Важнейшее законодательство отдельных этапов Великой французской революции
Размах революции позволил Учредительному собранию 26 августа 1789 года принять главный программный документ революции – Декларацию прав человека и гражданина. Над Собранием было поднято трехцветное знамя революции, которое символизировало лозунг «Свобода, Равенство, Братство!».
Работа над Декларацией велась в рамках Конституционного комитета Учредительного собрания. Однако провозглашенные в ней идеи неоднократно озвучивались и до революции. Сначала они получили философское обоснование в трудах французских просветителей, а затем воплотились в Наказах избирателей своим депутатам в Генеральных штатах (особую известность получил Наказ третьего сословия Парижского округа, содержавший проект декларации прав). Прообразом французской Декларации послужили английский Билль о правах 1689 года, а также Декларация независимости США от 4 июля 1776 года. Среди авторов Декларации были Лафайет, Мирабо, Мунье, предполагавшие, что она станет частью первой Конституции страны.
Хотя Декларация в ту пору не являлась юридическим документом прямого правоприменения, а была лишь манифестом, ее значение огромно. Она оказала влияние, как на формирование французского конституционализма, так и демократического правопорядка других стран мира, по своему влиянию превзойдя предшествовавшую ей Декларацию независимости США 1776 года (последняя несла печать английского общего права и поэтому не могла получить широкого признания на европейском континенте). Французская Декларация появилась в историческом центре Западной Европы и вобрала общенациональный и всемирно-исторический опыт идейного обоснования и конституционного закрепления прав и свобод личности1.
В 17-ти пунктах Декларации провозглашались принципы новой буржуазной государственности и права. Особое внимание уделялось «естественным и неотъемлемым правам человека», «народному суверенитету», «разделению властей». Декларация провозгласила важнейшие принципы государственного, гражданского, уголовного права. Важнейшая задача документа состояла в провозглашении прав и свобод человека как завоевания революционного периода. Авторы декларации делили их на естественные права и свободы (личные, неотъемлемые) и гражданские (политические). Ст. 1 Декларации заявляла: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». В качестве естественных и неотъемлемых прав в ст. 2 провозглашались: свобода; собственность; безопасность; сопротивление угнетению. В ст. 3 была закреплена идея о суверенитете: она служила обоснованием принципа народного представительства. Свобода определялась как «возможность делать все, что не причиняет вреда другому (ст.4)». Статьи 7, 9, 10 и 11 утверждали свободу личности, свободу совести, вероисповедания, слова и печати, провозглашали принцип презумпции невиновности: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в установленном законом порядке.
24 ноября 1789 года был принят Декрет о передаче земель церкви в распоряжение нации. Благодаря этому документу возник термин «национализация». 15 марта 1790 года принимается Декрет о феодальных правах, отменивший феодальные привилегии. 14 июня 1791 года был принят Закон Ле-Шапелье (по имени депутата собрания – инициатора его принятия). Законом были запрещены забастовки и любые неподчинения хозяевам предприятий; в качестве санкций вводились огромные штрафы, длительное тюремное заключение. Примечательно, что этот закон действовал около 70 лет.
Революционные преобразования в области права и государственности, произошедшие во Франции в первый период Великой французской революции, были закреплены в тексте Конституции 1791 года. Это была первая в истории страны (вторая в Европе и третья в мире) конституция, ознаменовавшая переход от абсолютной монархии к конституционной. Источниками конституции стали:
-
философско-правовые трактаты английских авторов XVII столетия, где обосновывались концепции общественного договора и естественных прав (Т. Гоббса и Дж. Локка), французских просветителей XVIII века (Монтескье, Руссо, Вольтер, Дидро), которые подвергли рационалистической критике устои феодального общества и подготовили общественное сознание к восприятию новых ценностей;
-
«Декларация независимости» США 1776 года и Конституция США 1787 года;
-
Декларация прав человека и гражданина 1789 года. У этого документа конституция позаимствовала перечень демократических прав и свобод (но существенно его расширила), а также принципы государственности (разделения властей, национального суверенитета, законности), уголовно-процессуальные нормы;
-
французское революционное законодательство 1789–1791 годов;
В совокупности эти источники способствовали воплощению в политической практике Франции передовых принципов государственности: гражданского равенства; равного доступа к общественным должностям; гарантии демократических прав и свобод; приоритет гражданских прав и свобод; разделения властей, подзаконности королевской власти; национального суверенитета1.
