36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
Многогранные общественные отношения в области музейного дела регулирует Закон Украины «О музеях и музейном деле»1.
Музеи — это культурно-образовательные и научно-исследовательские учреждения, предназначенные для изучения, сохранения и использования памятников природы, материальной и духовной культуры, приобщения граждан к достояниям национального и мирового историко-культурного наследия.
Основными направлениями музейной деятельности является культурно-образовательная, научно-исследовательская деятельность, комплектование музейных собраний, экспозиционная, фондовая, издательская, реставрационная, памятникоохранная работа.
Музеи являются юридическими лицами, кроме тех, которые создаются и действуют при предприятиях, учреждениях, организациях, учебных заведениях.
Музеи Украины имеют право объединяться в национальные, региональные и профильные организации (союзы, ассоциации и т. п.), вступать в международные музейные организации и фонды.
Музейное дело — это специальная область культурно-образовательной и научной деятельности, которая осуществляется музеями по комплектованию, сохранению, изучению и использованию памятников природы, материальной и духовной культуры.
Музейное дело олицетворяет национальную музейную политику, музееведение и музейную практику.
Статья 3 Закона «О музеях и музейном деле» закрепляет основные начала национальной музейной политики.
Национальная музейная политика — это совокупность основных направлений и основ деятельности государства и общества в области музейного дела.
Основными направлениями национальной музейной политики является:
— сохранение исторических памятников и других объектов, составляющих культурную ценность;
— возвращение в Украину культурных ценностей народа, которые находятся за ее пределами;
— обеспечение социально-экономических, правовых и научных условий для эффективной деятельности музеев;
— содействие формированию современной инфраструктуры музейного дела;
— поддержка и развитие сети музеев;
1 Відомості Верховної Ради України. — 1995. — № 25. — Ст.191; 1999. — № 28. — Ст.230.
678
>>>679>>>
— обеспечение подготовки и повышения профессиональной квалификации музейных кадров, их правовая и социальная защита;
— бюджетное финансирование (в том числе на долевых основах) и приоритетное материально-техническое обеспечение разработки и реализации государственных, региональных и местных программ развития музейного дела;
— обеспечение охраны музеев;
— поддержка фундаментальных и прикладных научных исследований, связанных с музейным делом;
— содействие международному сотрудничеству в области музейного дела.
По своему профилю музеи делятся на такие виды: исторические, археологические, краеведческие, естественные, литературные, художественные, этнографические, технические, отраслевые и т. п.
На основе ансамблей, комплексов памятников и отдельных памятников природы, истории, культуры и территорий, составляющих особую историческую, научную и культурную ценность, могут создаваться историко-культурные заповедники, музеи-заповедники, музеи под открытым небом, мемориальные музеи-усадьбы.
Музеи могут основываться на любых формах собственности, предусмотренных законами Украины. Учредителями музеев могут быть соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.
Государственному музею, который имеет музейное собрание памятников общегосударственного значения, приобрел международное признание и является ведущим культурно-образовательным и научно-исследовательским учреждением в соответствующих профильных группах музейной сети Украины, в установленном законодательством Украины порядке может быть присвоен статус национального музея Украины.
Решение о создании музеев принимают их учредители.
Для создания музея учредители должны обеспечить:
— формирование музейного собрания;
— материальную базу — помещение для экспозиции и работы научных сотрудников, фондохранилище музея;
— условия для охраны музея, оснащение его средствами охранной и пожарной сигнализации;
— финансирование и кадры для его надлежащего функционирования;
— работу музея по четкому расписанию.
Учредители музея могут создавать филиалы и отделы музея, не являющиеся юридическими лицами.
Земельные участки, другие естественные ресурсы, необходимые для создания музея, предоставляются для пользования в установленном законодательством порядке.
679
>>>680>>>
Музеи могут создаваться и действовать во всех организационно-правовых формах.
Порядок создания историко-культурных заповедников определяется Кабинетом Министров Украины.
Музей действует на основании устава (положения), который утверждается его учредителем или учредителями.
В уставе (положении) музея определяются:
— название музея, его статус, состав учредителей, их права и обязанности;
— организационная структура, основные задачи и направления деятельности;
— источники поступления средств и их использование, состав имущества музея, порядок его реорганизации и ликвидации, условия сохранения музейного собрания в случае ликвидации музея;
— другие условия деятельности музея.
