36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
Указ Президента Украины от 31 августа 2000 г. утвердил Положение о Министерстве культуры и искусств Украины1.
Министерство культуры и искусств Украины (Минкультуры Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
Минкультуры Украины является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере культуры и искусств.
Минкультуры Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, а также Положением о нем. В пределах своих полномочий Минкультуры Украины организует выполнение актов законодательства Украины и осуществляет систематический контроль за их реализацией.
Минкультуры Украины обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения относительно усовершенствования за-
1 Офіційний вісник України. — 2000. — № 35. — Ст.1433.
662
>>>663>>>
—
конодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту Украины, Кабинету Министров Украины. Основными задачами Минкультуры Украины являются:
— обеспечение реализации государственной политики в сфере культуры и искусств, государственной политики по вопросам охраны культурного наследия, национальной музейной политики;
— подготовка предложений относительно основных направлений государственной языковой политики и участие в ее реализации;
— осуществление согласно законодательству государственного управления и контроля в сфере охраны культурного наследия, вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей, музейного и библиотечного дела, кинематографии;
— обеспечение реализации прав граждан на свободу литературного и художественного творчества, свободного развития культурно-художественных процессов, обеспечение доступности всех видов культурных услуг и культурной деятельности для каждого гражданина;
создание условий для удовлетворения национально-культурных и языковых потребностей украинцев, проживающих за пределами Украины, развития международного культурного сотрудничества;
— координация деятельности органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в сфере культуры и искусств, государственной политики по вопросам охраны культурного наследия, национальной музейной политики, государственной политики относительно библиотечного дела;
— защита согласно законодательству прав и законных интересов отечественных творческих работников и творческих союзов, а также учреждений, предприятий и организаций, действующих в сфере культуры и искусств;
— создание условий для развития социальной и рыночной инфраструктуры в сфере культуры и искусств, организация ее материально-технического обеспечения.
Минкультуры Украины имеет право:
— получать в установленном законодательством порядке от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач;
привлекать специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, учреждений культуры, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции;
—
663
>>>664>>>
— созывать в установленном порядке совещания по вопросам, относящимся к его компетенции;
— создавать по согласованию с другими центральными органами исполнительной власти межведомственные комиссии, экспертные и консультативные советы, рабочие группы;
— представлять Кабинет Министров Украины по его поручению в международных организациях и во время заключения международных договоров Украины;
— основывать в установленном порядке средства массовой информации с целью освещения вопросов реализации государственной политики в сфере культуры и искусств, охраны культурного наследия, национальной музейной политики, кинематографии, других вопросов, относящихся к его компетенции.
Минкультуры Украины во время выполнения возложенных на него задач взаимодействует с другими центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, а также с соответствующими органами других государств.
Минкультуры Украины в пределах своих полномочий на основе и для исполнения актов законодательства издает приказы, организует и контролирует их выполнение.
Нормативно-правовые акты Минкультуры Украины подлежат регистрации в установленном законодательством порядке.
Решения Минкультуры Украины, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, учреждениями культуры, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности и гражданами.
Минкультуры Украины в случае необходимости издает вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти общие акты.
Для согласованного решения вопросов, относящихся к компетенции Минкультуры Украины, обсуждения важнейших направлений его деятельности в Министерстве создается коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей (по должности), а также других руководящих работников Минкультуры Украины.
В состав коллегии могут входить руководители других центральных органов исполнительной власти, представители общественных организаций, а также учебных заведений, учреждений культуры, предприятий и организаций, относящихся к сфере управления Минкультуры Украины, выдающиеся деятели культуры и искусств.
Члены коллегии утверждаются и освобождаются от обязанностей Кабинетом Министров Украины по представлению Министра.
664
>>>665>>>
Решение коллегии проводятся в жизнь приказами Минкуль-туры Украины.
Структура Министерства культуры и искусств Украины по состоянию на 1 февраля 2002 г. была такой:
Руководство (Министр, первый заместитель и три заместителя).