Первый проект конституции был представлен Учредительному собранию еще в июле 1789 года. В ходе обсуждения возник вопрос о будущем государственном устройстве. Предлагались варианты, связанные с отстранением короля от власти. Однако большинство депутатов высказалось за сохранение института монархии, чтобы обеспечить преемственность нового и старого устройства.
3 сентября 1791 года Учредительное собрание приняло Конституцию, заставив короля подписать ее. Конституцией утверждались основные принципы, определяющие статус высших органов законодательной власти: короля, правительства, суда, избирательной системы по избирательным цензам. Состояла она из семи разделов с преамбулой, куда вошла «Декларация прав человека и гражданина». Право пересмотра Конституции имело Национальное собрание, опиравшееся на суверенитет нации. В колониях же сохранялись старые порядки, т.к. статья 8 разд. VII Конституции гласила: «На французские владения и колонии в Азии, Африке и Америке, хотя они и составляют часть Французской империи, настоящая Конституция не распространяется».
Высшим органом государственной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Законодательная власть была представлена этим Национальным собранием в количестве 745 представителей, выбранных от 83 департаментов активными гражданами старше 25 лет, постоянно проживающими на одном месте, платящими прямой налог, внесенными в списки национальной гвардии и не находящимися в услужении. Депутаты наделялись правом неприкосновенности; для преследования их за уголовные преступления требовалось согласие Национального собрания. Исполнительная власть вручалась королю, который должен был управлять страной на основе закона. Король был не вправе отклонить закон, он мог только отсрочить его принятие (так называемое отлагательное, суспензивное право), не мог распустить Национальное собрание. Судебная власть формировалась из выбранных судей, утвержденных королем, и из суда присяжных в количестве 12 человек. Учреждались: Кассационный суд при Национальном собрании, верховное жюри и Верховный национальный суд с правом импичмента. Было установлено, что судьи выбирались на определенный срок и могли быть смещены только в случаях совершения преступления и в строго установленном порядке.
Таким образом, эта Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, утверждения национального суверенитета и представительного правления, закрепляя режим конституционной монархии.
Однако принятие Конституции 1791 года отнюдь не означало окончания политической борьбы в стране, т.к. новая система государственных органов отражала лишь временное равновесие. Депутаты от департамента Жиронда (жирондисты, представители радикальной торгово-промышленной средней буржуазии) и депутаты, собиравшиеся на политические диспуты в монастыре Святого Якоба (якобинцы, радикалы, выражавшие интересы средней и мелкой буржуазии, ремесленников, крестьянства), требовали свержения монархии. Они спровоцировали новое восстание, воспользовавшись началом войны европейских монархий против революционной Франции. В 1792 году в войну с Францией вступили Австрия, Пруссия и Сардиния; в 1793 году – Великобритания, Нидерланды, Испания и др. Измена многих генералов французской армии облегчила интервентам проникновение на территорию Франции, а затем и наступление на Париж. Король и дворяне – тайные союзники интервентов – связывали с иностранным вторжением свои надежды на будущее. Слухи о заговоре короля подтолкнули народные массы к восстанию 10 августа 1792 года. Мощное восстание свергло монархию и сбросило стоявшую у власти партию крупной буржуазии (фельянов).
На втором этапе революции (10 августа 1792 г. – 2 июня 1793 г.) власть сосредоточилась в руках жирондистов, являвшихся тогда самой влиятельной политической силой в Законодательном собрании. Из их представителей был сформирован Временный исполнительный совет. Специальным декретом Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти – Национального Учредительного конвента. В сентябре 1792 года выборы в Конвент завершились и прошли без всяких цензов и ограничений. Всего было избрано 783 депутата, из них – около 200 жирондистов и около 100 якобинцев. Большинство депутатов (483) не принадлежали ни к одной из группировок и составляли политический центр – так называемое «болото». Правда, и жирондисты, став правящей партией, заняли вполне консервативные позиции и впоследствии стремились остановить революцию
22 сентября 1792 года Конвент принял декрет, уничтожавший королевскую власть. 25 сентября 1792 года специальным декретом Франция была провозглашена Первой республикой. Принимается декрет о новом летоисчислении, в котором говорилось, «что все государственные акты отныне будут помечаться датой первого года Французской республики». 2 октября 1792 года был учрежден Комитет общественной безопасности для охраны республики. 10 марта 1793 года. Конвент принял декрет, учреждавший Чрезвычайный уголовный трибунал, приговоры которого не могли быть обжалованы, а 6 апреля 1793 года – декрет, учреждавший Комитет общественного спасения.
