право Германии в Новейшее время Вопросы:
- 1. Конституционно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны
- 2. Общая характеристика Основного закона фрг 1949 года
- 3. Гдр: создание и эволюция до объединения Германии 3 октября 1990 года
- 4. Источники уголовного и гражданского права современной Германии
- Лекция 26. Государство и право франции в новейшее время Вопросы:
- Кризис Третьей республики во Франции в начале XX века и установление «режима Виши» (1940-1944 гг.)
- Государственный строй Четвертой французской республики (1946-1958 гг.)
- Источники уголовного и гражданского права Франции в Новейшее время
- Литература
- Содержание
- Тема 1. Предмет и методы учебного курса «История государства и права зарубежных стран» 4