34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» закрепил основные формы и методы государственного регулирования в научной и научно-технической деятельности.
Так, основными целями государственной политики в научной и научно-технической деятельности было определено:
— приумножение национального богатства на основе использования научных и научно-технических достижений;
— создание условий для достижения высокого уровня жизни каждого гражданина, его физического, духовного и интеллектуального развития с помощью использования современных достижений науки и техники;
— укрепление национальной безопасности на основе использования научных и научно-технических достижений;
— обеспечение свободного развития научного и научно-технического творчества (ст. 31).
Для выполнения этих целей государство обеспечивает: социально-экономические, организационные, правовые условия для
606
>>>607>>>
формирования и эффективного использования научного и научно-технического потенциала, включая государственную поддержку субъектов научной и научно-технической деятельности; создание современной инфраструктуры науки и системы информационного обеспечения научной и научно-технической деятельности, интеграцию образования, науки и производства; подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных кадров; повышение престижа научной и научно-технической деятельности, поддержку и поощрение научной молодежи; финансирование и материальное обеспечение фундаментальных исследований; поддержку приоритетных направлений развития науки и техники, государственных научных и научно-технических программ и концентрацию ресурсов для их реализации; создание рынка научной и научно-технической продукции и внедрение достижений науки и техники во все сферы общественной жизни; правовую охрану интеллектуальной собственности и создание условий для ее эффективного использования; организацию статистики в научной деятельности; проведение научной и научно-технической экспертизы производства, новых технологий, техники, результатов исследований, научно-технических программ и проектов и т. п.; стимулирование научного и научно-технического творчества, изобретательства и инновационной деятельности; пропаганду научных и научно-технических достижений, изобретений, новых современных технологий, вклада Украины в развитие мировой науки и техники; установление взаимовыгодных связей с другими государствами для интеграции отечественной и мировой науки. При осуществлении государственного управления и регулирования научной деятельностью государство руководствуется принципами:
— органического единства научно-технического, экономического, социального и духовного развития общества;
— объединения централизации и децентрализации управления в научной деятельности;
— соблюдения требований экологической безопасности;
— признания свободы творческой, научной и научно-технической деятельности;
— сбалансированности развития фундаментальных и прикладных исследований;
— использования достижений мировой науки, возможностей международного научного сотрудничества;
— свободы распространения научной и научно-технической информации;
— открытости для международного научно-технического сотрудничества, обеспечения интеграции украинской науки в мировую в соединении с защитой интересов национальной
безопасности.
607
>>>608>>>
Государство применяет финансово-кредитные и налоговые рычаги для создания экономически благоприятных условий для эффективного осуществления научной и научно-технической деятельности согласно законодательству Украины.
Одним из основных рычагов осуществления государственной политики в сфере научной и научно-технической деятельности является бюджетное финансирование.
Государство обеспечивает бюджетное финансирование научной и научно-технической деятельности (кроме расходов на оборону) в размере не менее 1,7 процента валового внутреннего продукта Украины. Расходы на научную и научно-техническую деятельность защищены статьями расходов Государственного бюджета Украины. Бюджетное финансирование научных исследований осуществляется путем базового и программно-целевого финансирования.
Базовое финансирование предоставляется для обеспечения: фундаментальных научных исследований; важнейших для государства направлений исследований, в том числе в интересах национальной безопасности и обороны; развития инфраструктуры научной и научно-технической деятельности; сохранения научных объектов, которые составляют национальное достояние; подготовки научных кадров.
Перечень научных учреждений и высших учебных заведений, которым предоставляется базовое финансирование для осуществления научной и научно-технической деятельности, утверждается Кабинетом Министров Украины.
Программно-целевое финансирование осуществляется, как правило, на конкурсной основе для: научно-технических программ и отдельных разработок, направленных на реализацию приоритетных направлений развития науки и техники; обеспечение проведения важнейших прикладных научно-технических разработок, которые выполняются по государственному заказу; проектов, которые выполняются в пределах международного научно-технического сотрудничества.
Бюджетное финансирование научной и научно-технической деятельности осуществляется согласно законодательству Украины.
Для поддержки фундаментальных научных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук, которые ведутся научными учреждениями, высшими учебными заведениями, учеными, создается Государственный фонд фундаментальных исследований (далее — Фонд).
Постановлением Кабинета Министров Украины от 24 декабря 2001 г. был образован Государственный фонд фундаментальных исследований с отнесением его в сферу управления Министерства образования и науки Украины1.
1 ПроДержавний фонд фундаментальних досліджень: ПостановаКабінету Міністрів України від 24 грудня 2001 р. № 1717 // Офіційний вісник України. — 2001. — № 52. — Ст. 2344.
