logo
03080413

3. Третья республика во Франции.

Сразу после разгрома Коммуны было созвано Национальное собрание, выборы в которое прошли еще в феврале 1871 года. Собрание должно было решить, каким теперь будет французское государство. На это ушло четыре года, так как в Собрании произошел раскол на сторонников монархии и республики, причем разномастных монархистов было гораздо больше. И все же с перевесом в один голос 25 февраля 1875 года Национальное собра­ние приняло Конституционный закон об организации государственной власти.

Этот закон – один из трех, составлявших конституцию, - устанавливал республиканский строй, однако делал это осторожно, лишь косвенно упоминая о нем. Парламент Франции состоял из двух палат: Палата депутатов избиралась всеобщим голосо­ванием на четыре года; Сенат из 300 человек избирался на девять лет департаментами и колониями, т.е. заморскими французскими терри­ториями. На основании Закона об организации Сената от 24 февраля 1875 года Сенат не мог быть распущен и каждые три года обновлялся на треть. Участие палат в законодательном процессе было равное.

Главой исполнительной власти являлся президент, избираемый парламентом сроком на семь лет. Президент был ответствен перед парламентом. По правилу контрассигнатуры его подпись требовала визирования министрами. Президент мог быть подвергнут импичменту, для чего Сенат преобразовывался в Верховный суд. Еще больше власть президента была ослаблена после принятия Закона об отношениях между государственными властями 16 июля 1875 года. По этому закону Франция окончательно превращалась в парламентскую республику с преобладанием законодательной ветви власти. 14 августа 1884 года этот строй был закреплен поправкой к конституционным законам, в которой было сказано: «Республиканская форма правления не может быть предметом предложения о пересмотре».

Эволюция Третьей республики показала, что у парламентского государст­венного строя были серьезные недостатки. Превосходство парламента, в котором, в свою очередь, обозначилось превосходство Палаты депу­татов над Сенатом, делало правительство очень неустойчивым, не­способным проводить стабильную и целенаправленную политику. Многопартийная система усугубляла эту политическую нестабиль­ность, и множество мелких, средних, даже относительно крупных партий вынуждены были создавать коалиции, блоки для по­беды на выборах. После прихода к власти эти объединения развали­вались: с 1875 по 1939 годы во Франции сменилось 91 правительство. Дольше всех продержался кабинет Ж. Клемансо (по прозвищу Тигр), просуществовавший три года, два месяца и два дня (с 16 ноября 1917 года по 18 января 1920 года). Меньше всех продержались правительства Э. Эррио и Ф. Буиссона – по три дня каждое: с 19 по 21 июля 1926 года и с 1 по 4 июня 1935 года. Были политики-рекордсмены, например А.Бриан, который 25 раз становился министром и 11 раз – председателем совета министров; за это он получил прозви­ще Эквилибриста1.

Несмотря на явные проблемы в организации государственных властей, Третья республика просуществовала дольше других в Новейшей истории Франции – 65 лет. Ее финалом стала капитуляция перед Гитлером в 1940 году.