logo search
03080413

Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта

Временный и непоследовательный режим Директории не решил проблем, стоявших перед Францией: страна по-прежнему нуждалась в стабильности. Круп­ный капитал сделал ставку на генерала Наполеона Бонапарта (1769–1821. 9 ноября 1799 года во Франции был совершен военный государственный переворот. Бонапарт с помощью верных войск разогнал существовавший в то время высший орган законодательной власти – Законодательный корпус и высший орган исполнительной вла­сти – Директорию. Особенность этого государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством заговора политической «верхуш­ки», но и при прямой поддержке армии, ставшей опорой государствен­ной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективнос­ти системы конституционных органов. Новый режим поддержало и крестьянство, которому была обеща­на, а впоследствии и обеспечена защита его собственности на землю.

10 ноября 1799 года Бонапарт заставил парламент проголосовать за передачу власти Исполнительной комиссии, со­стоявшей из трех консулов. Реальная власть была сосредоточена у первого консула, пост которого занял Бонапарт. Законодательный корпус первоначально был заменен двумя законодательными комис­сиями, задачей которых стала выработка новой конституции. Директива Наполеона гласила: «Пишите коротко и неясно». 13 декабря 1799 года новая Конституция, больше напоминавшая протокольную запись заседаний комиссии, была принята.

Основными чертами вводимого Конституцией государственного строя были верховенство правительства и представительство народа через плебисцит. Статья 39 гласила: «Конституцией назначается первым консулом гражданин Бо­напарт, бывший временный консул». Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта, который имел особые полномочия. Во-первых, он осуществлял исполнительную власть; во-вторых, назначал и смещал министров, членов Государственного совета, по­слов, генералов, высших чиновников местного управления, судей; в-третьих, он обладал правом законодательной инициативы. Второй и третий консулы имели лишь совещательные полномочия. Законопроекты могло предлагать только правительство, то есть по существу первый консул.

По Конституции органами законодательной власти были: Государственный совет, осуществлявший первоначальное редактирование за­конопроектов; Трибунат, обсуждавший их; Законодательный корпус, принимавший или отвергавший законопроекты целиком и без прений; Охранительный сенат, утверждавший законопроекты. Но и эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула, без одобрения которым нормативного акта последний просто не принимался.

Административно-территориальное управление осуществлялось с помо­щью разделения страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Руко­водство департаментом осуществлял назначаемый правительством пре­фект, а в дистрикте – супрефект. Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало правительство. При этом устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лиц первому консулу. «Обсуждать коллегиально, принимать решения единолично» – такова была установка Наполеона.

Первый плебисцит в истории Франции 1802 года сделал должность первого консула Франции пожизненной с правом назначения преемника, что означало, по сути, возоб­новление монархии. Таким образом, уже на том этапе Наполеон полнос­тью сосредоточил в своих руках исполнительную и законодательную власть. День рождения Бонапарта был объявлен национальным праздником, а с 1803 года изображение Бонапарта стали чеканить на монетах. Очень быстро Франция de facto превратилась в империю. Идее империи было отдано предпочтение перед королевской властью, потому что она напоминала о временах Рима и Карла Великого.

Органический сенатус-консульт 1804 года легализовал империю, а в мае 1804 года Бо­напарта короновал папа Римский, и он стал императором Наполеоном I. В руках Наполеона сосредоточивается не только исполнитель­ная, но и законодательная власть. Во главе с ним стал формироваться слой новой аристократии за счет закона об амнистии, вернувшего дворян и практику пожалования дворянских титулов (с 1808 по 1814 гг. было пожаловано 3600 титулов). Но главной опорой императора стала огромная армия, с помощью которой он впоследствии завоевал всю Европу. Армия превратилась к моменту образования империи в профессиональную, включала в себя привилегированные войска (императорскую гвардию) и приобрела огромное влияние на политическую жизнь стра­ны. Очень важную роль играла и полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уде­лял особое внимание. При министерстве полиции была создана система политического сыска и шпионажа. Генеральные комиссары и комисса­ры полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции Фуше и действовали под его руководством. Императору помогали также бюрократия и церковь.

Общество с переходом Франции к империи внешне приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания рево­люции. Так, правительством запрещались публичные собрания и манифестации, устанавливалась жесткая цензура над прессой, преследовались республиканцы. Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 году наполеоновские армии вторглись в Россию и, в ходе освободи­тельной войны, были разгромлены. В 1814 году русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Окон­чательный разгром армии Наполеона в июне 1815 года при Ватерлоо привел к падению милитаристского режима во Франции и предопределил конец Первой империи. Венский конгресс держав–победительниц определил дальнейшую судьбу Наполеона Бонапарта, приговорив императора к ссылке.