Государственная регистрация музеев независимо от форм собственности проводится, соответственно, исполнительными комитетами сельского, поселкового, городского советов, исполнительными органами районных в городе Киеве советов.
Для регистрации музея подаются такие документы:
— решение учредителя (учредителей) о создании музея;
— устав (положение) соответствующего музея;
— документы, удостоверяющие источники финансирования для надлежащего функционирования музея.
Регистрация проводится (при наличии всех указанных документов) по заявочному принципу на протяжении не более пятнадцати рабочих дней. Орган, осуществляющий регистрацию, обязан на протяжении этого срока выдать удостоверение о регистрации и в десятидневный срок представить сведения в органы государственной статистики.
Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
После регистрации музей получает статус юридического лица. Свидетельство о регистрации музея является основанием для открытия счетов в учреждениях банков.
Музеи, созданные в составе предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, регистрации не подлежат. Порядок учета таких музеев определяет Министерство культуры и искусств Украины.
Ликвидация музеев осуществляется по решению учредителя, а также по решению суда в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Порядок дальнейшего использования музейных собраний музеев, которые ликвидируются, основанных на государственной и коммунальной формах собственности, определяет учредитель по
680
>>>681>>>
согласованию с Министерством культуры и искусств Украины. В случае ликвидации предприятий, учреждений, организаций, в составе которых действуют музеи, а также в случае ликвидации музеев, действовавших на общественных основах, их музейные собрания передаются в соответствующие профильные музеи в порядке, предусмотренном Положением о Музейном фонде Украины. В случае ликвидации музеев, основанных на частной форме собственности, преобладающее право на приобретение музейных собраний при прочих равных условиях имеет государство.
Реорганизация (слияние, присоединение, деление, выделение, преобразование) музеев может происходить согласно действующему законодательству.
Перерегистрация музея проводится в случае изменения формы собственности или вида музея и осуществляется в порядке, установленном для его регистрации.
Музейный фонд Украины — это совокупность движимых памятников природы, материальной и духовной культуры, имеющих художественное, историческое, этнографическое и научное значения (далее — памятники), независимо от их вида, места создания и форм собственности, хранящихся на территории Украины, а также недвижимых памятников, которые находятся в музеях Украины и учтены в порядке, определенном Законом «О музеях и музейном деле».
К Музейному фонду Украины могут относиться также памятники, находящиеся за пределами Украины и согласно международным договорам подлежащие возвращению в Украину.
Музейный фонд Украины состоит из государственной и негосударственной частей.
К государственной части Музейного фонда Украины относятся музейные собрания и отдельные памятники, являющиеся государственной собственностью. Музейные коллекции и музейные предметы, которые находятся в музеях, переданных из государственной собственности в коммунальную собственность, являются государственной собственностью и относятся к государственной части Музейного фонда Украины. При передаче музеев государственной формы собственности в коммунальную собственность музейные коллекции и музейные предметы остаются в государственной собственности и относятся к государственной части Музейного фонда Украины. Порядок отнесения музейных коллекций и музейных предметов, а также отдельных памятников к государственной части Музейного фонда Украины определяется Положением о Музейном фонде Украины. Контроль за состоянием учета, сохранения, использования и перемещения государственной части Музейного фонда Украины осуществляется Министерством культуры и искусств Украины. Перечень музеев (в том числе музеев системы Национальной академии наук Украи-
681
>>>682>>>
ны, Украинского общества охраны памятников истории и культуры, Педагогического общества Украины, других самоуправляющихся организаций), в которых хранятся музейные коллекции и музейные предметы, являющиеся государственной собственностью и относящиеся к государственной части Музейного фонда Украины, утверждается Кабинетом Министров Украины.
К негосударственной части Музейного фонда Украины относятся музейные коллекции и музейные предметы, которые не отнесены или не подлежат отнесению к государственной части Музейного фонда Украины, в том числе памятники, являющиеся собственностью общественных и религиозных организаций, отдельных граждан и их объединений.
Музеи, а также предприятия, учреждения, организации, граждане, которые являются собственниками музеев, обязаны обеспечивать сохранение Музейного фонда Украины и оказывать содействие его пополнению.
