40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
Законодательную основу обеспечения национальной безопасности представляют Конституция Украины, законы Украины, указы Президента Украины, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, иные нормативно-правовые акты государственных органов власти и управления, принятые в границах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Украиной.
Для непосредственного выполнения функций обеспечения национальной безопасности в системе исполнительной власти создаются и действуют силы и средства обеспечения национальной безопасности, в которые входят:
а) Вооруженные силы Украины; Служба безопасности Украины; Внутренние войска, органы и подразделения Министер-
778
>>>779>>>
ства внутренних дел Украины; Погранвойска Украины; военные подразделения Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и в деле защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы и другие военные формирования, созданные в соответствии с Конституцией Украины, которые выполняют свои функции в данной сфере согласно действующему законодательству; б) органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; таможенные службы; природоохранные службы; органы здравоохранения населения и прочие государственные органы обеспечения безопасности, которые действуют согласно законодательству Украины.
Способы обеспечения национальной безопасности это — комплекс государственных, организационно-правовых и специальных мероприятий, применение которых входит в компетенцию государственных органов власти общей и специальной компетенции. Все средства обеспечения национальной безопасности могут быть разделены на материальные и духовные; насильственные и ненасильственные; военные и невоенные.
Государственным правоохранительным органом специального назначения, обеспечивающим государственную безопасность Украины, является Комитет Службы безопасности Украины.
В основу деятельности Службы безопасности Украины заложены такие принципы:
— законность;
— уважение к правам и достоинствам личности;
— внепартийность;
— ответственность перед народом Украины.
В оперативно-служебной деятельности Служба безопасности Украины придерживается принципов объединения единоначалия и коллегиальности, гласности и конспирации.
Общее руководство деятельностью органов Службы безопасности Украины осуществляют Президент Украины и Кабинет Министров Украины. Согласно ст. 31 Закона Украины «О Службе безопасности Украины» Верховной Раде Украины поручен постоянный контроль за деятельностью Службы безопасности Украины, соблюдением ею законодательства, и осуществляется Комиссией Верховной Рады Украины по вопросам обороны и государственной безопасности.
Председатель Службы безопасности Украины регулярно информирует Верховную Раду Украины, Президиум Верховной Рады Украины и Комиссию Верховной Рады Украины по вопросам обороны и государственной безопасности о деятельности Службы безопасности Украины, состояний государственной безопасности,
779
>>>780>>>
соблюдений действующего законодательства, обеспечение прав и свобод человека и ежегодно представляет Верховной Раде Украины отчет о деятельности Службы безопасности Украины.
Кабинет Министров Украины осуществляет и контролирует реализацию конкретных мероприятий по национальной безопасности органами государственных служб специальной компетенции.
Важные функции контроля возложены ст. 32 Закона Украины «О Службе безопасности Украины»1на Президента Украины и уполномоченные им государственные органы. Постоянный контроль за соблюдением конституционных прав граждан и законодательства в оперативно-розыскной деятельности органов и подразделений Службы безопасности Украины, а также контроль за соответствием выданных Службой безопасностью Украины положений, приказов, распоряжений, инструкций и указаний — Конституции и законам Украины осуществляют специально назначенные Президентом Украины должностные лица. Указом Президента Украины от 22 октября 1998 г. «О контроле за деятельностью Службы безопасности Украины» утверждены основы осуществления контроля в сфере безопасности2. Основное внимание уделяется мероприятиям, направленным на усиление контроля, воплощение новых форм его осуществления. Введена специальная должность — Уполномоченный по вопросам контроля за деятельностью Службы безопасности Украины, который назначается Президентом Украины и ему подчиняется. Согласно с указом уполномоченному предоставляются широкие права в сфере контроля за деятельностью Службы безопасности Украины.
Высший надзор за соблюдением и применением законов Службой безопасности Украины осуществляет Генеральный прокурор Украины и уполномоченные ним прокуроры.
Непосредственное руководство всей деятельностью Службы безопасности Украины, ее Центральным управлением осуществляет председатель Службы безопасности Украины. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Службу безопасности Украины. Его назначает на должность Верховная Рада Украины по представлению Президента Украины.
Председатель Службы безопасности Украины имеет заместителей, которые по его предоставлению назначаются Президентом Украины.
Для решения основных направлений и проблемных вопросов оперативно-служебной деятельности и работы с кадрами в Службе безопасности Украины создаются коллегии. Члены коллегии назначаются Президентом Украины по предложению председателя Службы безопасности Украины и согласия Верховной Рады
1 Відомості Верховної Ради України. — 1992. — № 27. — Ст.382.