608
>>>609>>>
Деятельность Фонда регулируется Положением, которое утверждается Кабинетом Министров Украины. Основными задачами Фонда являются:
— поддержка на конкурсной основе фундаментальных научных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук, которые проводятся научными учреждениями, высшими учебными заведениями, учеными;
— проведение деятельности, направленной на методическое, организационное и финансовое обеспечение фундаментальных научных исследований;
— организация и выполнение науковедческих и наукометрических исследований по вопросам перспективного развития науки в Украине и мире;
— содействие научным контактам и распространение информации в области фундаментальных научных исследований, в том числе за границей;
— налаживание и поддержка международного научного сотрудничества в области фундаментальных научных исследований.
В соответствии с возложенными на него задачами Фонд:
— обеспечивает проведение научной экспертизы и конкурсного отбора проектов фундаментальных научных исследований для их поддержки;
— обеспечивает адресное финансирование подобранных на конкурсной основе проектов фундаментальных научных исследований и осуществление контроля за использованием предоставленных средств по целевому назначению;
— обеспечивает практическое использование полученных результатов фундаментальных научных исследований;
— взаимодействует с международными и зарубежными фондами, другими организациями, которые осуществляют поддержку фундаментальных научных исследований в Украине;
— осуществляет подготовку издания и распространения печатных, аудиовизуальных, информационных и других научных материалов, которые касаются фундаментальных научных исследований, в том числе монографий, по результатам выполнения научных и научно-технических проектов;
— поддерживает научные проекты молодых ученых;
— проводит научные конференции, в том числе международные;
— выполняет другие функции в соответствии с возложенными на него задачами.
Основным средством реализации приоритетных направлений развития науки и техники путем концентрации научно-технического потенциала страны для решения важнейших природных, технических и гуманитарных проблем являются государственные научные и научно-технические программы.
609
>>>610>>>
Государственные научные и научно-технические программы делятся на: общегосударственные (национальные); государственные (межведомственные); отраслевые (многоотраслевые); региональные (территориальные).
Статус государственных (межведомственных) научных и научно-технических программ имеют также соответствующие части общегосударственных (национальных) программ экономического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды.
Основным средством реализации общегосударственных (национальных) научно-технических программ являются государственные (межведомственные), отраслевые (многоотраслевые) и региональные (территориальные) программы.
Государственные научные и научно-технические программы формируются Министерством образования и науки Украины на основе целевых проектов и разработок, отобранных на конкурсных основах.
Объемы финансирования общегосударственных (национальных) научно-технических программ ежегодно определяются Верховной Радой Украины при принятии Закона Украины о Государственном бюджете Украины.
Положение о государственных научных и научно-технических программах утверждается Кабинетом Министров Украины.
Министерство образования и науки Украины как правопреемник Миннауки Украины осуществляет организационно-методическое руководство разработками и проектами по Государственным научно-техническим программам (ГНТП).
ГНТП на сегодня являются единым инструментом реализации определенных в 1992 году Верховной Радой Украины приоритетных направлений развития науки и техники.
Государственный заказ на научно-техническую продукцию ежегодно формируется Министерством образования и науки Украины и Министерством экономики Украины на основе перечня важнейших разработок, направленных на создание новейших технологий и продукции, и утверждается Кабинетом Министров Украины согласно законодательству Украины.
С целью финансового обеспечения проведения государственной политики в научной и научно-технической деятельности и мероприятий, направленных на развитие и использование достижений науки в Украине, создается Государственный инновационный фонд, положение о котором утверждается Кабинетом Министров Украины.
Государственный инновационный фонд подчиняется Министерству образования и науки Украины.
Государственный инновационный фонд осуществляет на конкурсных основах финансовую и материально-техническую под-
610
>>>611>>>
держку мероприятий, направленных на внедрение приоритетных научно-технических разработок и новейших технологий в производство, техническое его переоснащение, освоение выпуска новых видов конкурентоспособной продукции.
С целью оценки эффективности деятельности научных учреждений, соответствия получаемых ими результатов государственным научно-техническим приоритетам и задачам научно-технического развития, а также с целью определения необходимости оказания им поддержки государства не менее одного раза в пять лет проводится государственная аттестация научных учреждений в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Государственной аттестации подлежат научные учреждения всех форм собственности, внесенных или претендующих на внесение в Государственный реестр научных учреждений, которым оказывается поддержка государства.
7 апреля 1998 г. Постановлением № 468 Кабинет Министров Украины утвердил Положение об аттестации государственных научно-исследовательских учреждений1.
