40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
В преамбуле к Закону Украины «О Государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 г2, отмечено, что Украина, руководствуясь Конституцией Украины, Декларацией о государственном суверенитете3Украины и Актом провозглашения независимости
1 ГолосУкраїни. — 1998. — № 63. — С.4.
2 Відомості Верховної Ради України. — 1992. — № 2. — Ст.5.
3 Відомості Верховної Ради України. — 1990. — № 31. — Ст.429.
786
>>>787>>>
Украины1, неуклонно проводит политику мира, выступает за укрепление безопасности народа Украины, исходя из принципов незыблемости государственных границ, что является отображением территориальной целостности, политической и экономической независимости, суверенитета и единства Украины.
Государственная граница Украины является неприкосновенной. Любые нарушения ее решительно пресекаются. В ст. 1 этого Закона определяется, что государственной границей Украины является линия и вертикальная поверхность, проходящая по этой линии, которые определяют границы территории Украины: суши, вод, недр, воздушного пространства. Охрана государственной границы Украины является неотъемлемой частью общегосударственной системы обеспечения национальной безопасности и заключается в осуществлении политических, правовых, организационных, экономических, экологических, санитарно-карантинных, военных, оперативных, технических и иных мероприятий.
Военная, политическая, оперативная охрана государственной границы возлагается на Погранвойска Украины, а в воздушном пространстве — на войска противовоздушной обороны Украины. Основными задачами охраны государственной границы являются обеспечение установленного режима государственной границы и пограничного режима.
В ст. 8 Закона Украины «О Государственной границе Украины» определяется режим государственной границы Украины, как порядок пересечения государственной границы Украины. Железнодорожное, автомобильное, морское, речное, паромное, воздушное и прочее перемещение через государственную границу Украины осуществляется в пунктах пропуска, которые устанавливаются Кабинетом Министров Украины согласно законодательству Украины и международных договоров Украины.
Пункт пропуска через государственную границу Украины — это специально выделенная территория на железнодорожных и автомобильных станциях, в морских и речных портах, аэропортах с комплексом зданий, сооружений и технических средств, где осуществляются пограничный, таможенный и прочие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества.
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу Украины определяется согласно с законодательством Украины компетентными органами по согласованию с Погранвойсками Украины. В помещениях и местах, где осуществляется пограничный контроль, Погранвойска устанавливают дополнительные режимные правила, регламентирующие порядок допуска в них лиц, которые принимают участие в контроле и обслуживании пассажиров и транспортных средств зарубежного направления.
1 Відомості Верховної Ради України. — 1991. — № 38. — Ст.502.
787
>>>788>>>
Охрана государственной границы Украины на суше, море, реках, озерах и иных водоемах возлагается на Погранвойска Украины, а в воздушном пространстве — на Войска воздушной обороны Украины. Погранвойска и Войска воздушной обороны Украины при выполнении задач по охране государственной границы Украины руководствуются Законом Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 г.1, Законом Украины «О Погранвойсках» от 4 ноября 1991 г.2, актами законодательства Украины, международными договорами Украины, а также актами, которые издаются компетентными органами Украины. Обязанности и права Погранвойск и Войск воздушной обороны Украины относительно охраны государственной границы Украины определяются вышеуказанными законами и иными актами законодательства Украины.
Главной задачей Погранвойск Украины является обеспечение неприкосновенности государственной границы Украины, а также охрана исключительной (морской) экономической зоны Украины.
Центральным органом управления Погранвойск Украины является Государственный комитет по делам охраны государственной границы Украины, который подчиняется Кабинету Министров Украины. Председателем Государственного комитета является командующий Погранвойсками Украины. Он назначается и освобождается с должности Президентом Украины. Организационная структура состоит из пограничных округов, застав, отрядов, нарядов, а также иных частей.
Деятельность Погранвойск Украины строится на принципах законности, гласности, соблюдении прав и свобод граждан, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и населением. Деятельность любых политических партий и движений в Погранвойсках Украины запрещается. Гласность в деятельности Погранвойск Украины обеспечивается систематическим информированием органов государственных властей и управления, общественных объединений, граждан, средств массовой информации о состоянии охраны государственной границы и мероприятиях по ее укреплению.
Погранвойска Украины свою деятельность осуществляют согласно Конституции и Законам Украины. Никакие чрезвычайные обстоятельства или указания должностных лиц не могут быть основанием для любых незаконных действий или бездеятельности пограничников. Использование Погранвойск Украины не по назначению запрещается.