2 Офіційний вісник України. — 1998. — № 13. — Ст.482.
780
>>>781>>>
Украины. Члены коллегии обязаны выйти с состава членов любых партий, движений и др. общественных объединений, ставящих перед собой политические цели.
Согласно Закону Украины «О Службе безопасности Украины» от 25 марта 1992 г1, органы Службы безопасности Украины представляют собой целостную централизованную систему, которую составляют:
— Центральное управление Службы безопасности Украины;
— региональные органы Службы безопасности Украины;
— Служба безопасности Автономной Республики Крым;
— органы военной контрразведки;
— военные формирования;
— учебные, научно-исследовательские и прочие учреждения Службы безопасности Украины.
К региональным органам службы безопасности Украины относятся:
— областные управления СБУ;
— межрайонные, районные, местные подразделения, расположение и территориальная компетенция которых могут не совпадать с административно-территориальным разделением Украины.
Организационная структура Службы безопасности Украины определяется Президентом Украины.
Центральное управление Службы безопасности Украины отвечает за состояние государственной безопасности, координирует и контролирует деятельность иных органов Службы безопасности Украины. В его состав входят:
— аппарат председателя Службы безопасности Украины;
— функциональные подразделения: разведки, контрразведки, военной контрразведки, защиты национальной государственности, борьбы с коррупцией и организованной преступной деятельностью, информационно-аналитический, оперативно-технический, оперативного документирования, следовательский, правительственной связи, по роботе с личным составом, административно-хозяйственный, финансовый, военно-медицинский и прочие, согласно с организационной структурой Службы безопасности Украины.
Центральное управление Службы безопасности Украины издает положения, приказы, распоряжения, инструкции, дает указания, обязательные для выполнения в системе Службы безопасности Украины. Указанные акты не подлежат выполнению, если в них устанавливаются не предусмотренные законодательством дополнительные полномочия органов и сотрудников Службы безопасности Украины или антиконституционные ограничения прав и свобод граждан.
1 Відомості Верховної Ради України. — 1992. — № 27. — Ст.382.
781
>>>782>>>
В границах своей компетенции Центральное управление Службы безопасности Украины вносит Президенту Украины предложения об издании актов по вопросам сохранения государственной тайны, обязательной для выполнения органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
В интересах государственной безопасности органы и подразделения Службы безопасности Украины могут образовываться на отдельных государственных стратегических объектах и территориях, в воинских формированиях.
Органы военной контрразведки создаются для контрразведывательного обеспечения Вооруженных сил Украины, Погранвойск Украины и других воинских формирований, дислоцированных на территории Украины.
Начальники подразделений Центрального управления Службы безопасности Украины — разведки, контрразведки, военной контрразведки, защиты национальной государственности, борьбы с коррупцией и организованной преступной деятельностью, информационно-аналитического, оперативно-технического, оперативного документирования, следователя, правительственной связи, работы с личным составом, а также начальники региональных органов — областных управлений Службы безопасности Украины назначаются Президентом Украины по представлению председателя Службы безопасности Украины.
В своей оперативно-служебной деятельности региональные органы Службы безопасности Украины не зависят от органов местной государственной администрации и местного самоуправления, должностных лиц, партий и движений.
В своем распоряжении органы Службы безопасности Украины имеют учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.
Деятельность Службы безопасности Украины осуществляется на основе соблюдения прав и свобод человека. Органы и сотрудники Службы безопасности Украины должны уважать достоинство человека и проявлять к нему гуманное отношение, не допускать разглашения сведений о личной жизни человека. В исключительных случаях, с целью прекращения и раскрытия государственных преступлений, отдельные права и свободы личности могут быть временно ограничены в порядке и границах, определенных Конституцией и законами Украины.
На требование граждан Украины в месячный срок Служба безопасности Украины обязана дать им письменные пояснения по поводу ограничения их прав или свобод.
782
>>>783>>>
Общественность Украины через средства массовой информации и в иных формах в определенном законодательством порядке информируется о деятельности Службы безопасности Украины.
Не подлежат разглашению сведения, представляющие государственную, военную, служебную и коммерческую тайну, а также информация конфиденциального характера, разглашение которой может причинить ущерб национальной безопасности Украины, чести и достоинству личности или нарушить ее законные права, кроме случаев, предусмотренных законодательством в интересах правосудия.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856