§ 6. Формулирование гипотез.
Значение гипотезы в процессе познания определяется тем, что она выступает своеобразным звеном между наличной теорией и исследовательской проблемой, специфическим средством продвижения к новому знанию, формулированию новых идей. Гипотеза – это предположение о возможном решении исследовательской проблемы, предположение, которое представляет собой новое знание, не содержащееся в системе ранее известных научных представлений. С помощью гипотезы осуществляется скачок в процессе познания к объяснению неизвестного.
В социально‑правовом исследовании гипотеза представляет собой логически обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между изучаемыми социальными явлениями. Она венчает процесс разработки научных основ исследовательской программы, является итогом научных поисков, связанных с постановкой и обоснованием проблемы, определением предмета и задач исследования, эмпирической интерпретацией основных понятий, предварительным системным описанием объекта изучения.
Гипотезу справедливо считают главным методологическим инструментом исследования, позволяющим предположить возможные ответы на поставленные вопросы. Конкретно методологическая роль гипотезы проявляется, во‑первых, в том, что она помогает отобрать круг фактов, нужных для решения изучаемой проблемы, и, во‑вторых, указывает путь, следуя которым, можно упорядочить эти факты, выявить существующие между ними причинно‑следственные связи.
Логика научного исследования пока не дает исчерпывающего ответа на вопрос о том, как возникают гипотезы. Интеллектуальные процессы, ведущие к формулированию принципиально новых решений, раздвигающих рамки имеющегося знания, изучены далеко не достаточно. В качестве источников возникновения гипотез выступают и логические размышления, и здравый смысл, а иногда, и интуитивная догадка. Социологические гипотезы обычно возникают на основе соединения знаний, почерпнутых из наблюдений за потоком реальных событий и научных теорий, способных объяснить эти события. В этой связи следует подчеркнуть большое значение уровня изученности исследуемых проблем для создания «хороших» гипотез. Выдвижение продуктивных гипотез заметно облегчается там, где существуют развернутые специальные социологические теории, например, в сфере законотворчества или в области правонарушений. Здесь уровень социологического исследования проблем достиг такой высоты, которая позволяет говорить о существовании специальных социологических теорий – законодательной социологии и социологии преступности.
Гипотезы различаются, прежде всего, по степени общности предположений как гипотезы‑основания и гипотезы‑следствия. Гипотеза‑основание, или исходная гипотеза, появляется как результат системного анализа объекта изучения, как предположение о путях решения основной проблемы исследования. Как правило, она формулируется в общих понятиях и прямо, непосредственно не может быть проверена на эмпирическом уровне. В отличие от нее, гипотеза‑следствие, или выводная гипотеза, логически уточняет исходную гипотезу, выводится из ее оснований, конструируется из менее общих понятий, может быть подвергнута проверке на эмпирическом уровне. Обычно в каждом социально‑правовом исследовании формулируется несколько гипотез‑следствий, которые должны быть логически связаны в систему доказательств исходного предположения.
Наглядным примером выдвижения гипотез может служить социально‑правовое исследование проблемы формирования уважения личности к праву, закону. Исходная, основная гипотеза здесь основывается на предположении, что при одинаковых социальных условиях формирование у населения уважения к праву, закону представляет собой длительный процесс, сложную и многофакторную систему направленного воздействия на их правовое сознание и поведение.
Эта гипотеза‑основание развернута в систему гипотез‑следствий. В их число вошли следующие конкретные предположения:
а) высокий уровень уважения к праву формируется под сильным влиянием средств массовой информации;
б) уровень престижа права и закона в общественном сознании определяется рядом социально‑экономических, идеологических и психологических факторов и варьируется в зависимости от культурных и исторических традиций;
в) знание права и правовых норм определяется главным образом практическими потребностями индивидов в правовой информации;
г) в обществе функционируют различные типы интересов в области права и определенные типы реципиентов правовой информации. В частности, имеется определенная группа лиц с невысоким уровнем правосознания и знания права, в первую очередь представляющая интерес для постановки дела правового воспитания;
д) существует определенный оптимум потока правовой информации, проходящей через средства массовой информации;
е) имеется связь между уровнем знания права и уровнем оценочных элементов правосознания граждан;
ж) пропаганда права через средства массовой информации пока еще не достигла необходимой систематичности97.
Понятно, что данная исходная, основная гипотеза как предположение достаточно большой степени общности не может быть проверена непосредственно на эмпирических данных. Ее доказательство или опровержение возможно на пути проверки более частных гипотез следствий, каждая из которых должна быть сформулирована в терминах, предварительно подвергнутых эмпирической интерпретации, выраженных в эмпирических индикаторах.