Для государственной поддержки научных учреждений всех форм собственности, деятельность которых имеет важное значение для науки, экономики и производства, создается Государственный реестр научных учреждений, которым оказывается поддержка государства. Положение о Государственном реестре научных учреждений утверждается Кабинетом Министров Украины.
Научные учреждения включаются Министерством образования и науки Украины в Государственный реестр научных учреждений при условии прохождения государственной аттестации.
Научные учреждения, включенные в Государственный реестр научных учреждений: пользуются налоговыми льготами согласно законодательству Украины; не могут менять научную и научно-техническую деятельность на другие виды деятельности; обязаны не менее 50 процентов дохода от своей деятельности направлять на проведение инициативных научно-исследовательских работ и развитие исследовательской материально-технической базы.
Научные учреждения, включенные в Государственный реестр научных учреждений, исключаются из него в случае несоблюдения ими требований, предусмотренных законом.
Статус национального научного центра может быть присвоен научному учреждению, высшему учебному заведению IV уровня аккредитации (объединению научных учреждений или высших учебных заведений IV уровня аккредитации), которое проводит комплексные научные исследования общегосударственного значения и имеет мировое признание своей деятельности.
1 Офіційний вісник України. — 1998. — № 14. — Ст.545.
611
>>>612>>>
Целью присвоения научно-исследовательскому (научно-техническому) учреждению, высшему учебному заведению IV уровня аккредитации (объединение научно-исследовательских, научно-технических учреждений или высших учебных заведений IV уровня аккредитации) статуса национального научного центра является:
— реализация государственной поддержки учреждений, научные исследования которых имеют мировое признание или в проведении которых государство имеет особую потребность;
— содействие развитию научно-технического потенциала общегосударственного значения и обеспечение его эффективного использования;
— научное обеспечение решения важнейших задач развития экономики и социальной сферы.
Присвоение и лишение статуса национального научного центра осуществляются Указом Президента Украины по представлению Кабинета Министров Украины.
Статус и особенности деятельности национальных научных центров определяются Положением о национальном научном центре, которое утверждается Кабинетом Министров Украины1.
С целью сохранения уникальных научных объектов: коллекций, информационных фондов, исследовательских установок и оборудования, а также заповедников и дендропарков, научных полигонов и т. д, имеющих исключительное значение для украинской и мировой науки, — создается Государственный реестр научных объектов, составляющих национальное достояние.
Порядок формирования и ведения Государственного реестра научных объектов, составляющих национальное достояние, определяется Кабинетом Министров Украины.
Научная и научно-техническая экспертиза является неотъемлемым элементом государственного регулирования и управления в сфере научной и научно-технической деятельности и проводится согласно Закону Украины «О научной и научно-технической экспертизе»2.
Для обеспечения развития науки и содействия научно-техническому творчеству государство создает систему научно-технической информации, функционирование и развитие которой регулируется законодательством Украины3.
1 Положення про національний науковий центр: Затв.постановою Кабінету Міністрів України від 19 березня 1994 р. № 174 // 36. постанов Уряду України. — 1994. — № 7. — Ст. 175.
2 Відомості Верховної Ради України. — 1995. — № 9. — Ст. 56; 1999. — № 45. — Ст. 400.
3 Про науково-технічну інформацію: Закон України від 25 червня 1993 р. // Відомості Верховної Ради України. — 1993. — № 33. — Ст. 345.
612
>>>613>>>
Государство обеспечивает защиту права интеллектуальной собственности. Защита права интеллектуальной собственности обеспечивается согласно законам и другим нормативно-правовым актам органами государственной власти Украины, в том числе Государственным агентством по авторским и смежным правам, Государственным патентным ведомством Украины.
В случае нарушения права интеллектуальной собственности, его защита осуществляется в судебном порядке.
Обязательными условиями договора (контракта), на основании которого выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансирующиеся за счет средств Государственного бюджета Украины, является определение субъектов права интеллектуальной собственности, обязательство сторон относительно обеспечения охраны прав на созданные объекты интеллектуальной собственности, определение стороны, которая будет платить вознаграждение авторам объектов права интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Украины.
Государство осуществляет стандартизацию, метрологическое обеспечение и сертификацию в научной и научно-технической деятельности.
Государство создает необходимые правовые и экономические условия для осуществления субъектами научной и научно-технической деятельности свободных и равноправных отношений с научными и научно-техническими организациями, иностранными юридическими лицами, международными научными организациями, иностранными и международными научными обществами и объединениями, если эти отношения не противоречат законодательству Украины.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856