Музейные коллекции и музейные предметы, отнесенные к государственной части Музейного фонда Украины, не подлежат отчуждению за исключением обмена на другие музейные коллекции и музейные предметы. Решение об обмене музейных коллекций и музейных предметов, которые относятся к государственной части Музейного фонда Украины, принимается Министерством культуры и искусств Украины.
Музейный фонд Украины является национальным богатством Украины, неотъемлемой составной частью культурного наследия Украины, которое охраняется законом. Положение о Музейном фонде Украины утверждается Кабинетом Министров Украины1.
Уникальные памятники Музейного фонда Украины, а также имеющие исключительное художественное, историческое, этнографическое и научное значение, независимо от форм собственности и места хранения, заносятся Министерством культуры и искусств Украины в Государственный реестр национального культурного достояния.
Положение о Государственном реестре национального культурного достояния, статус памятников, которые заносятся в Государственный реестр национального культурного достояния, и условия их хранения утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Центральным органом исполнительной власти в сфере музейного дела является Министерство культуры и искусств Украины, которое осуществляет организационно-методическое руководство в этой сфере. Министерство культуры и искусств Украины реализует национальную музейную политику в Украине; формирует требования относительно государственного статистического уче-
1 Прозатвердження Положення про Музейний фонд України: ПостановаКабінету Міністрів України від 20 липня 2000 р. // Офіційний вісник України. — 2000. — № ЗО. — Ст. 1268.
682
>>>683>>>
та музеев, созданных на территории Украины; определяет государственные потребности относительно музейного обслуживания и нормативы, которые гарантируют его надлежащий уровень; создает специализированные организационные структуры для научно-методического и материально-технического обеспечения музеев; осуществляет координацию работ по объединению музеев в единую информационную систему; организует обучение и профессиональную переподготовку музейных работников; осуществляет контроль за деятельностью музеев, основанных на государственной и коммунальной формах собственности, учетом и хранением Музейного фонда Украины; организует научные исследования в области музееведения.
Другие центральные и местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют руководство подведомственными ими музеями.
Музеи имеют право создавать органы самоуправления: научные, наблюдательные, методические, музейно-педагогические, художественные, реставрационные и прочие советы, привлекая к их деятельности специалистов разного профиля.
Отношения, связанные с формированием, учетом, хранением и использованием Национального архивного фонда, и прочие основные вопросы архивного дела регулирует Закон Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях»1.
Национальный архивный фонд Украины является составной частью отечественного и мирового культурного наследия и информационных ресурсов общества, находится под охраной государства и предназначен для удовлетворения информационных потребностей общества и государства, реализации прав и законных интересов каждого человека. Документы Национального архивного фонда являются культурными ценностями, которые постоянно сохраняются на территории Украины или в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, подлежат возвращению в Украину. Юридические и физические лица обязаны обеспечивать сохранение Национального архивного фонда и оказывать содействие его пополнению.
Национальный архивный фонд формируется в порядке, установленном Законом «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях», из архивных документов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, а также архивных документов граждан и их объединений. Государство принимает меры для пополнения Национального архивного фонда документами культурного наследия Украины, которые нахо-
1Відомості Верховної Ради України. — 2001. — № 11. — Ст. 81.
683
>>>684>>>
дятся за границей, и документами иностранного происхождения, которые касаются истории Украины, в приоритетном порядке финансирует их выявление, взятие на учет, возвращение, приобретение или воспроизведение в копиях. Централизованный учет указанных документов ведется в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.
Государственную регистрацию документов Национального архивного фонда осуществляют центральный орган исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства и уполномоченные ним архивные учреждения. Порядок регистрации и форма регистрационного свидетельства утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Документы Национального архивного фонда подлежат обязательному государственному учету, который ведется в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства. Архивные учреждения, осуществляющие полномочия собственника, юридические и физические лица, в собственности которых находятся документы Национального архивного фонда, обязаны соблюдать установленный порядок ведения их учета.
Архивные учреждения могут основываться на любой форме собственности. Учредителями архивных учреждений могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.
Деятельность архивных учреждений осуществляется в порядке, определенном Законом «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях», правилами, положениями, инструкциями, утвержденными центральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства, государственными стандартами и другими нормативно-правовыми актами.
Деятельность архивных учреждений, которые не обеспечивают сохранности документов Национального архивного фонда или нарушают требования относительно государственной регистрации этих документов, может быть прекращена в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.
