§ 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
Деятельность граждан и иных субъектов частного права, направленная на установление, развитие и прекращение правоотношений, определяется не только их желаниями, их правовой и социальной дееспособностью, но и конкретно‑историческими условиями, внешней средой этой деятельности.
Внешняя среда понимается как совокупность экономических, политических, социально‑культурных и иных факторов, которые характеризуют состояние гражданского общества и государства на период осуществления правовой деятельности субъектов частного права и которые влияют на эту деятельность.
Объективные границы свободы воли субъектов частного права, в конечном счёте, определяются состоянием экономики страны, ее способностью удовлетворять материальные потребности членов гражданского общества и государства, ибо обменивать, распределять и потреблять можно лишь реально произведенные материальные блага. Поэтому наиболее благодатные условия для правовой активности в сфере частноправовых отношений создаются в странах с развитой экономикой. В тоже время недостаточно высокий уровень экономики приводит к дефициту товаров, в том числе и товаров первой необходимости, снижению жизненного уровня значительной части населения, и соответственно, существенному сужению его социальной дееспособности.
В обществе с неразвитой экономикой или экономикой, находящейся в стадии стагнации, кризиса, значительная часть населения остается без работы, не имеет достаточных средств к существованию и не может реализовать свои права в сфере гражданского и трудового права, активно действовать и приносить пользу обществу. Одновременно далеко не всякий работник, занятый в общественном производстве, получает достаточные средства к существованию и способен в полной мере реализовать свою правоспособность в сфере частного права. В условиях кризиса снижаются возможности и для активной деятельности коммерческих организаций и некоммерческих учреждений, вынужденных больше заниматься решением задач выживания, сохранения себя в качестве хозяйственной единицы, чем думать о расширении производства и активизации своей деятельности.
Другим важнейшим фактором, непосредственно влияющим на активность субъектов в сфере частного права, являются политико‑правовая деятельность государства, преследуемые и осуществляемые им цели в области экономики и иных сферах частного права.
В числе наиболее действенных способов влияния государства на сферу частного права можно назвать следующие:
• нормативно‑правовое регулирование отношений с целью проведения антимонопольной политики и создания условий для добросовестной конкуренции товаропроизводителей, поддержки стратегически важных, социально значимых производств, развития сельского хозяйства. Особое значение придается нормативно‑правовому регулированию имущественных отношений, а также отношений в сфере ценообразования и стандартизации товаров;
• рациональная плановая политика, ориентированная на развитие стратегически важных и социально значимых отраслей народного хозяйства и сокращение предприятий, в деятельности которых общество не испытывает большой потребности. Основными рычагами такой политики выступают дифференцированные налоги, государственные инвестиции, госзаказы на продукцию и др.;
• контроль за предпринимательской деятельностью граждан и юридических лиц путем регистрации индивидуальных предпринимателей, а также организаций и учреждений, надзор за соответствием деятельности субъектов частного права законам и иным нормативно‑правовым актам, а также уставным задачам. Политико‑правовой режим, устанавливаемый государством, может оказывать позитивное или негативное воздействие на состояние правовых отношений в сфере частного права. В том случае, когда государство действует в том же направлении, в каком идет развитие экономики, оно способствует росту экономики и материальному благополучию общества. Если государство проявляет субъективизм в своих действиях и решениях, то его вмешательство в частноправовую сферу носит негативный характер. Своими волевыми решениями оно препятствует развитию экономики, приводит к нерациональной трате материальных, сырьевых и людских ресурсов. Аналогичная ситуация создается и в случаях, когда государство оказывается неспособным установить в обществе режим законности, обеспечить надежную защиту прав и свобод субъектов частного права, когда должностные лица занимаются коррупцией, противопоставляют собственный интерес интересам государства, общества и иных лиц. В этих условиях субъекты частного права, лишенные надлежащей защиты своих прав со стороны государства, вынуждены реализовывать свои права и свободы не всегда легальными путями и способами, например уклоняться от уплаты налогов, прибегать к помощи криминальных лиц, чтобы обеспечить реальное исполнение обязанности другими лицами.
