logo
03080413

Право древневосточных государств

Источниками права в Древнем Египте первоначально были обычаи, а с развитием государства – также законодательная деятельность фараонов.

Наша малая информированность о египетской право­вой системе объясняется тем, что, к сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Самые первые законы были якобы написаны Миной (Менесом), основателем первой династии фараонов. Имеются данные о фараонах, которые состав­ляли сводные законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти ценнейшие памятники права не сохранились и вероятно мало шансов найти их. Наличие свода законов косвенно подтверждается в речении Ипусера (XVIII в. до н.э.): «Свитки законов судебной палаты выбро­шены, и по ним ходят на перекрестках...». Ипусер был огорчен гибелью за­конности и правопорядка. Народное восстание, свидетелем которого он был, до основания разрушило весь государственный правовой механизм («Начальники повержены, спасаются бегством»).

В типичной восточной деспотии – Древнем Египте – право верховной собственности на весь земельный фонд было закреплено за фараоном. С его одобрения совершались различные формы земельных пожалований отдельным субъектам. Еще в древности египетские законы содержали детальные предписа­ния о праве собственности, его формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуще­ством. Сделки с землей, скотом, рабами заключались по ритуалу, с уча­стием свидетелей, в том числе жреца, и обычно в суде. Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок пере­хода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

В Египте существовали следующие виды земельных владений: государственные; храмовые; частные; общинные. Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли свободно совершать различные сделки с землей – да­рить, продавать, передавать по наследству. Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло нахо­диться в личной и иной собственности более широкого круга лиц и быть предметом различных сделок. Отметим виды договоров, наиболее типичных для древнеегипетского права: договор займа; договор найма; договор купли-продажи; договор аренды земли; договор поклажи; договор товарищества.

Египетское право содержало нормы о браке и семье. Родители и близкие принимали самое активное участие в подборе жениха и невесты. Согласия молодых не всегда спрашивали. Браки между кровными родственниками запреща­лись, но фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях. Судья как-то сказал: «Никакой закон не разрешает браки с сестрами, но закон дозволяет фараону делать все, что он хочет». В Древнем Египте существовали гаремы. А Рамзес II за 67 лет царство­вания имел пять главных жен, «великих царских супруг», и много жен рангом ниже. У него было 162 сына.

Брак в Древнем Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собствен­ностью жены, что также определялось договором. Замужняя женщина могла распоряжаться своим имуществом.

Развод осуществлял­ся свободно для обеих сторон. Если развод начинался по инициативе мужа, жене возвращалась часть приданого и часть иму­щества, нажитого совместно. Жене полагалась доля приданого и в том случае, если она покидала мужа по своей воле. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продать или подарить могла только свою долю. Как видим, древнеегипетские законы последовательно охраняли имущественные интересы женщины.

Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, однако в «разумных пределах»: увечья наказывались. Виновный должен был до­казывать, что больше не тронет свою жену, иначе мог получить сто палоч­ных ударов и лишиться прав на совместно приобретенное имущество.

Женитьба, размеры приданого, рождение ребёнка, смерть фиксиро­вались в Доме жизни. При таком акте присутствовали свидетели. В отличие от греков, египтяне не целовались, а прикасались друг к другу носами. Супруги затем вместе ходили в храмы, причем муж мог держать жену за талию даже в общественных местах. Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены каралась смертью. Жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа», была сожжена, – говорится в одной из надписей. В другой сказано, что за неверность муж убил жену и бросил собакам.

Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по за­вещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена.

Древнеегипетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно условно объединить в следующие группы:

В числе древнеегипетских преступлений также упоминаются: восстания против фараона; не­повиновение властям; отказ участвовать в общественных работах; ограб­ление; взятки; чародейство; убийство кошки, льва, крокодила, совы, лету­чей мыши, если они считались священными животными в данной мест­ности.

Законы и обычаи особо охраняли культовые сооружения. «Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа, того ждет проклятье...». «Кто содеет подобное, да сожрет его кро­кодил, да укусит его змея. Никто не нальет им воды, не совершит погре­бальных церемоний, сыновья не займут их место, будут голодать, их боги не получат хлеба. Их жен будут насиловать на их глазах».