Ликвидация архивных учреждений осуществляется по решению учредителей, собственников или на других основаниях, предусмотренных законом. В этих случаях собственники документов Национального архивного фонда обязаны обеспечить их сохранность согласно законодательству.
Систему архивных учреждений Украины составляют:
— специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства;
684
>>>685>>>
— центральные государственные архивы Украины;
— отраслевые государственные архивы;
— государственный архив в Автономной Республике Крым;
— местные государственные архивные учреждения;
— другие местные архивные учреждения;
— архивные подразделения государственных научных учреждений, музеев и библиотек;
— архивные подразделения органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций;
— архивные подразделения объединений граждан, религиозных организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, основанных на частной форме собственности;
- архивные учреждения, основанные физическими лицами;
— научно-исследовательские учреждения, а также предприятия и организации в сфере архивного дела и делопроизводства.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства (центральный орган исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства) — Государственный комитет архивов Украины (Госкомархив Украины) — в пределах своих полномочий, определенных законом:
— вносит предложения Кабинету Министров Украины относительно формирования государственной политики в сфере архивного дела и делопроизводства, обеспечивает ее реализацию;
— осуществляет нормативно-правовое регулирование отношений в сфере архивного дела и делопроизводства;
— определяет перспективы и приоритетные направления развития архивного дела и делопроизводства;
— осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере архивного дела и делопроизводства;
- контролирует деятельность архивных учреждений и служб делопроизводства;
- организует нормативно-правовое, научно-методическое и информационное обеспечения деятельности архивных учреждений и служб делопроизводства;
— распоряжается Национальным архивным фондом, организует его формирование, государственную регистрацию, государственный учет и хранение его документов, использование сведений, которые в них помещаются;
— осуществляет международное сотрудничество в сфере архивного дела и делопроизводства.
Акты центрального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства, принятые в пределах его полно-
685
>>>686>>>
мочий, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, независимо от их подчинения и формы собственности, а также для граждан.
Центральный орган исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.
Действует Госкомархив Украины согласно Положению, утвержденному Указом Президента Украины от 22 марта 2000 г.1
Работники Госкомархива Украины имеют право посещать по его заданию другие центральные органы исполнительной власти, органы Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, а также имеют право доступа к их документам, за исключением тех, которые специально охраняются законодательством.
Госкомархив Украины в процессе выполнения возложенных на него задач взаимодействует с другими центральными и местными органами исполнительной власти, органами Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, а также с соответствующими органами и организациями других государств.
Госкомархив Украины в пределах своих полномочий, на основе и во исполнение актов законодательства Украины издает приказы, организует и контролирует их выполнение.
Решения Госкомархива Украины, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, соответствующими органами Автономной Республики Крым, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и гражданами.
Госкомархив Украины в случае потребности издает вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти общие акты.
Нормативно-правовые акты Госкомархива Украины подлежат регистрации в установленном порядке.
Госкомархив Украины возглавляет председатель, которого назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке Президент Украины.
Председатель Госкомархива Украины осуществляет руководство порученными ему сферами деятельности и несет персональную ответственность перед Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины за состояние дел в этих сферах.
Председатель Госкомархива Украины имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности согласно законодательству.
1Офіційний вісник України. — 2000. — № 12. — Ст. 454.
686
>>>687>>>
Председатель Госкомархива Украины распределяет обязанности между своими заместителями, утверждает положение о структурных подразделениях центрального аппарата, определяет степень ответственности заместителей и руководителей структурных подразделений центрального аппарата.
Для согласованного решения вопросов, относящихся к компетенции Госкомархива Украины, обсуждения важнейших направлений его деятельности и развития порученных сфер в Гос-комархиве Украины создается коллегия в составе председателя Госкомархива Украины (председатель коллегии), его заместителей по должности и других руководящих работников Госкомархива Украины.
В состав коллегии могут входить руководители других центральных органов исполнительной власти, а также учреждений и организаций, относящихся к сфере управления Госкомархива Украины. Члены коллегии утверждаются и освобождаются от выполнения обязанностей Кабинетом Министров Украины. Решение коллегии проводятся в жизнь приказами Госкомархива Украины.
Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений относительно главных направлений развития сферы архивного дела и делопроизводства, обсуждения важнейших программ и других вопросов в Госкомархиве Украины может создаваться ученый совет из ученых и высококвалифицированных специалистов. Состав ученого совета и положение о нем утверждает председатель Госкомархива Украины.