17 января 1793 года Конвент судил короля. Якобинцы настояли на открытом и поименном голосовании. В результате за смертную казнь короля без всяких отсрочек проголосовали 387 депутатов, за тюремное заключение – 334 депутата. 21 января Людовик XVI был гильотинирован. После его казни Конвент провозгласил 1793 год «четвертым годом свободы и первым годом равенства».
Однако авторитет жирондистов начинает постепенно падать. Так, резко ухудшилось экономическое и, в особенности, продовольственное положение Франции, а жирондисты не ставили вопрос об окончательной и полной ликвидации феодальных отношений в деревне. Отменив Конституцию 1791 года, лидеры жирондистов не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ. Около двух третей территории страны оказалось в руках иностранных войск и контрреволюционеров. Поэтому под влиянием лозунгов якобинцев, настаивавших на продолжении революции, в начале июня 1793 года свершилось восстание вооруженных граждан и национальных гвардейцев. Из Конвента были изгнаны и в последующем казнены жирондисты. Власть переходит к якобинцам.
Наступил третий этап революции – утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 г. – 27 июля 1794 г.). Инициативу в Конвенте захватили лидеры якобинцев: Робеспьер, Марат, Дантон и Сен-Жюст. Робеспьер провозгласил свой знаменитый лозунг: «Кто не с нами, тот против нас!». Он касался тех депутатов Конвента, которые не хотели развития революции. В июне – июле 1793 года Конвент принял серию Декретов, передав крестьянам общинные и конфискованные у контрреволюционеров земли (бесплатно либо по льготной цене) и полностью ликвидировал все оставшиеся феодальные права и привилегии.
24 июня 1793 года Конвентом была принята новая Конституция («Конституция первого года республики»). Она, как и предыдущая, состояла из Декларации прав человека и гражданина (35 статей) и собственно Конституционного акта. Характерно, что новая Декларация прав человека и гражданина заявляла о том, что целью общества является «общее счастье». Кроме того, говорилось, что правительство должно обеспечивать человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. В Декларации 1793 года последовательно и жестко проводился принцип законности, а верховенство закона неразрывно связывалось с понятием «суверенитет народа», введенным взамен понятия «суверенитет нации».
Принципы Декларации были конкретизированы в Конституционном акте 1793 года, устанавливавшем основы государственного строя. Актом торжественно подтверждалось установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу. Избирательное право было всеобщим, а не цензовым, но только для мужчин. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жительства в избирательном округе не менее шести месяцев. В соответствии с Конституционным актом, органом законодательной власти становится постоянно действующий однопалатный Законодательный корпус (Национальное собрание), избиравшийся на один год. По ряду вопросов Национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу. Высшим правительственным органом республики являлся Исполнительный совет, на который было возложено руководство деятельностью всех ведомств (министерств). Члены совета избирались Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Национальным собранием1. Однако в связи критическим положением республики Конвент не стал вводить в действие конституционный режим, а заменил его режимом диктатуры.
При диктатуре важнейшими органами власти становятся Конвент, имевший право издания и истолкования законов; Комитет общественного спасения, ставший фактически главным органом правительства и Комитет общественной безопасности. Чрезвычайными полномочиями наделялись комиссары Конвента, подотчетные Комитету общественного спасения. 17 сентября 1793 года якобинцы приняли печально известный Декрет о подозрительных, который стал основой для репрессий. 24 октября 1793 года якобинцы судили бывших депутатов Конвента во главе с жирондистами, и 30 октября состоялась их массовая казнь. По всей Франции были образованы революционные комитеты, возглавляемые комиссарами. Задачей комитетов было физическое устранение врагов революции. Якобы все это делалось ради высшей цели, о которой было написано в первом пункте якобинской Декларации: «Целью общества является общее счастье». Ради скорейшего достижения «народного счастья» якобинцы приняли Декрет о секвестре имущества врагов революции от 26 февраля 1794 года и о Революционном трибунале 10 июня 1794 года. Попавший в Трибунал был обречен на смертную казнь, применявшуюся в качестве универсальной меры наказания. Даже на основе устного доноса происходили арест, суд и казнь в течение нескольких часов. Это означало переход к политике государственного террора против врагов революции как внутренних, так и внешних. Оправдывая эту политику, Марат сказал на заседании Конвента: «Надо немедленно организовать деспотизм свободы, дабы смести с лица земли деспотизм королей». Сен-Жюст, обращаясь к парижанам на митинге, оценивал эту ситуацию так: «Мы дали вам счастье Афин и Спарты в их лучшие дни, счастье добродетели, довольства, среднего достатка». Было даже решено переименовать Париж в «Перикл» и сменить все старые названия городов и селений. Опять же во имя «земного счастья» якобинцы проводили политику «дехристианизации», когда вместо религии они провозгласили «культ разума». Стали строиться памятники и бюсты «мученикам свободы» (Марат); вводилось всеобщее бесплатное начальное атеистическое образование.