В исследовании престижа права важное место занимает понятие «правовая информация», которое детально изучено с точки зрения его содержания и источников поступления. Авторы исходят из того, что под правовой информацией следует понимать «совокупность сведений о правовых нормах и правовых принципах, определяющих поведение в правовой сфере»98. В ходе эмпирической интерпретации понятия «правовая информация» были предложены следующие эмпирические индикаторы, характеризующие источники получения правовой информации и её содержание.
I. Официальная правовая информация:
• официальные публикации законов и нормативных актов;
• правоприменительные акты, общенормативные акты, официальные разъяснения конкретных правовых норм компетентными органами.
II. Специализированная правовая информация:
• толкование правовых норм, не имеющее официального, общеобязательного значения, например в научных комментариях, справочниках, монографических работах, статьях, ответах специалистов на правовые вопросы (адвокатов, юрисконсультов и др.) в прессе, выступлениях по радио;
• организованные формы правового общения и воспитания (вузы, школы, лектории);
• лекции, беседы, вечера вопросов и ответов на правовые темы, юридические консультации, проводимые специалистами в области права;
• научно‑популярная юридическая литература.
III. Массовая информация, передаваемая по телевидению, радио, публикуемая в газетах и журналах
IV. Межличностные коммуникации:
• непосредственное участие личности в правовых отношениях;
• межличностные связи: общение с другими членами тех же небольших социальных групп, к которым относится данное лицо (семья, трудовой коллектив и т. д.), с друзьями, соседями, знакомыми99.
Эмпирическая интерпретация понятия «правовая информация» позволила исследователям на уровне конкретных фактов подтвердить сделанное предположение о том, что «высокий уровень уважения к праву формируется под сильным влиянием средств массовой информации». Действительно, три четверти опрошенных указали в качестве основного источника поступления правовой информации СМИ. По распространенности, популярности средства массовой коммуникации превосходят другие источники информации во много раз100.
Интерпретация основных понятий, содержащихся в гипотезах‑следствиях, – обязательное условие их проверки. При этом важно иметь в виду, что проверке на истинность подлежит не только сделанное предположение, но и обоснованность его эмпирической интерпретации. Для повышения надежности доказательств гипотетических суждений полезно придерживаться следующих правил: стремиться к выдвижению как можно большего количества взаимосвязанных гипотез и стараться выделить для каждой гипотезы возможно большее число эмпирических индикаторов101.
Помимо гипотез‑оснований и гипотез‑следствий выделяют и другие виды предположений. С точки зрения задач исследования гипотезы могут быть основными и неосновными. По степени разработанности и обоснованности гипотезы подразделяются на первичные и вторичные; вторичные предположения выдвигаются взамен первичных, если те не выдержали испытания эмпирическими данными. По содержанию различают описательные и объяснительные гипотезы. Последние представляют собой предположения о причинно‑следственных связях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Описательные гипотезы – это предположения о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные гипотезы), о степени тесноты этих связей (функциональные гипотезы), о существенных свойствах группы объектов (классификационные гипотезы).
Логика научного исследования, а также социологическая практика позволяют сформулировать некоторые общие требования, которым должна удовлетворять «хорошая», продуктивная гипотеза, подлежащая непосредственной эмпирической проверке. Перечислим эти требования.
1. Гипотеза проверяема, если не содержит понятий, которые не получили эмпирической интерпретации.
2. Гипотеза должна отличаться логической стройностью и простотой. Недопустимо, чтобы она сопровождалась целым рядом допущений и ограничений.
3. Удачная гипотеза применима к более широкому кругу явлений по сравнению с той сферой, которая непосредственно наблюдается в конкретном социально‑правовом исследовании.
4. Гипотетическое предположение должно быть приложимо ко всем без исключения явлениям, которые оно объясняет.
5. Гипотеза должна быть проверяема при наличном уровне теоретических знаний, методических возможностей, технической оснащенности и материальных средств. Это требование кажется очевидным. Однако на практике оно не всегда соблюдается. Так, есть социологи, которые на основе эмпирических данных, полученных в ходе одноразовых, локальных конкретных социально‑правовых исследований, пытаются доказать и подтвердить такое глобальное гипотетическое предположение, как, например, непрерывный рост правовой культуры общества.
6. Продуктивная гипотеза уже в самой формулировке содержит четкое указание на способ ее проверки в конкретном социальном исследовании. Это требование предполагает, что в формулировке гипотезы не содержится неясных терминов, четко выявлена ожидаемая связь явлений, а проверка предположения не вызывает трудностей в плане методических и организационных возможностей. Обычно такие гипотезы являются выводными, частными, гипотезами‑следствиями. Они могут быть подвергнуты проверке с помощью непосредственного сопоставления с фактами.
Как видим, формулирование качественной гипотезы, отвечающей всем предъявляемым к ней требованиям, – задача сложная, предполагающая настойчивую, кропотливую творческую работу. По этой причине порой высказывается мнение о том, что, если «исследователю – социологу за всю его жизнь удастся сформулировать одну хорошую гипотезу, он должен быть доволен этим»102.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.