В Госкомархиве Украины с учетом специфики его деятельности могут создаваться и другие совещательные и консультативные органы. Состав этих органов и положение о них утверждает председатель Госкомархива Украины.
Статус библиотек, правовые и организационные основы деятельности библиотек и библиотечного дела в Украине определяет Закон Украины «О библиотеках и библиотечном деле» (в ред. от 16.03.2000 г.)1.
Статья 4 этого Закона определяет основы государственной политики в области библиотечного дела. Так, основой государственной политики в области библиотечного дела является реализация прав граждан на библиотечное обслуживание, обеспечение общей доступности информации и культурных ценностей, которые собираются, сохраняются и предоставляются во временное пользование библиотеками.
Государство:
— поддерживает библиотечное дело и его развитие путем гарантированного финансирования библиотек, льготной налоговой, кредитной и ценовой политики;
1Відомості Верховної Ради України. — 2000. — № 23. — Ст. 177.
687
>>>688>>>
— финансирует создание информационных сетей и телекоммуникационных систем для информационного обмена, вхождения в мировые глобальные компьютерные сети, объединения и обеспечения доступности распределенных библиотечных ресурсов;
— стимулирует взаимоиспользование библиотечных ресурсов через систему межбиблиотечного абонемента, сводных каталогов, депозитариев, обменных библиотечных фондов, интеграцию библиотек Украины в мировое информационное пространство;
— координирует деятельность библиотек всех форм собственности, регулирует деятельность библиотек, находящихся в государственной и коммунальной собственности, на основе кооперации;
— обеспечивает развитие библиотечного обслуживания социально незащищенных слоев населения;
— разрабатывает программы развития библиотечного дела и обеспечивает их целевое финансирование;
— создает условия для международного сотрудничества библиотек.
Библиотечная система Украины функционирует на основе скооперированного комплектования фондов и обработки документов, справочно-поискового аппарата, взаимоиспользования библиотечных ресурсов, а также организации научно-исследовательской, научно-библиографической и научно-методической работ.
По значению библиотеки делятся на: всеукраинские общегосударственного значения (национальные, государственные); республиканские (Автономной Республики Крым); областные; городские; районные; поселковые; сельские.
По смыслу библиотечных фондов библиотеки являются: универсальными; отраслевыми; межотраслевыми.
По назначению библиотеки делятся на: публичные (общедоступные); специальные (академий наук, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, предприятий, учреждений, организаций); специализированные (для детей, юношества, лиц с физическими недостатками).
Публичные, специальные и специализированные библиотеки могут объединяться в централизованные библиотечные системы.
Библиотеки Украины являются составной частью информационной системы государства.
С целью обеспечения рационального использования библиотечных ресурсов как составной части информационных ресурсов государства библиотеки взаимодействуют с предприятиями, учреждениями и организациями, которые имеют базы данных и деятельность которых связана с созданием, собиранием, обработкой, накоплением и сохранением информации.
688
>>>689>>>
Взаимодействие библиотек с предприятиями, учреждениями и организациями может осуществляться в рамках государственных и региональных программ в пределах своей компетенции и программ развития библиотечного дела, а также на основе заключенных соглашений.
Библиотеки создаются с учетом социально-экономических, национальных, культурно-образовательных и производственных потребностей общества в соответствии с социальными нормативами, установленными соответствующими органами государственной власти.
Библиотеки могут создаваться на основе всех форм собственности, предусмотренных законами Украины. Учредителями библиотек могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, самоуправляющиеся организации, физические и юридические лица, в том числе иностранные, в порядке, предусмотренном законом.
Библиотека может не иметь статуса юридического лица и находиться в составе предприятия, учреждения или организации.
Библиотека, которая входит в состав централизованной библиотечной системы, может иметь статус юридического лица.
Библиотека действует на основе устава (положения), который утверждается ее учредителем (учредителями). В уставе (положении) библиотеки определяются ее статус, форма собственности, источники финансирования, вид и профиль деятельности.
Регистрация библиотек независимо от форм собственности проводится по месту их нахождения органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством.
Библиотека получает статус юридического лица со дня ее регистрации. Свидетельство о регистрации библиотеки является основанием для открытия счетов в учреждениях банков.
