logo search
V_M_Syrykh_Sotsiologia_prava_2014_g

§ 1. Наблюдение.

Под наблюдением в социологии понимается целенаправленное восприятие конкретных явлений и событий, результаты которого фиксируются в определенной форме.

Обычно любое познание начинается с непосредственного восприятия действительности. В своих выводах исследователь опирается либо на данные личного наблюдения, либо на данные наблюдений других лиц. У истоков наблюдения как научного метода сбора данных лежит повседневное, обыденное наблюдение.

Научное наблюдение отличается, от обыденного рядом особенностей. Во‑первых, оно имеет целенаправленный характер, строго подчиненно исследовательским целям и задачам. Во‑вторых, наблюдение проводится по предварительно разработанному плану. В‑третьих, данные наблюдения фиксируются в протоколах, дневниках, на карточках по заранее четко определенной форме. В‑четвертых, качество данных, полученных с помощью наблюдения, должно проверяться, контролироваться на предмет их обоснованности и устойчивости. Наконец, при наблюдении возможно использование таких вспомогательных приборов, как киноаппарат, фотоаппарат, магнитофон, телевизионная техника, и других технических приспособлений.

Социально‑правовое наблюдение характеризуется некоторыми чертами, которые подчеркивают его специфику по сравнению с естественно‑научным наблюдением. Его применение, как правило, осуществляется в комплексе с другими социологическими методами сбора информации, с анализом документов, интервью, анкетированием.

С помощью наблюдения исследователь имеет возможность получить живые, непосредственные впечатления об изучаемом объекте, включающие конкретные детали и яркие характеристики. В ходе социально‑правового наблюдения существенное влияние оказывает субъективный фактор, связанный с тем, что исследователь по‑своему понимает и интерпретирует полученные сведения, а также определенным образом воздействует на поведение наблюдаемых индивидов и социальных групп.

Виды наблюдения разнообразны. Их классификация проводится по различным основаниям.

Значительное влияние на характеристику видов наблюдения оказывает положение исследователя. В зависимости от положения наблюдателя выделяют включенное и невключенное (простое) наблюдение. В первом случае наблюдатель становится членом группы, которую изучает. При этом он стремится адаптироваться в ней, «вжиться» и наблюдать происходящие события изнутри. Во втором случае наблюдение ведется со стороны, а сам исследователь по отношению к наблюдаемой группе занимает традиционное положение, не включаясь непосредственно в ее жизнедеятельность.

Включенное наблюдение имеет ряд достоинств. Объект исследования наблюдается в естественной обстановке. Исследователь может узнать многие скрытые от стороннего взгляда, глубинные, зачастую сокровенные черты членов изучаемой группы. Ему легче установить с ними человеческие контакты, наладить искренние отношения.

Применение метода включенного наблюдения имеет определенные традиции. В социально‑правовых исследованиях оно используется для изучения маргинальных слоев населения, криминальных социальных групп, объединений граждан, характеризующихся девиантным поведением. Примером такого исследования является книга американского социолога Уильяма Уайта «Общество уличных углов» (1937 г.), посвященная описанию жизни одного из кварталов американского города под условным названием «Корневиль», население которого составляют итальянские эмигранты. В центре внимания автора процесс возникновения рэкета, криминальных групп молодежи. Осуществляя наблюдение, автор прожил среди эмигрантов три с половиной года, полностью разделяя их образ жизни103.

Несмотря на ряд достоинств, включенное наблюдение не получило широкого распространения. Дело в том, что оно требует от наблюдателя большого самопожертвования, самоотречения. К тому же оно создает условия для такой адаптации исследователя к изучаемой группе, при которых нормы и обычаи поведения членов группы способны повлиять на объективность итоговых выводов.

Более распространено использование невключенного (обычного) наблюдения. Этому способствует простота его организации, естественное, привычное положение наблюдателя при осуществлении научного исследования. Следует отметить, что качество данных, глубина выводов при этом страдают. От исследователя ускользают сведения о мотивах принятия решений, психологических побуждениях к действию, особенностях индивидуального поведения.