Приемные руководства;
Отдел обеспечения работы Министра;
Управление делами:
— общий отдел;
— отдел хозяйственного обеспечения;
Отдел кадрового обеспечения; ,
Отдел нормативно-правовой деятельности; Второй отдел; Управление искусством:
— отдел театрального искусства;
— отдел музыкального и циркового искусства;
— отдел изобразительного и декоративного искусства; Отдел учебных заведений;
Управление кинематографии:
— отдел программ государственного заказа;
— отдел государственного регулирования киновидеопроката;
— сектор программ киноиндустрии; Управление культурного наследия:
— отдел охраны культурного наследия;
— отдел музеев; Управление внешних сношений:
— отдел культурного сотрудничества с зарубежными странами;
— отдел международных организаций и выездов за границу; Управление региональной культурной политики:
— отдел социально-культурного развития регионов;
— отдел библиотек и информационных систем; Финансово-экономическое управление:
— отдел экономики кинематографии;
— отдел экономики театрально-зрелищных предприятий и
— организаций;
— отдел экономики бюджетных учреждений;
— отдел работы;
Управление финансирования, учета и отчетности:
— отдел финансирования и расчетов;
— отдел сведенной отчетности и методологии; Контрольно-ревизионный отдел;
Управление технической политики и инвестирования:
— отдел технической политики;
— отдел капитального строительства и инвестирования;
665
>>>666>>>
Управление культуры этносов Украины и украинской диаспоры:
— отдел культуры этносов Украины;
— отдел культуры украинской диаспоры;
Государственная служба контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу.
Информационно-вычислительная служба.
В составе Минкультуры Украины Кабинетом Министров Украины могут быть образованы правительственные органы государственного управления (департаменты, службы, инспекции).
Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений относительно главных направлений развития культуры, обсуждения важнейших программ и других вопросов в Минкультуры Украины может создаваться ученый совет, другие консультативные и совещательные органы.
Состав этих органов и положения о них утверждает Министр.
На местном уровне руководство в области культуры осуществляют управление культуры областной, Севастопольской городской государственной администрации, Главное управление культуры и искусств Киевской городской государственной администрации, отдел культуры районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации.
Управление культуры областной, Севастопольской городской госадминистрации, Главное управление культуры и искусств Киевской горгосадминистрации (далее — управление) является структурным подразделением соответственно областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации, которое создается председателем областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации, подотчетно и подконтрольно председателю соответствующей госадминистрации и Минкультуры.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, распоряжениями председателя областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации, приказами Минкультуры, актами соответствующего органа местного самоуправления, принятыми в пределах предоставленных ему полномочий, а также Положением об управлении1.
Основными задачами управления являются:
— обеспечение на соответствующей территории реализации государственной политики в сфере культуры и искусств, по вопросам охраны культурного наследия, а также национальной музейной политики;
1 Типове положення про управління культури обласної, Севастопольської міської державної адміністрації, Головне управління культури та мистецтв Київської міської державної адміністрації: Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 17 травня 2001 р. № 529 // Офіційний вісник України. — 2001. — № 21. — Ст. 934.
666
>>>667>>>
— осуществление согласно законодательству государственного управления и контроля в сфере музейного и библиотечного дела, кинематографии; обеспечение реализации прав граждан на свободу литературного и художественного творчества, свободного развития культурно-художественных процессов, обеспечение доступности всех видов культурных услуг и культурной деятельности для каждого гражданина;
— разработка и осуществление мероприятий по обеспечению условий для возрождения и развития культуры украинской нации, культурной самобытности коренных народов национальных меньшинств; ,
— содействие защите прав и законных интересов отечественных творческих работников и их союзов, а также учреждений, предприятий и организаций культурно-художественной сферы, действующих на соответствующей территории;
— создание условий для развития социальной и рыночной инфраструктуры в сфере культуры и искусств, организация ее материально-технического обеспечения.
Управление имеет право:
— привлекать специалистов других структурных подразделений областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации, предприятий, учреждений, организаций и объединений граждан (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции;
— получать в установленном порядке от других структурных подразделений областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности документы и прочие материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач;
— созывать в установленном порядке совещания по вопросам, относящимся к его компетенции.
Управление во время выполнения возложенных на него задач взаимодействует с другими структурными подразделениями соответствующей госадминистрации, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и их объединениями.
