1. Периодизация Арабского халифата.
На огромном пространстве Аравийского полуострова проживали многочисленные арабские племена, среди которых преобладали скотоводы-кочевники, называемые бедуинами. В V–VI веках арабы находились в стадии первобытнообщинных отношений и жили в условиях родоплеменного строя, основанного на кровнородственных связях. Равенства между людьми не было: из богатой знати выдвигались шейхи (главы племен) и сейиды (племенные старейшины). Глава племени осуществлял внутреннее и внешнее руководство, разбирал споры между соплеменниками, председательствовал на собраниях знати, в некоторых случаях исполнял обязанности служителя религиозного культа. Между племенами велись постоянные войны, а в VII веке началось разложение родоплеменных отношений. Появились состоятельные люди – купцы, ростовщики, владельцы обработанных земель, крупных стад и рабов. Однако рабовладельческий уклад в Аравии не развился – преобладал ранеефеодальный способ производства.
Арабский халифат как средневековое феодальное государство сложился в результате кризиса рабовладельческих отношений на территории Аравии, разложения первобытнообщинного строя и возникновения классовых противоречий в арабских племенах, а также необходимости противостоять внешним завоевателям. Характерной чертой формирования государства у арабов в VII веке была религиозная окраска этого процесса, тесная связь между образованием феодальной государственности и возникновением новой монотеистической религии – ислама «покорность Богу».
Пророк Мухаммед (570–632), имя которого означает «дар Божий», стал основателем новой государственности и нового образа жизни. Он призвал людей к исламу (покорности, миру с богом, Аллахом) - ведь древнесемитское слово «ал» означает единый всемогущий бог. Мусульмане (покорные) должны были теперь верить в единого бога, служить ему в ожидании конца света и судного дня. Основой ислама стал Коран – священная книга и свод законов мусульман (от араб. al koran – чтение вслух). Текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через Джебраила (аналог библейскому архангелу Гавриилу). Джебраил читал Мухаммеду начертанные на небе письмена – откровения, а Мухаммед передавал их через проповеди людям. Проповеди записывались секретарями-писцами, приверженцами Мухаммеда на пальмовых листах, плоских костях, камнях, еще чаще заучивались наизусть и произносились речитативом. Было записано 114 сур (сура – глава), состоящих из аятов (чудо, знамение, стих).
Призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничение ростовщичества, установление милостыни беднякам, освобождение рабов, честность в торговле) вызвали недовольство племенной купеческой знати «откровениями» Мухаммеда. Примечательно, что Мухаммед лично не стремился к богатству и роскоши, но впоследствии обеспечил членов своего рода, постановив (Коран, гл. 8, стих. 42), что с любой военной добычи пятая часть принадлежит богу, посланнику его, (т.е. Мухаммеду), родственникам его, а также сиротам воинов, погибших в «священной войне», нищим и странникам. В 622 году пророку пришлось бежать с группой ближайших сподвижников из Мекки в Ясриб (позднее – Медина, «город пророка»). В Медине проповеди и деятельность Мухаммеда имели большой успех. Люди толпами обращались в ислам1. Здесь пророку удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая бедуинов. Здесь же была возведена первая мечеть, определен порядок мусульманского богослужения: каждый истинно верующий в Аллаха должен был совершать пять молитв в день. Мечеть во главе с имамом (т.е. стоящим впереди) стала местом проповедей, молитв, богослужения, культурным и образовательным центром. С помощью новой религии и военных отрядов началась борьба с противниками новой социально-политической структуры. Если в Мекке Мухаммед был непризнанным и гонимым религиозным проповедником, то в Медине он проявил талант дипломата и военного вождя, вокруг которого объединились широкие слои населения Аравии. Здесь сложилось учение первоначального ислама, причем учение об ангелах, антихристе, о воскрешении умерших и Страшном суде, загробном воздаянии за добрые и злые дела, о дьяволе и об аде почти не отличается от христианского учения. В то же время в Медине произошло окончательное размежевание мусульман с «людьми писания» – сначала с иудеями, а потом с христианами. 8 июня 632 года. Мухаммед умер и был погребен в Медине.
Отличительной чертой ислама является учение о «священной войне за веру» – джихаде, возникшее в огне войн мусульман с «идолопоклонниками» Мекки и иудеями Медины. Религия, таким образом, сыграв в Арабском халифате объединительную роль, способствовала не только сплочению арабов в единое государство, но и стала основной целью завоевательных походов. Если в других государствах Древнего Востока, Античности, Средневековья религия была вспомогательным фактором при покорении иных народов, то у арабов ислам оказался фактором определяющим. Так, тридцатилетнее правление первых четырех халифов: Абу Бекра (632–634 гг.), Омара I ибн аль-Хаттаба (634–644 гг.), Османа ибн Аффана (644–656 гг.) и Али ибн Абу Талиба 1 (656–661 гг.) – было периодом обширных арабских завоеваний. Неслучайно этих халифов назвали «праведными», а период их правления изобразили как счастливое время господства исламского правоверия и чистой теократии.