Целью наказаний было устрашение. Преступников ставили к столбу, избивали палками, пытали, отправляли на каторгу в рудники, каменоломни, хоронили живьем – однако не помогало: в начале цар­ствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были вскрыты и ограблены. Установлен исторический факт сговора стражников с грабителями, низшими жрецами, чиновниками. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести пре­ступления. Участники восстания подлежали поголовному истреблению. За другие тяжкие преступления могли сослать в рудники. Жестокие казни предусматривались по отношению к грабителям царских гробниц, а за хищение храмового имущества взыскивался штраф в 100–кратном размере (обычная кража требовала компенсации в 2–3-кратном размере). Подделка документов каралась отсечением руки. Лишение чести считалось одним из тяжелых и позорных наказаний и применялось за дезертирство из армии, неподчинение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.

На начальном этапе существования Древнего царства преступления против родствен­ников разбирал глава семьи, позднее эта функция перешла к судье. Пре­дания содержат нелестные отзывы о представителях судейского сословия за их крючкотворство, пристрастность. Судебный процесс проходил одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны (частное производство). В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство в целом носило письменный характер.

Законы Хаммурапи в Древнем Вавилоне. Знаменитый и уникальный в своем роде свод норм древнего права был составлен в XVIII в. до н.э. по указанию и, возможно, с участием самого Хам­мурапи. Законник обнаружили французские археологи в 1901 году. Черный базальтовый столб, на котором высечен текст законов, сохра­нил изображение Хаммурапи.

По мнению ученых, Законник подвел итоги деятельности правителя. Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные. Законник отражает многовековой итог юридической мысли и прак­тики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Он со­стоит из трех условных частей: введения, перечня 282 статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия.

Источниками сборника послужили: обычное право; шумерские судебники; нововавилонское законодательство, судебные казусы.

При царе Хаммурапи собственность на землю достигла наивыс­шего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царская; храмовая; общинная; личная. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием индивидуальной (личной) собственности на землю сокращались общинные земли. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству. Каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не суще­ствовало.

Законодательству Хаммурапи были известны договоры: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения. Большую роль в гражданско-правовых отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвящен­ных аренде поля, сада, даже еще не освоенной земли. В Законах упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Уста­навливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить развитие долгового рабства. Законы под­робно регулировали следующие положения:

Договор купли-продажи также был распространен ввиду суще­ствования личной собственности на движимое и недвижимое имуще­ство. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями: продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществ­лялась в письменной форме при свидетелях; существовал своеобразный «гарантийный срок», например, 1 год при продаже раба; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

Брак заключался на основе письменного договора между будущим му­жем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество; сохраняла право на принесенное ею приданое; имела право на развод; могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подверга­лась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь дополнительную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей; отдавать их в качестве заложников за свои долги; отре­зать язык за злословие по поводу родителей.

Хотя закон и признавал наследование по завещанию, преимущественным способом наследования по Законам Хаммурапи являлась наследование по закону. В качестве на­следников выступали: дети, в том числе усыновленные; внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего пре­ступления.

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые призна­ются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Однако из содержания правовой компиляции можно условно выделить три вида преступлений:

К преступлениям против личности законы относили неосторожное убий­ство. Об умышленном убийстве ничего не говорилось. Подробно рассматривались различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечалось причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называли кражу скота, ра­бов. Отличными от кражи преступлениями считались грабеж, укрыва­тельство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считали прелюбо­деяние (неверность жены, но не мужа) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие авторитет отцовской власти.

Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие. Основными видами наказаний являлись:

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом талиона» – «равное за равное», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпев­шему.

Ведение процесса по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное ст.2 Законов). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично ис­следовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой круп­ного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

Переходя к главному памятнику древнеиндийского права – Законам Ману отметим, что они являются так называемой дхармашастрой – сборником норм, правил (дхарм), определявших поведение древних индусов в их повсед­невной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были, скорее, философско-этическими, чем правовыми. Всего в Законах Ману 12 глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме ритмических двустиший (шлок). Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, отчасти в III и XII, имеют преимущественно правовое содержание. Прочие главы в основном отражают существующее варновое (кастовое) устройство.