На активность субъектов в сфере частного права существенное влияние оказывают научный и образовательный уровень гражданского общества. Научно‑технический прогресс как совокупность передовых, эффективно действующих машин, производств и технологий является основой социального прогресса и благотворно действует во всех сферах частного права. С одной стороны, он позволяет реализовать творческие способности членов общества, действующих в области науки и техники, а с другой – его достижения, внедренные в производство, обеспечивают прирост рабочих мест, рост экономики и в конечном счете повышают благосостояние населения. Одновременно у граждан растет интерес к образованию, резко увеличивается число лиц, желающих получить высшее и послевузовское профессиональное образование.
Иная картина складывается в обществе и государстве, не способном развивать научно‑технический прогресс на должном уровне. Общество, как это убедительно показывает опыт Российской Федерации, не способное создавать и использовать современные технологии, оказывается неконкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынках, вынуждено свертывать собственное производство товаров, сокращать финансирование научных исследований, а высококвалифицированным научным кадрам платить нищенскую зарплату.
В числе важнейших факторов, воздействующих на деятельность субъектов частного права, можно назвать и географическое положение страны, демографические процессы, состояние сырьевой базы и многие другие явления социальной и природной сферы.
Систему внешних условий (факторов), оказывающих воздействие на деятельность субъектов частного права, по сфере их действия можно подразделить на общие, региональные и локальные.
Общие условия деятельности субъектов частного права составляют экономические, политические, научно‑образовательные и иные явления и процессы, действующие на территории всей страны, в отношении всех или большинства членов гражданского общества. Это общий для всей страны уровень экономики, образования и культуры населения, политико‑правовой режим, состояние законности и др.
Региональные условия деятельности субъектов частного права понимаются как условия, которые являются специфическими для отдельной территории, местности страны. Региональные особенности среды могут относиться к любой сфере социального и природного бытия субъектов частного права. Это может быть экономика, показатели которой существенно опережают среднестатистические показатели экономики страны или, наоборот, значительно отстают от них; специфика географического положения региона, сырьевой базы, плотность населения, особенности нормативно‑правового регулирования, осуществляемого региональными правотворческими органами, и др.
Воздействие региональных особенностей на деятельность субъектов частного права может быть положительным или отрицательным. Положительные факторы благотворно влияют на поведение субъектов частного права, играют роль дополнительных стимулов для их активной и творческой деятельности. В то же время на преодоление негативных факторов требуются дополнительные материальные, ресурсные или трудовые затраты, что снижает творческую активность субъектов, заставляет их заниматься деятельностью, которая бы обеспечивала успех дела при минимальных затратах и в неблагоприятных условиях данного региона. Например, занятие овощеводством и полеводством в условиях Крайнего Севера представляется малоперспективным, и, следовательно, число желающих заниматься ими в этом регионе будет весьма незначительным, тогда как на юге России эти отрасли сельского хозяйства являются прибыльными и в них вовлечено значительное количество индивидуальных предпринимателей и организаций.
Локальные условия – это непосредственная внешняя среда, в которой живут и действуют субъекты частного права. Локальные условия образуют социально‑демографические, социально‑экономические, политико‑правовые, территориально‑географические явления и процессы, распространяющиеся на территорию города, населенного пункта, сравнительного небольшой местности, где протекает большая часть деятельности граждан и иных участников частноправовых отношений.
Выявление локальных, региональных и общих факторов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на правовую активность субъектов частного права, определение интенсивности и направленности такого влияния составляют важнейшую задачу социологии права. Такие знания представляют особый интерес и для законодателя. В процессе совершенствования законодательства он должен максимально полно опираться на факторы, стимулирующие активность субъектов частного права, развивать и усиливать их действие и одновременно принимать действенные меры по нейтрализации факторов, препятствующих деятельности субъектов в такой основополагающей сфере социального бытия, как экономика.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.