Управление возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности председателем соответствующей госадминистрации по согласованию с Минкульту-ры. Начальник имеет заместителей, которые по его представлению назначаются на должность и освобождаются от должности председателем областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации. Распределение обязанностей между заместителями осуществляет начальник управления.
667
>>>668>>>
Для согласованного решения вопросов, относящихся к его компетенции, в управлении может создаться коллегия в составе начальника управления (председатель коллегии), заместителей начальника управления по должности, других работников управления, руководителей учреждений, предприятий и организаций культурно-художественной сферы, ученых, ведущих деятелей культуры и искусств, представителей творческих союзов и других общественных организаций. В состав коллегии могут входить работники других структурных подразделений областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации.
Состав коллегии утверждается председателем областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации по представлению начальника управления.
Отдел культуры районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистраций (далее — отдел) является структурным подразделением районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистрации, которое образовывается председателем этой госадминистрации, подотчетно и подконтрольно председателю соответствующей госадминистрации и управлению культуры областной, Севастопольской городской госадминистрации, Главному управлению культуры и искусств Киевской горгосадминистрации.
Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Украины, приказами Минкультуры, распоряжениями председателя областной, Киевской и Севастопольской городских, районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистрации, приказами начальника управления культуры областной, Севастопольской городской госадминистрации, Главного управления культуры и искусств Киевской горгосадминистрации, решениями соответствующего'органа местного самоуправления, принятыми в пределах его полномочий, а также положением об отделе1.
Основными задачами отдела является: обеспечение на соответствующей территории реализации государственной политики по вопросам охраны культурного наследия; осуществление согласно законодательству государственного управления и контроля в сфере музейного и библиотечного дела, кинематографии; обеспечение реализации прав граждан на свободу литературного и художественного творчества, свободного развития культурно-художественных процессов, обеспечение доступности всех видов культурных услуг и культурной деятельности для каждого гражданина; содействие защите прав и законных интересов творческих работников и их союзов, а также учреждений, предприятий
1 Типове положення про відділ культури районної, районної в містах Києві та Севастополі державної адміністрації: Затв. Постановою Кабінету Міністрів від 17 травня 2001 р. № 529 // Офіційний вісник України. — 2001. — № 21. — Ст. 934.
668
>>>669>>>
и организаций культурно-художественной сферы, действующих на соответствующей территории; создание условий для развития социальной и рыночной инфраструктуры в сфере культуры и искусств, организация ее материально-технического обеспечения.
Отдел во время выполнения возложенных на него задач взаимодействует с другими структурными подразделениями соответствующей госадминистрации, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и их объединениями.
Отдел возглавляет заведующий, который назначается на должность и освобождается от должности председателем районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистрации по согласованию с областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрацией.
Заведующий отделом:
— осуществляет руководство деятельностью отдела, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач и осуществление им своих функций;
— издает в пределах своей компетенции приказы, организует и контролирует их выполнение;
— назначает на должность и освобождает от должности работников отдела.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 20 июня 2000 г. N° 983 утверждено «Положение о Государственной службе контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины»1.
Согласно ст. 1 этого Положения, Государственная служба контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины (далее — Государственная служба контроля) является правительственным органом государственного управления в сфере контроля за вывозом, ввозом и возвращением культурных ценностей, который действует в составе Мин-культуры и ему подчиняется.
Государственная служба контроля в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины и законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, приказами Минкультуры, а также Положением о ней.
Государственная служба контроля выполняет такие основные функции:
1) в пределах своей компетенции принимает участие в реализации государственной политики в сфере вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей;
2) принимает меры к защите национальных интересов, связанных с перемещением культурных ценностей, предотвраще-
1 Офіційний вісник України. — 2000. — № 25. — Ст.1051.