По форме Законы Ману являются сборником священных текстов и норм обычного права. Законодатель внес в этот величайший труд многие правовые идеи Ригведы, Махабхара­ты, Артхашастры, а также опыт государственного управления до и после династии Маурьев. И, наконец, в нем нашли отражение взгляды знаме­нитых философов, теологов, выдающихся государственных деятелей на право, управление, на этику и смысл человеческой жизни.

Брахманы (составители законов) стремились ограничить самодержавие царя. В Законах Ману неоднократно повторяется мысль, что первейшая обязанность монарха – охрана, защита подданных, обеспечение условий выполнения людьми дхарм. Весьма показательно, что в законах Ману нет указаний на право царя издавать законы. Более того, традиция предупреждает царя о тяжких карах за несоблюдение главных обязанностей, вплоть до права подданных выступать против неугодного правителя.

В соответствии с Законами Ману существовали следующие способы воз­никновения права собственности: наследование; получение в виде дара или находки; покупка; завоевание; ростовщичество; исполнение работы; получение милостыни; давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу меж­ду «собственностью» и «владением», уделяя значительное внимание ох­ране личной собственности, в первую очередь, собственности на зем­лю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и земли частных лиц. Законы Ману охраняли также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное из этой категории.

В Законах Ману рассматриваются и обязательственные правоотношения. В ос­новном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматри­ваются следующие виды договоров: договор займа; договор найма рабочей силы; договор аренды земли; договор купли-продажи; договор дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в назначенный срок, он обязан был его отработать. Допуска­лось возвращение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В слу­чае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда свободных наемных работников (кармакаров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабо­чей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Не­исполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью, и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проник­новения в общину процесса имущественной дифференциации – землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету дого­вора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу и т.п. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных при­чин, но не позднее, чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматривались также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, а также вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в ре­зультате которой муж покупал себе жену, и она становилась его соб­ственностью. Главой семьи был мужчина. Законы Ману требовали от жены почитать сво­его мужа как бога, даже если он «лишен добродетели». Женщина полнос­тью зависела от своего супруга и сыновей – в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – под влас­тью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни. В соответствии с варновым устройством общества жена должна была принадле­жать только той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, а только по закону: имущество после смерти родителей либо дели­лось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который ста­новился своего рода опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

Законам Ману известны следующие уголовно-правовые категории: формы вины; рецидив; соучастие; зависимость тяжести преступления от принадлежности потерпевшего или виновного к определенной варне. Законы Ману знали также понятие необходимой обороны (убийство, со­вершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось). Это указывает на относительно высокий уровень развития уголовно-правовой отрасли. В то же время Законы со­хранили следующие понятия: принцип талиона (равное за равное); ордалиия (суд богов); принцип коллективной ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, выделяемых Законами Ману:

На первом месте по тяжести стоят государственные преступления – служба врагам царя, поломка городской стены либо городских ворот.

Далее Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений законы выделяют кражу как тайное похищение имущества, отграничивая её от грабежа, совершаемо­го в присутствии потерпевшего. Если же хищение было сопряжено с применением насилия к потерпевшему, то это выделялось в отдельный вид преступлений (разбой). Учитывалось также, был ли застигнут вор на месте преступления, совершена кража днем или ночью. Наказывались укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили убий­ство и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем вора, сквернослова и причинителя телесных повреждений.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы, в частности, считали прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Существовало множество видов наказаний, в том числе: смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на раскаленной кровати или на костре, утопление, затравливание собаками и др.); брахману взамен смертной казни полагалось бритье головы; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); тюремное заключение; штрафы; изгнание.

Различия в ведении процесса по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил преимущественно состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать пово­дов, в том числе: неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Суд от админист­рации не был полностью отделен. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Верховный суд вершил царь с брахманами. Законы детально регламентировал использование свидетельских пока­заний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины – последние могли свидетельствовать лишь «за» или «против» женщин. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись орда­лии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.

Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы. Право различало понятия собственности, владения и распоряжения. Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владе­ла ею община, и это являлось основой хозяйственной жизни. Знать получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о сделках с куплей-продажей земли в частную собственность не сохранились.

В XI в. до н.э. (начало правления династии Чжоу) проводилась важная земельная реформа. Царь (ван) в своих интересах ввел так называемую систему колодезных полей: каждая община имела девять полей, участков, квадратов. Восемь полей находились в частном пользовании крестьян. Девятое, в центре, обрабатывалось совместно всеми общинниками. Урожай с него шел вану. Реформа обеспе­чила своевременное и регулярное поступление в казну основной части натуральной подати с общины. Подать была не слишком обременительной для крестьян (меньше, чем десятина).

В позднем Чжоу положение крестьян ухудшилось, так как крупные собственники стали делить пожа­лованные земли на участки и сдавать их в аренду на кабальных условиях. Новая система вводилась не сразу, а в течение нескольких столетий (с VI до III вв. до н.э.), но подорвала основы общинного землевладения. Появление денег, ростовщичества, свободной купли-продажи земли означало вступление китайского общества в новый этап его развития.

Рабы в период Инь были объектом государственной собственности. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, институт купли-продажи рабов еще не был развит. Лишь во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V–III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные. В период Цинь (III вв. до н.э.) возникает широкая и свободная торговля рабами.

Древнекитайское обязательственное право регламентировало различные виды договоров, в том числе: договор мены; договор купли-продажи; договор дарения; договор займа; договор аренды земли; договор личного найма. Договор мены появился одним из первых. Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины. Широкое распространение получили договоры дарения земли, рабов, ко­лесниц, оружия и другого имущества. Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали возможности отсрочки платежа, внесения залога, вы­дачи письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство. В V–III вв. до н.э. часто заключался договор аренды земли.

Брак в Древнем Китае заключали родители. Семья была большая, патриархальная, с культом предков и многоженством. Муж (отец) имели в семье абсолютную власть. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа и не могла иметь личного имущества. Право унаследовать имущество жена имела, но это право было ограниченным.

Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выде­лить:

государственные – мятеж, заговор; религиозные – шаманство, выбрасывание золы на улицу; против личности – убийство, нанесение телесных повреждений; против собственности – кража, грабеж, убой чужого скота; воинские – неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др. Вообще же в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных деяний, признававшихся преступлениями.

Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен сис­темой телесных наказаний и широким применением смертной казни. Основной целью наказания во времена династии Цинь окончательно становится устрашение. За преступления осужденных приговаривали к различным видам наказания: битью палками, ударам плетью, отрезанию носа, отсечению ног, рук, ушей, выкалыванию глаз, превращению жен­щин в рабынь-затворниц и смертной казни. Смертная казнь была простая (обезглавлива­ние) и квалифицированная: сожжение, повешение, четвертование, закапывание живьем и землю. Но существовал и выкуп за наказание. Так, избежать клеймения можно было, уплатив вану 100 хуаней (примерно 2 килограмма меди) за ногу, за нос – 200 хуаней, за оскорбление – 600, за смертную казнь – 1000. Наказания мно­жили число инвалидов, но, судя по всему, преступность не исчезала. Система наказания знала укрывательство и недоносительство, за что виновного рубили пополам. Община, где действовало пра­вило круговой поруки, отвечала за правонарушения своих членов.

Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинитель­но-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, Высшей судебной инстанцией являлся император (ван), который мог непос­редственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах испол­няли представители местной администрации. Мелкие проступки, споры об имуществе рассмат­ривали органы общины (суд еще не был отделен от администрации).

Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были лица, разыскивавшие преступников, боровшиеся с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения).

Конфуций (V в. до н.э.) и его единомышленники распространяли в Древнем Китае новые взгляды на роль права. По их мнению, деление людей на правите­лей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Кон­фуцианство проповедовало сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших – старшим; осуждало чрезмерное обога­щение; требовало от властей заботиться о бедных.