Наряду с включенным и невключенным наблюдением в зависимости от положения исследователя различают наблюдение открытое и инкогнито. При открытом наблюдении исследуемая группа осведомлена о том, что она является объектом изучения. В случае наблюдения инкогнито от изучаемой группы скрывается факт наблюдения за ней, члены группы не подозревают, что за ними наблюдают. Наблюдение инкогнито редко используется на практике, поскольку его организация достаточно сложна, и среди специалистов до сих пор ведутся дискуссии о его моральной и юридической правомерности.

В зависимости от степени формализованности процедуры выделяются нестандартизированное (неконтролируемое) наблюдение и наблюдение стандартизированное (контролируемое). В первом случае наблюдатель руководствуется лишь общим планом исследования и не имеет четко установленной регламентации действий. Во втором, напротив, существуют детальные предписания по организации наблюдения, результаты наблюдения фиксируются по установленной форме в специальных карточках, на тщательно разработанных бланках.

Нестандартизированное наблюдение используется на начальных стадиях разработки программы исследования, в процессе разведывательных исследований для уточнения неясных проблем и разработки гипотез. Для его осуществления требуются опытные специалисты. В отличие от этого, стандартизированное наблюдение применяется в экспериментальных, аналитических исследованиях, которые проводятся по тщательно разработанной программе, включающей детально регламентированные процедуры сбора эмпирических данных.

С учетом особенностей организации наблюдения различают такие его виды, как полевое и лабораторное наблюдение. Полевое наблюдение в качестве объекта изучения имеет реально существующие социальные процессы, социальные группы. При этом не предполагается вмешательство исследователя в жизнь и деятельность наблюдаемых объектов. При лабораторном наблюдении исследователь занимает активную позицию, создает экспериментальную обстановку, влияет на объект исследования путем подбора членов изучаемой группы и изменения действующих на нее внешних факторов.

При организации наблюдения важны три момента: характеристика объекта наблюдения, порядок наблюдения и регистрации записей. Оценивая объект наблюдения, исследователь намечает ориентиры предстоящей работы, которая включает общую характеристику изучаемой социальной группы, описание правил и норм ее поведения, их детерминацию внутренними и внешними факторами, определение типичности наблюдаемой группы, ее структуры, целей деятельности, социальных интересов.

Второй важный вопрос, на который предстоит ответить наблюдателю, заключается в том, должен ли он вмешиваться в изучаемый процесс. Ответ на этот вопрос зависит от характера исследования. Если перед исследователем стоит задача дать объективную беспристрастную оценку социальных явлений (например, интенсивности, направленности общественного мнения по определенной проблеме), то его вмешательство в ход событий недопустимо. В тех случаях, когда социолог стремится предложить практические рекомендации, осуществляет поиск наиболее оптимальных вариантов решения злободневных проблем, его вмешательство в изучаемые социальные процессы вполне оправдано.

Исключительно важным для организации наблюдения является вопрос о том, как вести регистрацию результатов наблюдения. При нестандартизированном наблюдении записи ведутся в свободной форме. Их качество целиком зависит от опыта и профессиональных навыков наблюдателя. Стандартизированное наблюдение предполагает детально разработанные, четкие приемы ведения записей. Для этих целей на этапе разработки программы и инструментария исследования создаются специальные карточки или бланки наблюдения. В них содержится перечень возможных вариантов поведения или реакции членов изучаемой группы в конкретных условиях, в определенный момент. При этом предусматривается фиксация результатов наблюдения в формализованной форме104.

Для повышения надежности данных наблюдения полезно придерживаться ряда выработанных в процессе исследовательской практики правил. В частности, необходимо по возможности более детально классифицировать отдельные элементы, этапы, стадии изучаемого явления, сравнивать данные разных наблюдателей, стараться не смешивать фиксацию событий с их интерпретацией, следить за изучаемым объектом в разных ситуациях, сопоставлять результаты наблюдения с данными, полученными с помощью других методов сбора информации, например интервью.

В силу своей специфики метод наблюдения пока нечасто применяется в социально‑правовых исследованиях. Обычно к нему обращаются на начальных стадиях исследования в ходе разработки программы и гипотез, а также в монографических исследованиях, когда возникает необходимость дать всестороннюю качественную оценку изучаемых социальных явлений. Характерным является использование наблюдения в сочетании с другими социологическими методами.