Библиотеки, которые не являются юридическими лицами, регистрации не подлежат.
В случае изменения формы собственности или названия библиотеки ее перерегистрация осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Отказ в регистрации библиотеки может быть обжалован в суде в порядке, установленном законом.
Реорганизация библиотек осуществляется согласно законодательству Украины.
Библиотеки, являющиеся юридическими лицами, не подлежат приватизации. В случае приватизации зданий, сооружений, помещений, в которых размещены библиотеки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, и отказа нового собственника предоставлять в пользование занимаемые библиотеками здания, сооружения, помещения — органы, которые принимают решение о приватизации этих зданий, сооружений, поме-
689
>>>690>>>
щений, обеспечивают библиотеки зданиями, сооружениями, помещениями, построенными по специальным проектам, или другими упорядоченными помещениями, которые отвечают условиям обслуживания пользователей библиотек и сохранения библиотечных фондов.
В случае приватизации имущества юридического лица, в составе которого находится библиотека, одновременно с указанным имуществом могут быть приватизированы библиотечные фонды и имущество, необходимое для ее деятельности, при наличии обязательства нового собственника продолжать дальнейшее функционирование библиотеки на протяжении десяти лет. В случае отсутствия такого обязательства указанное имущество не подлежит приватизации, а решение относительно дальнейшего его использования принимается согласно законодательству.
Библиотеки ликвидируются по решению:
— собственника;
— учредителя — по согласию собственника;
— в других случаях, предусмотренных законодательством.
В случае ликвидации государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций, в составе которых находятся библиотеки, библиотечные фонды и имущество, необходимое для деятельности библиотеки, передаются в библиотеки, которые находятся в государственной и коммунальной собственности, в соответствии с решением соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Целесообразность реорганизации и ликвидации библиотек, которые находятся в государственной и коммунальной собственности, определяется соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере культуры.
Библиотечные фонды формируются в соответствии со значением, составом пользователей библиотеки и вида библиотеки как упорядоченное собрание документов.
Государственный библиотечный фонд Украины состоит из фондов библиотек, находящихся в государственной и коммунальной собственности, фондов библиотек самоуправляющихся организаций, взаимосвязанных скооперированным комплектованием, единым справочно-поисковым аппаратом, системой депозитарного хранения, перераспределения и взаимопользования фондов, и отображает научный, культурный, информационный потенциал общества.
Особо ценные, редкие документы и коллекции включаются в Государственный реестр национального культурного достояния Украины в соответствии с положением, которое утверждается Кабинетом Министров Украины.
690
>>>691>>>
Архивные документы, собранные в библиотеке, входят в состав Национального архивного фонда Украины в соответствии с Законом Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях».
Общее методическое руководство библиотеками и координацию их работы осуществляет специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере культуры — Мин-культуры Украины.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере культуры: формирует единую государственную политику относительно библиотечного дела в Украине; разрабатывает и реализует государственные программы в пределах своей компетенции и программы развития библиотечного дела; оказывает содействие централизованному комплектованию и использованию библиотечных фондов; осуществляет координацию работ относительно объединения библиотек в единую библиотеч-но-информационную систему; организует подготовку и переподготовку библиотечных кадров, повышение их квалификации; осуществляет контроль за деятельностью библиотек, которые находятся в государственной и коммунальной собственности, сохранением ими библиотечного фонда Украины; оказывает содействие научным исследованиям, методическому обеспечению библиотечного дела; организует разработку государственных библиотечных стандартов, инструкций, положений, других нормативных документов; может поощрять работников библиотечных учреждений в соответствии с законом.
Министерства и прочие центральные органы исполнительной власти, имеющие в своем подчинении библиотеки, осуществляют руководство подведомственными им библиотеками.
Министерства и прочие центральные органы исполнительной власти, имеющие в своем подчинении библиотеки, реализуют государственную политику в области библиотечного дела, определяют систему управления сетью подчиненных им библиотек, обеспечивают координацию их деятельности с библиотечной системой специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере культуры.
Граждане и их объединения имеют право принимать участие в финансировании программ развития библиотечного дела, поддержке творческих начинаний в деятельности библиотек, решении социальных и бытовых проблем библиотечных работников. Это право реализуется путем создания читательских и наблюдательных советов библиотек, благотворительных организаций, развития спонсорства, меценатства, других форм благотворительности.
