logo
03080413

2. Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.).

С завершением периода феодальной раздробленности государство при­обрело форму сословно-представительной монархии. Это стало возможным, так как укрепились социально-экономические основы союза королевской вла­сти и городов: благодаря росту городской промышленности и торговли города смогли оказывать монархам ощутимую финансовую помощь. Вокруг королевской власти также сплотились основные группы дворянства, рассчитывая на защиту своего привилегированного поло­жения силами королевской армии, а также ради получения доходных должностей.

К XIV веку во Франции окончательно сложилась фео­дальная социальная структура общества, главным признаком которой являлась наследственная сословность. Французское общество было разделено на три сословия: сословие духовенства; сословие дворянства; «третье» сословие, к которому относились купцы, ремесленники, сво­бодные крестьяне. Первые два сословия были привилегированными, поскольку они освобождались от го­сударственных налогов и повинностей, пользовались преимуществен­ным правом доступа к государственным должностям. Третье сословие было податным. На вершине социальной иерар­хии стояли лица, которые по степени своего могущества и богатства делились на ряд категорий. Так, высшую группу составляли владельцы крупных сеньорий (например, герцоги Норман­дии и Бургундии, графы Шампани и Тулузы) и высшее духовенство (епископы и аббаты больших монастырей). Они счи­тали себя равными королю и назывались пэрами.

Произошли и су­щественные изменения в правовом положении крестьян. Феодалы заме­няют часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. К XIV веку меняется форма крестьянского землепользования: серваж вытесняется цензивой. Цензивой называлось наследственное земельное держание, держатель которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему господину ценз – твердо фиксированную денежную, реже натуральную, ренту, а также выполнял определенные повинности. При соблюдении этих условий цен­зитарий имел право передавать по наследству свою цензиву, заклады­вать, сдавать в аренду и даже продавать ее с согласия сеньора и с уплатой особой пошлины.

Созыв в 1302 году Филиппом IV Красивым Генеральных штатов – высшего органа сословного представительства, создал новую – парламентскую – эпоху развития средневековой Франции. Предшественниками Генеральных штатов во Франции были провинциальные ассамблеи сословий, которые положили на­чало осуществлению идеи сословного представительства на местах. Король Фран­ции впервые созвал сословия, чтобы заручиться их поддержкой в борьбе с папой римским, затем в 1308 году – чтобы получить их согласие на ликвидацию ордена тамплиеров, а, начиная с 1314 года, король стал запрашивать согласие сословий на новые субсидии, унификацию монеты, пополнение казны. Общефранцузские Генеральные штаты явились, таким образом, совеща­тельным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Впоследствии основной их функцией стало вотирование налогов. Значительно возросла в этот период и законодательная активность короля: особым постановле­нием Филиппа IV все должностные лица обязывались испол­нять его приказы.

Каждое сословие заседало в Генеральных штатах от­дельно от других. Первая палата состояла из высшего духовенства; вторая – из депутатов от дворянства; в третьей заседали выборные депутаты от верхушки горожан, «третьего сословия». Каждая палата имела только один голос независимо от числа предста­вителей. Сословия выносили самостоятельные реше­ния. Утверждение решения осуществлялось палатами простым большинством голосов. Между тем король созывал Генеральные штаты по своему усмотрению, поэтому имели место значительные (до 70 лет) перерывы в их деятель­ности. Генеральные штаты, таким образом, представляли интересы дворянства, духовенства и городской аристократии, но не обладали таким самостоятельным статусом, как англий­ский парламент.

Значение Генеральных штатов значительно возросло в середине XIV века во время Столетней войны, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. Воспользовавшись этим, в 1357 году по инициативе депутатов сословий был принят Великий мартовский ордонанс, согласно которому решения Генеральных штатов по вопросам финансово-налоговой политики, законотворчества и назначения должностных лиц должны были быть окончательными и вступать в силу без согласия и одоб­рения короля. Правда, реально действующим источником государ­ственного права этот ордонанс так и не стал, просуществовав всего полтора года. Ограничения королевской власти во Франции в XIV веке парламентом, таким образом, не состоялось.

Параллельно складывалась новая система государственно­го управления в центре и на местах. Символом прежней эпо­хи оставался канцлер, которому подчинялась вся королевс­кая канцелярия. Он представлял короля в Генеральных шта­тах, в дипломатических отношениях, являлся главой корон­ной юстиции, назначал судей, руководил советами феодалов. Возникли и новые должности: государственных казначеев, генералов финансов, тайных секретарей, коннетабля – командира конного рыцарского войска, впоследствии ко­мандира королевской армии. Таким об­разом, стала складываться новая министерская администра­ция. Важнейшим органом в политической системе стал Совет короля. С 1316 года в нем заседали легисты и представители светской и духовной знати, а в 1479 году этот орган власти пре­образуется в учреждение юстиции, состоящее из чиновни­ков. Параллельно сформировался и Тайный совет, на заседа­ния которого приглашали исключительно по желанию коро­ля. Счетная палата, созданная в XIII веке реформами Людовика IX, по-прежнему ведала финансами.

Судебные органы еще не вполне были отделены от админи­стративных, но наметилось их обособление. Парижский парламент рассматривал по первой инстанции наиболее важные уголовные и гражданские дела, а также мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ра­нее рассмотренных или вновь представленных доказательств, осуществляя, таким образом, контроль над местными судами. Правосудие на местах от имени короля (а с XV века королевские ордонансы стали за­конами для всего общества) вершили чиновники – бальи, сенешалы и прево, рассматривавшие основную массу уголовных и гражданских дел. Примерно в то же время церковный суд превратился в специальный суд по делам особой пред­метной и персональной подсудности и образовал инстанционную сис­тему, которая включала в себя:

  1. низшую инстанцию – суд официалов, специальных уполномоченных епис­копа;

  2. вторую инстанцию – суд архиепископа;

  3. третью инстанцию – суд кардинала;

  4. высшую инстанцию – суд римской курии.

К XIV веку относится создание во Франции специального органа уголовного преследования и обвинения – прокуратуры, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затраги­вавшим интересы монархии ("интересы короны").

Вторая половина XIV века и первая половина XV века ознаменовались тем, что в ходе военных реформ королевская армия становится регулярной, значительной по численнос­ти, с централизованным руководством и четкой организацией. Значительные средства использовались для вер­бовки наемников, по большей части иностранцев (немцев, шотланд­цев и т.д.). Офицерские должности занимало исключительно дворян­ство. Сначала по­стоянная армия Франции состояла из отрядов наемников, которые вербовались капитанами из мелкого дворянства. Эти отряды получили название жандармов. В середине XV века соз­даются отряды отборной пехоты, так называемых вольных стрелков, рекрутируемых из крестьян. В мирное время они занимались сельским хозяйством. С распространением огнестрельного оружия падает роль рыцарства в войске и усиливается значе­ние пехоты.