Положенные государством на Погранвойска Украины задачи и функции определяют их основные полномочия.
1Відомості Верховної Ради України. — 1992. — № 2. — Ст. 7
2Там же. — 1992. — № 2. — Ст. 5.
788
>>>789>>>
Исполняя свои полномочия в границах пограничной полосы, контролируемого пограничного района, в пунктах пропуска через государственную границу Украины Погранвойска Украины наделяются правами:
— располагать пограничные наряды, передвигаться при исполнении служебных обязанностей по любым участкам местности;
— вести дознание в делах о нарушении государственной границы Украины, осуществлять оперативно-розыскную деятельность согласно действующему законодательству;
— осуществлять административное задержание лиц, нарушивших режим государственной границы Украины, пограничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную границу Украины;
— рассматривать дела об административных правонарушениях, связанные с нарушением правил пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины;
— удерживать лиц, подвергнутых административному задержанию, в изоляторах временного содержания или в иных помещениях, специально оборудованных для этих целей. О каждом случае административного задержания, личного осмотра задержанного, осмотра и изъятия вещей, которые при нем находятся, составляется протокол и сообщается прокурору и пр.
Погранвойска Украины осуществляют иные действия относительно охраны государственной границы Украины, исключительной (морской) экономической зоны согласно законодательству Украины, ее международных договоров.
Охрана государственной границы Украины осуществляется при активном участии граждан Украины. Государственные органы и общественные организации оказывают содействие Погранвойскам Украины в привлечении граждан Украины на добровольных началах к охране государственной границы Украины.
Гражданам Украины, участвующим в охране государственной границы Украины, государство гарантирует защиту жизни и здоровья от преступных посягательств.
Порядок участия граждан Украины в охране государственной границы и их социальная защита определяются соответствующими актами законодательства.
Личный состав Погранвойск Украины составляется из военнослужащих и работников по трудовому договору. Лица, которые проходят службу в Погранвойсках Украины, являются военнослужащими, они принимают присягу на верность Украине, имеют единые для Вооруженных сил Украины военные звания и знаки различия. Прохождение службы в Погранвойсках Украины осуще-
789
>>>790>>>
ствляется согласно Положению о прохождении военной службы гражданами Украины и военных уставов.
На срочную военную службу в Погранвойска Украины призываются граждане Украины согласно Закону Украины «Об общей военной обязанности и военной службе». На период службы в Погранвойсках Украины членство военнослужащих в любой политической партии, организации или движении не допускается.
Военнослужащие Погранвойск Украины во время выполнения возложенных на них обязанностей действуют как представители власти от лица государства и находятся под его защитой. Их жизнь, честь и достоинство охраняются законом.
Государство гарантирует социальную и правовую защиту военнослужащих Погранвойск Украины и членов их семей согласно законодательству Украины.
Социальная защита работников, заключивших трудовой договор с Погранвойсками Украины, обеспечивается на общих основаниях согласно законодательству Украины о труде.
Законом Украины «О Погранвойсках Украины» на Погранвойска Украины возложены полномочия в сфере координации деятельности государственных органов, которые осуществляют различные виды контроля при пересечении государственной границы Украины или принимают участие в обеспечении режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины.
Распоряжения Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины по вопросам соблюдения режимов на государственной границе, изданные в границах его компетенции, являются обязательными для государственных органов.
Парламентский контроль за деятельностью Погранвойск Украины, соблюдением ими действующего законодательства осуществляется Комиссией Верховной Рады Украины по вопросам обороны и государственной безопасности.
Председатель Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины систематически информирует Верховную Раду Украины о выполнении Погранвойсками Украины возложенных на них задач и действующего законодательства, обеспечении прав и свобод человека, а также ежегодно предъявляет Верховной Раде Украины письменный отчет о деятельности Погранвойск Украины.
Контроль за деятельностью Погранвойск Украины осуществляется Президентом Украины.
Председатель Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины систематически информирует Президента Украины, Совет национальной безопасности Украины по основным вопросам своей деятельности, ежегодно предъявляет Президенту Украины письменный отчет о деятельности Погранвойск Украины.
790
>>>791>>>
Надзор за соблюдением законности в деятельности Погранвойск Украины осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856