23 июля 1999 г. Президент Украины издал Указ «О Национальной юридической библиотеке». Постановлением Кабинета
691
>>>692>>>
Министров Украины от 31 января 2000 г. утверждено «Положение о Национальной юридической библиотеке»1.
По этому Положению, Национальная юридическая библиотека является структурным подразделением Национальной библиотеки имени В. И. Вернадского, обеспечивающим аккумуляцию документально-информационных ресурсов (книг, документов и других носителей информации), которые содержат правовую информацию (совокупность документированных или публично объявленных сведений о праве, его системе, источниках, реализации, юридических фактах, правоотношениях, правопорядке, правонарушениях, их профилактике и борьбе с ними и т. п.).
По своему целевому назначению, специализациям, объему фондов, составу пользователей и другим признакам Национальная юридическая библиотека является специализированной библиотекой общего пользования.
В своей деятельности Национальная юридическая библиотека руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, другими нормативно-правовыми актами, приказами Национальной библиотеки имени В. И. Вернадского.
Основными задачами Национальной юридической библиотеки является:
— обеспечение правовой информацией работников органов государственной власти, специалистов-сотрудников, научных сотрудников, студентов, представителей дипломатического корпуса и международных неправительственных организаций и распространение правовых знаний среди населения;
— оказание справочно-консультационной помощи;
— систематизация и анализ материалов, содержащих правовую информацию.
Для выполнения основных задач Национальная юридическая библиотека: осуществляет комплектование, обработку, централизованную каталогизацию и ведет учет специализированных библиотечных фондов; формирует справочно-информационные фонды и банки данных документально информационных ресурсов, которые содержат правовую информацию; принимает участие во внутригосударственном и международном обмене информацией по правовым вопросам; разрабатывает правила пользования библиотечным фондом, которые утверждаются приказом Националь-ной библиотеки имени В. И. Вернадского; осуществляет культурно-образовательную деятельность, организует лектории, читательские, научные конференции, «круглые столы» и т. п.; предоставляет в установленном порядке организационные, методические, консультационные и прочие услуги (в том числе платные); сотруд-
1Юридичний вісник України. — 2000. — № 16(252).
692
>>>693>>>
ничает с другими библиотеками Украины независимо от их подчинения, а также учебными заведениями, научно-исследовательскими (научно-техническими) учреждениями Украины и других государств; осуществляет иную деятельность, которая вытекает из ее основных задач.
Национальная юридическая библиотека выполняет свои функции с использованием фондов Национальной библиотеки имени В. И. Вернадского, а также обязательных безвозмездных и платных экземпляров документов документально-информационных ресурсов обменных фондов библиотек Украины (внутригосударственный обмен) и библиотек других государств (международный обмен) на взаимовыгодных условиях, приобретением в установленном законодательством порядке книг, печатных изданий средств массовой информации, кино-, фото- и видеоматериалов, других документов, содержащих правовую информацию.
Национальная юридическая библиотека имеет право:
— планировать и определять содержание, направления и формы своей деятельности;
— использовать в установленном порядке фонды, средства и прочее имущество Национальной библиотеки имени В. И. Вернадского;
— получать в установленном порядке сведения о документально-информационных ресурсах, которые содержат правовую информацию.
Национальная юридическая библиотека обеспечивает посетителям доступ к библиотечному фонду и пользование им в соответствии с правилами, которые утверждаются согласно пункту 4 «Положения о Национальной юридической библиотеке», а также выполнение других требований относительно обслуживания абонентов, установленных Типовыми правилами пользования библиотеками.
Обслуживание в Национальной юридической библиотеке осуществляется по абонементу, в частности по межбиблиотечному, международному, библиотечному, и в читальном зале.
Организацию работы и контроль за текущей деятельностью Национальной юридической библиотеки осуществляет ее Наблюдательный совет. Состав этого совета утверждается Национальной академией наук по согласованию с Минюстом Украины.
Руководство Национальной юридической библиотекой в соответствии с распределением функциональных обязанностей осуществляет заместитель генерального директора Национальной библиотеки имени В. И. Вернадского, который назначается на должность и освобождается от должности генеральным директором Национальной библиотеки имени В. И. Вернадского по согласованию с Национальной академией наук и Министерством юстиции Украины.
693
>>>694>>>
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856