Исследователи, кроме того, считают, что ислам – самая последовательная монотеистическая религия. В Коране Аллах выступает как единственный, высший, всемогущий, мудрый, всемилостивейший творец всего сущего и верховный судья – он есть недетерминированная воля. Таким образом, ислам – классическая теократия1. При этом сам Мухаммед не отвергал учения Авраама, Моисея и Христа, а считал себя их продолжателем; кроме того, он провозгласил арабов единым народом, независимо от их племенного происхождения.
Первыми идеи ислама восприняли бедняки, движение приобрело народный характер, и уже к 20–30 годам VII века завершилось первоначальное оформление религиозной мусульманской общины (уммы) во главе с Мухаммедом. Она стала основой исламской государственности, суть которой – равенство перед Аллахом; соответственно все были равны перед властью халифа. Такой принцип организации уммы способствовал ее быстрому расширению за счет новообращенных в ислам. Именно ислам стал идеологическим стержнем нового государства, а община верующих – основой государственной организации.
Историю раннефеодального Арабского халифата специалисты условно подразделяют на два больших периода:
-
Дамасский, или период правления династии Омейядов (661–750 гг.),
-
Багдадский, или период правления династии Абассидов (750–1258 гг.).1
Под руководством халифов в VII–VIII веках были завоеваны обширные территории, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабы попытались захватить всю континентальную Европу, но в битве при Пуатье (Франция) в 732 году были остановлены ополчением государства франков под руководством Карла Мартелла.
Между тем уже к IX веку обнаружился различный уровень экономического развития входивших в состав Халифата стран, и отчетливо стала видна слабость хозяйственных связей между ними. Произошла концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати, в связи с чем возникла борьба внутри класса феодалов. Она усугубилась народно-освободительными и антифеодальныеми восстаниями (например восстание Абу-Хабра в 841 году), в различных частях Халифата. Все эти факторы в совокупности обусловили распад единого государства и привели к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств. В начале IX века отделился Кордовский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века и Египет. Халиф же сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии. В ХШ веке восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями и Хулагу, последний халиф бывшего могущественного Халифата, был убит. А в западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась вплоть до начала XVI века.
- Введение
- Тема 1. Предмет и методы учебного курса «История государства и права зарубежных стран» Вопросы:
- Предмет истории государства и права зарубежных стран и отграничение от смежных учебных дисциплин.
- Отграничение истории государства и права зарубежных стран от смежных учебных дисциплин.
- Методы истории государства и права зарубежных стран.
- Тема 2. Государство и право в странах Древнего Востока Вопросы:
- Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке и типологические черты восточной деспотии.
- Государственный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное
- Общественный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное
- Право древневосточных государств
- Лекция 3. Эволюция государственности в Древней Греции Вопросы:
- Периодизация государственно-правового развития Древней Греции.
- Эволюция древнеафинского государства.
- 3. Социальная и государственная структура Древней Спарты.
- Лекция 4. Государство и право Древнего Рима Вопросы:
- Периодизация государства и права Древнего Рима. Организация государства в «царский» период.
- Государственный и общественный строй Римской республики
- Государственный и общественный строй Римской империи
- Эволюция римского права.
- Лекция 5. Государство и право Византии. Вопросы:
- 1. Периодизация византийской государственности.
- 2. Государственное и общественное устройство Византии.
- Эволюция византийского права
- Лекция 6. Государство и право Франкской монархии. Вопросы:
- 1. Периодизация государственности салических франков.
- Эволюция государственного устройства Франкской монархии.
- Салический закон как источник раннефеодального права Европы.
- Лекция 7. Государство и право средневековой Франции. Вопросы:
- 2. Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.).
- 3.Общественный и государственный строй Франции в период абсолютной монархии (XVII-XVIII вв.)
- 4. Право Франции в Средние века.
- Лекция 8. Государство и право Германии в Средние века Вопросы:
- 1. Периодизация государственно-правового развития Германии в период Средневековья.
- 2. Германиия в сеньориальный период (IX–XIV вв.)
- 3. Особенности сословно-представительной монархии в Германии (XIV–XVII вв.).
- 4. Германский абсолютизм в XVII–XIX веках.
- 5. Право Германии в феодальный период.
- Лекция 9. Государство и право Англии в Средние века Вопросы:
- 1. Периодизация английского феодального государства.
- 2. Централизованная сеньориальная монархия в Англии (XI-XIII вв.).
- 3.Становление английского парламента в XIII-XV вв.