Подавив врагов внутри страны, якобинцы выставили против внешней контрреволюции 14 армий, вооруженных новейшим оружием (численностью более миллиона человек), и добились перелома в ходе военных операций к октябрю 1793 года. А уже к лету 1794 года в результате убедительных побед военная опасность исчезла. Однако победа революции обернулась против самих якобинцев, поскольку в их рядах произошел раскол. Фанатики революции оказались в тупике, так как поход за «счастье народное» не дал результата.
Принятые в феврале – марте 1794 года вантозские декреты (согласно которым надлежало конфисковать собственность лиц, признанных врагами революции, и распределить ее между неимущими патриотами) не были проведены в жизнь вследствие сопротивления аппарата якобинской диктатуры. Позицию прагматиков выразил один из депутатов Конвента: «Мы должны, наконец, гарантировать собственность богатых людей. В стране, управляемой собственниками, царит социальный порядок; страна, управляемая неимущими, находится в первобытном состоянии».
27 июля 1794 года в результате заговора против возглавляемого Робеспьером правительства произошел Термидорианский переворот, свергнувший якобинскую республику. Лидеры якобинцев во главе с Робеспьером (всего 117 человек) были казнены 28 июля 1794 года. В августе 1795 года Конвент принял новую буржуазную Конституцию. В соответствии с ней были проведены выборы в двухпалатный парламент, который избрал директорию из пяти человек, управлявшую страной в течение четырех лет посредством так называемой «политики качелей». На пять лет в стране был установлен режим Директории.
- Введение
- Тема 1. Предмет и методы учебного курса «История государства и права зарубежных стран» Вопросы:
- Предмет истории государства и права зарубежных стран и отграничение от смежных учебных дисциплин.
- Отграничение истории государства и права зарубежных стран от смежных учебных дисциплин.
- Методы истории государства и права зарубежных стран.
- Тема 2. Государство и право в странах Древнего Востока Вопросы:
- Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке и типологические черты восточной деспотии.
- Государственный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное
- Общественный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное
- Право древневосточных государств
- Лекция 3. Эволюция государственности в Древней Греции Вопросы:
- Периодизация государственно-правового развития Древней Греции.
- Эволюция древнеафинского государства.
- 3. Социальная и государственная структура Древней Спарты.
- Лекция 4. Государство и право Древнего Рима Вопросы:
- Периодизация государства и права Древнего Рима. Организация государства в «царский» период.
- Государственный и общественный строй Римской республики
- Государственный и общественный строй Римской империи
- Эволюция римского права.
- Лекция 5. Государство и право Византии. Вопросы:
- 1. Периодизация византийской государственности.
- 2. Государственное и общественное устройство Византии.
- Эволюция византийского права
- Лекция 6. Государство и право Франкской монархии. Вопросы:
- 1. Периодизация государственности салических франков.
- Эволюция государственного устройства Франкской монархии.
- Салический закон как источник раннефеодального права Европы.
- Лекция 7. Государство и право средневековой Франции. Вопросы:
- 2. Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.).
- 3.Общественный и государственный строй Франции в период абсолютной монархии (XVII-XVIII вв.)
- 4. Право Франции в Средние века.
- Лекция 8. Государство и право Германии в Средние века Вопросы:
- 1. Периодизация государственно-правового развития Германии в период Средневековья.
- 2. Германиия в сеньориальный период (IX–XIV вв.)
- 3. Особенности сословно-представительной монархии в Германии (XIV–XVII вв.).
- 4. Германский абсолютизм в XVII–XIX веках.
- 5. Право Германии в феодальный период.
- Лекция 9. Государство и право Англии в Средние века Вопросы:
- 1. Периодизация английского феодального государства.
- 2. Централизованная сеньориальная монархия в Англии (XI-XIII вв.).
- 3.Становление английского парламента в XIII-XV вв.
- Особенности английского «незавершенного» абсолютизма.
- Право средневековой Англии
- Лекция 10. Государство и право Арабского Халифата. Вопросы:
- 1. Периодизация Арабского халифата.
- 2. Государственное и общественное устройство Арабского халифата
- 3. Возникновение и развитие мусульманского права – шариата.
