logo search
Lekcii_po_TGP

2. Правовое государство и его принципы

По мнению доцента Корнева Аркадия Владимировича, термин правовое государство формально был обозначен в первой трети XIXв. Он нашел свое применение в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля, Р.Г. Гнайста и др.

В современной отечественной литературе правовое государство определяется как:

а) правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина (проф. Нерсесянц Владик Сумбатович);1

б) форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности (проф. Кожевников С.Н.);2

в) государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина (проф. Четвернин Владимир Александрович);3

г) особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами (проф. Бабаев Владимир Константинович);4

д) организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений (проф. Малько Александр Васильевич).5

По мнению профессора Лазарева Валерия Васильевича, представляют интерес три аспекта концепции правового государства:

1) история термина «правовое государство»;

2) история развития отдельных положений теории правового государства;

3) история развития теории правового государства как самостоятельной целостной научной доктрины.6

В.В. Лазарев полагает, что термин «государство права» – Rechtsstaat – впервые был зафиксирован в книге немецкого ученого К.Т. Велькера «Конечные основания права, государства и наказания», изданной в 1813 г.

В «истории развития теории правового государства как самостоятельной целостной научной доктрины можно выделить ряд этапов».

1. Разработка отдельных фрагментарных положенийтеории правового государства в политико-правовой мысли Древней Греции, Древнего Рима, в средние века – доXVIвека (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Фома Аквинский, Мартин Лютер, Данте Алигьери и др.).

Протагор древнегреческий философ (490 – 420 до Р.Х.) – утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». В Афинах обвинялся в атеизме.1

Сократ древнегреческий философ (род. 469 – ум. 399 до Р.Х.), один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Был обвинен в «поклонении новым божествам» и развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты).2Сократ считал, что справедливость состоит в подчинении существующим законам, справедливое и законное одно и то же. Философ утверждал, что любые законы, каковы бы ни были их недостатки, спасительнее беззакония и произвола, а также провозглашал, что если граждане соблюдают законы, то государства, в которых они проживают, становятся сильными и процветающими.3

О значении правовых законов для нормального развития государства и ограничения произвола правителей говорил древнегреческий философ Платон:4«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».5Аналогичных взглядов придерживался и древнегреческий философ Аристотель1, подчеркивая, что «там, где отсутствует власть закона, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми…»2. Философ полагал, что, оставаясь вне закона и справедливости, человек становится худшим из всех живых существ.3

2. Обоснование концептуальных положенийтеории правового государства в период буржуазных революций, в период смены традиционных государств государствами конституционными –XVI–XVIIIвека (Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и др.).

В основных сочинениях английского философа Т. Гоббса «Левиафан», «Основы философии» была высказана мысль о том, что люди путем договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту со стороны закона и возможность нормальной жизни.

Английский философ Д. Локк, развивая идеи Т. Гоббса, выдвинул один из основополагающих принципов правового государства – положение о разделении властей на законодательную и исполнительную.

Эту идею дополнил французский философ Шарль Луи Монтескье.4Он выделял в разделении власти не только власть законодательную и исполнительную, но и судебную. «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судьей будет законодатель. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».1

Иммануил Кант2определял государство, как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Его категорический императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произвола было совместимо со свободой каждого и сообразовывалось с всеобщим законом.3

Г. Гегель определял правовое государство как «царство реализованной свободы», одновременно отождествляя государство и право. Для него государство было то же самое, что и право («наличное бытие свободной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, то есть государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы. Г. Гегель не считал принудительную деятельность государства главным условием его функционирования. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом.4

3. Становление теории правового государствакак целостной философской и политико-юридической концепции. Понимание «правового государства» как особого состояния государственного устройства утвердилось в немецкой литературе по государственном праву в первой половинеXIXвека в трудах К.Т. Велькера (1813 г.), Роберта фон Моля – «Наука полиции в соответствии с принципами правового государства» (1832 г.), Ф.Ю. Шталя, Р. Гнайста, Л. Штайна и др. Эти авторы впервые в своих работах применили термин «правовое государство». Концепция правового государства в понимании названных авторов включала: установление реальных гарантий прав и свобод личности; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; осуществление высшего конституционного контроля.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации.

Его основополагающими качествами являются:

а) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей;

г) реальная обеспеченность прав и свобод человека и гражданина;

д) взаимная ответственность государства перед личностью и личности перед государством.

б) верховенство правового закона во всех сферах государства и общества.

Правовой закон может быть таковым при следующих условиях:

а) если в нем отражены интересы общества;

б) если предусмотрен четкий механизм его реализации;

в) если закон имеет материально-финансовое обеспечение;

г) если есть реальные механизмы юридической ответственности за его невыполнение, несоблюдение, нарушения по отношению к любым субъектам, их допустившим.