669
>>>670>>>
ниєм потери культурных достояний, причинением вреда международному престижу Украины;
3) выполняет согласно законодательству контрольно-надзорные функции относительно вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей;
4) обобщает практику применения законодательства о вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей, разрабатывает предложения относительно его усовершенствования и вносит их на рассмотрение министру культуры и искусств;
5) вместе с другими государственными органами предотвращает незаконное перемещение культурных ценностей и передачу права собственности на них;
6) принимает меры относительно возвращения собственникам их незаконно вывезенных (ввезенных) культурных ценностей согласно законодательству Украины;
7) разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение выполнения международных соглашений по вопросам предотвращения незаконного перемещения культурных ценностей, содействие их возвращению государствам, которым они принадлежат;
8) вместе с соответствующими организациями Украины и других государств разрабатывает и реализует программы и планы скоординированных действий относительно выявления, учета и возвращения в Украину культурных ценностей;
9) выполняет в соответствии с международными договорами Украины действия, связанные с утраченными или перемещенными с ее территории во время Второй мировой войны культурными ценностями;
10) осуществляет научно-методическое и информационное обеспечение деятельности организаций, связанных с вывозом, ввозом и возвращением культурных ценностей;
11) обеспечивает проведение государственной экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу (временному вывозу) и при возвращении после временного вывоза;
12) рассматривает ходатайство собственников культурных ценностей или уполномоченных лиц о вывозе культурных ценностей;
13) принимает решения относительно возможного вывоза (временного вывоза) культурных ценностей;
14) выдает свидетельства на право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей;
15) проводит регистрацию ввезенных (временно ввезенных) культурных ценностей;
16) составляет перечни культурных ценностей, которые вывозятся (временно вывозятся), и устанавливает порядок временного вывоза;
670
>>>671>>>
17) информирует общественность в Украине и за ее пределами о фактах потери или кражи культурных ценностей;
18) осуществляет необходимые мероприятия по возвращению похищенных, незаконно вывезенных и эвакуированных и невозвращенных культурных ценностей, составляет их реестры и каталоги;
19) принимает участие в работе международных организаций, конференций, совещаний по вопросам возвращения культурных ценностей, предотвращения их незаконного перемещения; ;
20) готовит предложения относительно заключения международных договоров Украины по вопросам вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей и подает их Минкуль-туры;
21) налаживает контакты с украинской диаспорой с целью поиска культурных ценностей, создания условий для возвращения их в Украину;
22) организует работу, связанную с выявлением и учетом на территории Украины культурных ценностей других государств, оказывает содействие решению вопросов о их возвращении согласно Конституции и законодательству Украины;
23) устанавливает вместе с Гостаможслужбой порядок регистрации культурных ценностей, которые временно ввозятся в Украину;
24) создает базы данных на перемещенные культурные ценности;
25) готовит для средств массовой информации материалы относительно поиска и возвращения в Украину культурных ценностей;
26) обеспечивает соблюдение порядка перемещения культурных ценностей через таможенную границу Украины;
27) выполняет другие функции, вытекающие из возложенных на нее задач.
Государственная служба контроля выполняет возложенные на іее задачи во взаимодействии с органами исполнительной власти органами местного самоуправления в пределах их компетен-щи в данной сфере.
Государственная служба контроля имеет право:
— привлекать специалистов органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к ее компетенции; •
— привлекать ученых, специалистов, экспертов для изучения проблем вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей;
671
>>>672>>>
— осуществлять контроль и проводить проверки по вопросам, относящимся к ее компетенции;
— получать в установленном порядке от органов исполнитель ной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
— созывать в установленном порядке совещания специалистов по вопросам, относящимся к ее компетенции;
— передавать в установленном порядке на рассмотрение правоохранительных органов материалы о нарушении законодательства относительно перемещения культурных ценностей;
— издавать приказы организационно-распорядительного характера, в случае потребности — вместе с другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
В случаях, установленных законодательством, решения Государственной службы контроля являются обязательными для выполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями и гражданами.
Государственную службу контроля возглавляет председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Министра культуры и искусств.
Председатель Государственной службы контроля является членом коллегии Минкультуры.
Председатель Государственной службы контроля имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Министра культуры и искусств, согласованному с председателем Государственной службы контроля.
Распределение обязанностей между заместителями осуществляет председатель Государственной службы контроля.
Председатель Государственной службы контроля: осуществляет руководство деятельностью Государственной службы контроля, несет персональную ответственность перед Кабинетом Министров Украины и Министром культуры и искусств за выполнение возложенных на Государственную службу контроля задач; назначает на должность и освобождает от должности руководителей структурных подразделений и других работников Государственной службы контроля; определяет степень ответственности заместителей председателя Государственной службы контроля и руководителей структурных подразделений; привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей структурных подразделений и других работников Государственной службы контроля; подписывает изданные в пределах компетенции Государственной службы контроля приказы, организует проверку их исполнения; утверждает положение о структурных подразделениях Государственной
672
>>>673>>>
службы контроля; осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством и Положением о ней.
