logo search
Administrativnoe_pravo_Ukrainy_Uchebnik

19.3. Принципы административного процесса

При определении системы принципов, на которых базируется административный процесс, следует учесть, что последний представляет собой единство управленческой и специальной юридической процессуальной деятельности. Следовательно, административный процесс основывается на принципах, составляющих две относительно самостоятельные группы. Первую составляют принципы, присущие административному процессу именно как юридической процессуальной деятельности, вторую — принципы, свойственные государственному управлению и нашедшие свое отражение в административном процессе1.

Традиционно, в системе принципов, присущих административному процессу, как разновидности юридического процесса, выделяют принцип законности. Данный принцип, преломляясь в административном процессе, находит свое отражение, в первую очередь, в деятельности органов государственного управления и их должностных лиц. Именно эти субъекты занимают лидирующее положение в административном процессе, и от их деятельности зависят нормальное течение административного процесса, объем и уровень реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления. Административный процесс — деятельность, осуществляемая и должная осуществляться сугубо в правовых формах на основе специфических процессуальных норм.

Принцип законности предъявляет требование ко всем участникам административного процесса соблюдать и исполнять законы и подзаконные акты, содержащие такие процессуальные нормы. Естественно, подобное требование предъявляется к гражданам, а также к другим индивидуальным и коллективным субъектам административного процесса. Зачастую сложность реализации данного принципа на практике состоит в том, что в законодательстве содержится большое количество пробелов, имею-

1Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право. — М.: Юрид. лит, 1972. — С. 136.

253

>>>254>>>

щих самое непосредственное отношение именно к административно-процессуальной деятельности. К примеру, в производстве по делам об административных правонарушениях не регламентирована процедура рассмотрения ходатайств участников производства; в дисциплинарных производствах по административному праву не указываются реквизиты решения, выносимого по делу и т. п. Следовательно, при отсутствии необходимых положений законодательства, соблюдение их представляется невозможным.

Реализация принципа гласности в административном процессе дает возможность физическим и юридическим лицам знакомиться со всеми решениями по индивидуальным управленческим делам, а также с административно-правовыми актами, принимаемыми органами государственного управления. К сожалению, нельзя не согласиться с учеными, которые ставят под сомнение реальность воплощения данного принципа на практике1. На наш взгляд, актуальность данного принципа состоит в том, что в ходе административного процесса граждане, предприятия, учреждения и организации должны иметь возможность оперативно получать четкую информацию о судьбе индивидуального управленческого дела, о его движении, стадии, на которой оно находится в данный момент, лицах, принимающих непосредственное участие в его рассмотрении и о перспективах его разрешения. Значение данного принципа в административном процессе сложно переоценить, т. к. зачастую, участники административного процесса сталкиваются с полным отсутствием информации по собственному делу или нежеланием такую информацию предоставлять. Такая ситуация закономерно приводит к растерянности стороны, испытывающей дефицит информации и, как следствие, к невозможности реализовать свои законные интересы, права и свободы.

Принцип охраны интересов государства и личности воплощается в обязанности любого органа или должностного лица, рассматривающего дело, обеспечить последовательный и полный учет интересов государства и личности, создать все условия для надлежащего использования всеми участниками процесса своих прав и законных интересов (оперативное и полное информирование участников процесса по всем вопросам, возможность пользоваться услугами адвоката и др.). При соблюдении данного принципа представляется очень важным достичь гармонии, разумного баланса интересов государства и личности, которые в каждом конкретном случае могут не совпадать. Таким образом, орган или лицо, рассматривающие дело, должны найти такое решение про-

1Серегин А. В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. — М.: Юрид. лит, 1975. — С. 144-145;

254

>>>255>>>

блемы, при котором стороны смогут максимально реализовать свои права с использованием доступных средств.

Принцип материальной истины адресован прежде всего государственным органам и должностным лицам, разрешающим дело по существу. Именно на них возлагается обязанность использовать все имеющиеся возможности для привлечения доказательств, относящихся к делу, правильно оценить доказательства и принять обоснованное и объективное решение.

Следующим принципом административного процесса следует назвать принцип равенства сторон в административном процессе перед законом. Законом регламентируется административно-процессуальный статус сторон в административном процессе, более или менее четко устанавливаются их процессуальные права, обязанности и полномочия. Таким образом, законом в равной степени регламентируются как действия властных, так и иных субъектов административного процесса. Хотелось бы отметить, что данный принцип не означает равенства сторон между собой, т. к. одна из сторон административного процесса может выступать носителем определенных государственно-властных полномочий, а другая может их не иметь.

Принцип оперативности и экономичности весьма характерен для административного процесса. Он направлен на такую организацию процесса, которая, не требуя больших материальных затрат, обеспечивала бы его быстроту. Учитывая, что административные дела зачастую менее сложны чем, к примеру, уголовные, а также требуют наибыстрейшего разрешения, сроки, устанавливаемые законодательством для разрешения индивидуальных административных дел, как правило, невелики. Данный принцип может воздействовать на административный процесс как позитивно, так и негативно. Быстрота, несомненно, дает возможность не затягивать административный процесс и излишне его не формали-зовывать, однако совмещение быстроты и качества процесса возможно лишь при очень высоком уровне профессионализма органов и лиц, рассматривающих и разрешающих дело.

Ко второй группе принципов административного процесса, характеризующих его как разновидность управленческой деятельности относят также ряд принципов. Принцип дифференциации и фиксирования функций выражается в том, что между различными органами и должностными лицами разделяются и закрепляются административно-процессуальные полномочия по подготовке и изданию актов или разрешению индивидуальных управленческих дел. Можно говорить об известной степени специализации, при которой отдельные органы и служащие, выполняя ряд однотипных функций в административном процессе, приобретают высокий уровень профессионализма, оперативности и компетентности, а также несут ответственность за свой участок

255

>>>256>>>

работы. Соблюдение этого принципа имеет свои положительные и отрицательные моменты.

Одним из важнейших принципов государственного управления, который можно смело отнести и к принципам административного процесса, являются принципы персонализации ответственности и ответственности за непринятие решения. В управленческой деятельности нередко складывается ситуация, при которой весьма сложно выявить действительных виновников нарушений прав, свобод и законных интересов индивидуальных и коллективных субъектов административного процесса, а также лиц, допустивших просчеты при разработке и принятии правовых актов управления. Закрепление принципа персонализации ответственности позволит установить конкретных лиц, лично ответственных за такие нарушения. Это необходимо, прежде всего, для профилактики правонарушений, а также и для наказания виновных.

Принцип ответственности за непринятие решения призван максимально сократить сроки рассмотрения дел и устранить волокиту в административном процессе. Кроме того, он направлен против нежелания государственных и иных служащих брать на себя ответственность при рассмотрении индивидуальных административных дел и принятии правовых актов управления.

Помимо указанных, в специальной литературе выделяют еще ряд других принципов административного процесса, таких как принцип осуществления процесса на национальном языке, принцип независимости в принятии решений, принцип компетентности и т. д.1