- Особенности английского «незавершенного» абсолютизма.
- Право средневековой Англии
- Лекция 10. Государство и право Арабского Халифата. Вопросы:
- 1. Периодизация Арабского халифата.
- 2. Государственное и общественное устройство Арабского халифата
- 3. Возникновение и развитие мусульманского права – шариата.
- Лекция 11. Государство и право Китая и Японии в Средние века
- 1. Общая характеристика государства в средневековом Китае.
- 2. Право средневекового Китая
- Общая характеристика государства в средневековой Японии.
- Право средневековой Японии
- Лекция 12 . Эволюция общего права и права справедливости в Англии в Средние века. Вопросы:
- 1. Источники английского права
- 2. Переход от англосаксонского к общему праву Англии
- 3. Юрисдикция по общему праву в средневековой Англии
- 4. Право справедливости, его источники и принципы.
- Лекция 13. Государство и право Великобритании в XVII–XVIII века Вопросы:
- 1. Законодательство английской буржуазной революции XVII в.
- 2. Реставрация монархии 1660 г. И образование в Англии буржуазного государства.
- 3. Эволюция английской конституционной монархии и парламентаризма в XVIII – начале XIX века
- Лекция 14. Формирование и развитие государственности в сша в XVIII в. Вопросы:
- Война за независимость английских колоний 1775-1781 гг. Декларация независимости 1776 года.
- Статьи конфедерации и вечного союза между штатами 1781 года
- Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года.
- Билль о правах 1791 года.
- Гражданская война в сша 1861-1865 гг. Поправки к Конституции 1865-1870 гг.
- Лекция 15. Конституционное законодательство Великой французской революции XVIII в. Вопросы:
- Предпосылки, особенности и этапы Великой французской революции
- Важнейшее законодательство отдельных этапов Великой французской революции
- Лекция 16. Эволюция государственного строя во Франции в Новое время (конец XVIII – конец XIX века) Вопросы:
- Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта
- Вторая республика во Франции.
- 3. Третья республика во Франции.
- Лекция 17. Эволюция государственности в Германии в Новое время
- 1. Развитие германской буржуазной государственности в первой половине XIX века.
- 2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 года
- Лекция 18. Формирование буржуазного права в Западной Европе. Вопросы:
- Гражданский кодекс Франции 1804 года.
- Уголовный кодекс Франции 1804 года.
- Германское гражданское уложение 1896 года
- Лекция 19. Эволюция избирательного права в Англии и сша в XIX- начале XX в. Вопросы:
- 1. Политико-правовые предпосылки избирательных реформ в Англии
- 2. Реформы английского избирательного законодательства 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг.
- 3. Парламентские реформы в Англии начала XX века
- 4. Избирательное право в сша в XIX веке
- Лекция 20. Государство и право Китая и Японии в Новое время Вопросы:
- 1. Государственно-правовое развитие Китая в позднефеодальный период
- 2. Возникновение и развитие буржуазного государства и права в Японии. Реставрация Мэйдзи.
- Лекция 21. Государственно-правовой механизм фашистских диктатур в Западной Европе и Японии Вопросы:
- Генезис фашизма как тоталитарного режима
- 2. Возникновение фашистского государства в Италии
- 3. Государственно-правовой механизм «третьего рейха» в нацистской Германии.
- 4. Возникновение фашистского государства в Японии
- Тема 22. Государство и право Китая и Японии в Новейшее время Вопросы:
- 1.Образование кнр
- Капитуляция Японии во Второй мировой войне. Принятие проамериканской конституции.
- Особенности государственного строя Японии по Конституции 1947 г.
- Лекция 23. Государственно-правовое развитие Великобритании в Новейшее время
- 1. Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время
- 1. Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время
- 2. Гражданское право Великобритании: источники и тенденции развития
- 3. Уголовное право Великобритании: источники и тенденции развития
- Лекция 24. Основные тенденции государственно–правового развития сша
- 2. Антидемократическое законодательство в сша в XX веке
- 3. Эволюция права Соединенных Штатов Америки в Новейшее время
- Лекция 25. Государство и право Германии в Новейшее время Вопросы:
- 1. Конституционно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны
- 2. Общая характеристика Основного закона фрг 1949 года
- 3. Гдр: создание и эволюция до объединения Германии 3 октября 1990 года
- 4. Источники уголовного и гражданского права современной Германии
- Лекция 26. Государство и право франции в новейшее время Вопросы:
- Кризис Третьей республики во Франции в начале XX века и установление «режима Виши» (1940-1944 гг.)
- Государственный строй Четвертой французской республики (1946-1958 гг.)
- Источники уголовного и гражданского права Франции в Новейшее время
- Литература
- Содержание
- Тема 1. Предмет и методы учебного курса «История государства и права зарубежных стран» 4