Государственная служба контроля для реализации возложенных на нее задач может по согласованию с Министром культуры и искусств образовывать территориальные органы в рамках предельной численности ее работников. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей этих органов и утверждение положений о территориальных органах осуществляется председателем Государственной службы контроля.
Государственная служба контроля оказывает'содействие деятельности Межведомственного совета по вопросам вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 марта 2002 г. № 446 образована Государственная служба охраны культурного наследия и утверждено Положение о Государственной службе охраны культурного наследия1.
Согласно ст. 1 этого Положения, Государственная служба охраны культурного наследия (далее — Служба) является правительственным органом государственного управления, которое действует в составе Минкультуры и подчиняется ему.
Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, Положением о ней и приказами Минкультуры.
Основными задачами Службы является: участие в пределах своей компетенции в формировании и реализации государственной политики в сфере охраны культурного наследия и координация деятельности органов исполнительной власти в этой сфере; осуществление контроля за выполнением Закона Украины «Об охране культурного наследия» и других нормативно-правовых актов об охране культурного наследия; обобщение практики применения законодательства в сфере охраны культурного наследия, разработка предложений относительно его усовершенствования; осуществление согласно законодательству государственного управления в сфере охраны культурного наследия.
Служба в пределах своих полномочий издает приказы организационно-распорядительного характера.
Службу возглавляет председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Министра культуры и искусств.
Председатель Службы по должности является членом коллегии Минкультуры.
Председатель Службы имеет трех заместителей, в том числе одного первого, которые назначаются на должность и освобожда-
Офіційний вісник України. — 2002. — № 14. — Ст.750.
673
>>>674>>>
ются от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Министра культуры и искусств в соответствии с предложением председателя Службы.
Согласно Указу Президента Украины от 25 июля 2000 г. «О Государственном комитете информационной политики, телевидении и радиовещании Украины»1Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания Украины является правопреемником Государственного комитета информационной политики Украины и Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины.
Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания Украины действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента Украины от 25 июля 2000 г. № 919/20002.
Указом Президента Украины от 31 января 2003 г. Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания Украины переименован в Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины3. Этим же Указом установлено, что Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины является правопреемником прав и обязанностей Государственного комитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины.
Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины (Госкомтелерадио Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
Госкомтелерадио Украины вносит предложения относительно формирования государственной политики в информационной и издательской сферах, обеспечивает ее реализацию, осуществляет управление в этих сферах, а также межотраслевую координацию и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к его ведению.
Госкомтелерадио Украины обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения относительно усовершенствования законодательства и в установленном порядке вносит их на рас-
1 Офіційний вісник України. — 2000. — № ЗО. — Ст.1257.
2 Положення про Державний комітет інформаційної політики, телебачення і радіомовлення України: Затв. Указом Президента України від 25 липня 2000 р. № 919/2000 // Офіційний вісник України. — 2000. — № ЗО. — Ст. 1257.
3 Про перейменування Державного комітету інформаційної політики, телебачення і радіомовлення України: Указ Президента України від 31 січня 2003 р. № 54/2003 // Офіційний вісник України. — 2003. — № 6. — Ст. 220.
674
>>>675>>>
смотрение Президенту Украины, Кабинету Министров Украины. В пределах своих полномочий Госкомтелерадио Украины организует исполнение актов законодательства, осуществляет контроль за их реализацией.
Основными задачами Госкомтелерадио Украины является: участие в формировании и обеспечении реализации государственной политики в информационной и издательской сферах; анализ и прогнозирование тенденций развития информационного пространства Украины, рынка печатной, теле- и радиопродукции; координация деятельности государственных средств массовой информации, в том числе Национальной телекомпании Украины, Национальной радиокомпании Украины, государственной телерадиокомпании «Крым», областных телерадиокомпаний, Киевской и Севастопольской региональных государственных телерадиокомпаний, издательств с целью обеспечения распространения официальной информации относительно важнейших политических, экономических, а также других вопросов и общественных процессов в государстве; разработка и реализация мероприятий, направленных на поддержку и развитие издательского дела, отечественных средств массовой информации, других производителей информационной продукции.