- Лекция 11. Государство и право Китая и Японии в Средние века
- 1. Общая характеристика государства в средневековом Китае.
- 2. Право средневекового Китая
- Общая характеристика государства в средневековой Японии.
- Право средневековой Японии
- Лекция 12 . Эволюция общего права и права справедливости в Англии в Средние века. Вопросы:
- 1. Источники английского права
- 2. Переход от англосаксонского к общему праву Англии
- 3. Юрисдикция по общему праву в средневековой Англии
- 4. Право справедливости, его источники и принципы.
- Лекция 13. Государство и право Великобритании в XVII–XVIII века Вопросы:
- 1. Законодательство английской буржуазной революции XVII в.
- 2. Реставрация монархии 1660 г. И образование в Англии буржуазного государства.
- 3. Эволюция английской конституционной монархии и парламентаризма в XVIII – начале XIX века
- Лекция 14. Формирование и развитие государственности в сша в XVIII в. Вопросы:
- Война за независимость английских колоний 1775-1781 гг. Декларация независимости 1776 года.
- Статьи конфедерации и вечного союза между штатами 1781 года
- Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года.
- Билль о правах 1791 года.
- Гражданская война в сша 1861-1865 гг. Поправки к Конституции 1865-1870 гг.
- Лекция 15. Конституционное законодательство Великой французской революции XVIII в. Вопросы:
- Предпосылки, особенности и этапы Великой французской революции
- Важнейшее законодательство отдельных этапов Великой французской революции
- Лекция 16. Эволюция государственного строя во Франции в Новое время (конец XVIII – конец XIX века) Вопросы:
- Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта
- Вторая республика во Франции.
- 3. Третья республика во Франции.
- Лекция 17. Эволюция государственности в Германии в Новое время
- 1. Развитие германской буржуазной государственности в первой половине XIX века.
- 2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 года
- Лекция 18. Формирование буржуазного права в Западной Европе. Вопросы:
- Гражданский кодекс Франции 1804 года.
- Уголовный кодекс Франции 1804 года.
- Германское гражданское уложение 1896 года
- Лекция 19. Эволюция избирательного права в Англии и сша в XIX- начале XX в. Вопросы:
- 1. Политико-правовые предпосылки избирательных реформ в Англии
- 2. Реформы английского избирательного законодательства 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг.
- 3. Парламентские реформы в Англии начала XX века
- 4. Избирательное право в сша в XIX веке
- Лекция 20. Государство и право Китая и Японии в Новое время Вопросы:
- 1. Государственно-правовое развитие Китая в позднефеодальный период
- 2. Возникновение и развитие буржуазного государства и права в Японии. Реставрация Мэйдзи.
- Лекция 21. Государственно-правовой механизм фашистских диктатур в Западной Европе и Японии Вопросы:
- Генезис фашизма как тоталитарного режима
- 2. Возникновение фашистского государства в Италии
- 3. Государственно-правовой механизм «третьего рейха» в нацистской Германии.
- 4. Возникновение фашистского государства в Японии
- Тема 22. Государство и право Китая и Японии в Новейшее время Вопросы:
- 1.Образование кнр
- Капитуляция Японии во Второй мировой войне. Принятие проамериканской конституции.
- Особенности государственного строя Японии по Конституции 1947 г.
- Лекция 23. Государственно-правовое развитие Великобритании в Новейшее время
- 1. Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время
- 1. Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время
- 2. Гражданское право Великобритании: источники и тенденции развития
- 3. Уголовное право Великобритании: источники и тенденции развития
- Лекция 24. Основные тенденции государственно–правового развития сша
- 2. Антидемократическое законодательство в сша в XX веке
- 3. Эволюция права Соединенных Штатов Америки в Новейшее время
- Лекция 25. Государство и право Германии в Новейшее время Вопросы:
- 1. Конституционно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны
- 2. Общая характеристика Основного закона фрг 1949 года
- 3. Гдр: создание и эволюция до объединения Германии 3 октября 1990 года
- 4. Источники уголовного и гражданского права современной Германии
- Лекция 26. Государство и право франции в новейшее время Вопросы:
- Кризис Третьей республики во Франции в начале XX века и установление «режима Виши» (1940-1944 гг.)
- Государственный строй Четвертой французской республики (1946-1958 гг.)
- Источники уголовного и гражданского права Франции в Новейшее время
- Литература
- Содержание
- Тема 1. Предмет и методы учебного курса «История государства и права зарубежных стран» 4