Госкомтелерадио Украины во время выполнения возложенных на него задач взаимодействует с другими центральными и местными органами исполнительной власти, Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания, органами местного самоуправления, объединениями граждан, а также с соответствующими органами других государств.
Госкомтелерадио Украины в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы, организует и контролирует их выполнение.
Госкомтелерадио Украины в случае потребности издает вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти общие акты.
Нормативно-правовые акты Госкомтелерадио Украины подлежат регистрации в установленном законодательством порядке.
Решения Госкомтелерадио Украины, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности и гражданами.
Госкомтелерадио Украины возглавляет Председатель, которого назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке Президент Украины.
Председатель Госкомтелерадио Украины имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должно-
675
>>>676>>>
сти согласно законодательству. Распределение обязанностей между заместителями осуществляет Председатель Госкомтелерадио Украины.
Председатель Госкомтелерадио Украины осуществляет руководство Комитетом и несет персональную ответственность перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины за состояние дел в порученной ему сфере, определяет степень ответственности заместителей Председателя и руководителей структурных подразделений Комитета.
Для согласованного решения вопросов, относящихся к компетенции Госкомтелерадио Украины, обсуждения направлений его деятельности в Комитете образуется коллегия в составе Председателя Госкомтелерадио Украины (председатель коллегии), его заместителей по должности и других руководящих работников Госкомтелерадио Украины.
В состав коллегии могут входить представители других центральных органов исполнительной власти, творческих союзов, других общественных организаций, а также предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере управления Госкомтелерадио Украины.
Члены коллегии утверждаются и освобождаются от обязанностей Кабинетом Министров Украины по представлению Председателя Госкомтелерадио Украины.
Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Госкомтелерадио Украины.
Для рассмотрения научных рекомендаций относительно главных направлений развития информационной и издательской сфер в Госкомтелерадио Украины может образовываться научно-технический совет, другие совещательные и консультативные органы.
Состав этих органов и положения о них утверждает Председатель Госкомтелерадио Украины.
Соответствующие органы управления по делам печати и информации создаются на местном уровне.
Управление по делам печати и информации областной, Севастопольской городской госадминистрации и управление прессы и информации Киевской горгосадминистрации (далее — управление) является структурным подразделением областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации, которое создается председателем соответствующей госадминистрации, подотчетно и подконтрольно председателю госадминистрации и Госкомтелерадио.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, распоряжениями председателя областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации,
676
>>>677>>>
приказами Госкомтелерадио, актами соответствующего органа местного самоуправления, принятыми в пределах его компетенции, а также положением об управлении1.
Основными задачами управления является: обеспечение реализации государственной политики в информационной и издательской сферах на территории области, городов Киева и Севастополя; координация деятельности государственных средств массовой информации, издательств, предприятий полиграфии и книгораспрос-транения по вопросам распространения ими официальной информации о политических, социально-экономических, других общественных процессах и событиях в Украине и мире; разработка и реализация мероприятий, направленных на развитие и защиту национального информационного пространства, поддержку средств массовой информации, издательского дела на соответствующей территории; подготовка и обеспечение выполнения местных программ развития информационной инфраструктуры.
Управление во время выполнения возложенных на него задач взаимодействует с другими структурными подразделениями соответствующей госадминистрации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями граждан.
Управление возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности председателем соответствующей госадминистрации по согласованию с Госкомтелерадио.
Начальник управления имеет заместителей, которые по его представлению назначаются на должность и освобождаются от должности председателем соответствующей госадминистрации.
Для рассмотрения научных рекомендаций и других важных предложений относительно направлений развития информационной сферы в управлении могут создаваться совещательные и консультативные органы.
Состав этих органов и положения о них утверждает начальник управления.
1 Типове Положення про управління у справахпреси та інформації обласної, Севастопольської міської державної адміністрації і управління преси та інформації Київської міської державної адміністрації: Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 6 травня 2001 р. № 451 // Офіційний вісник України. — 2001. — № 20. — Ст. 857.
677
>>>678>>>
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856