logo search
03080413

Общая характеристика государства в средневековой Японии.

В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла три основные стадии:

  1. VII–XII века – раннее средневековье: феодальные отношения только начинают складываться;

  2. XIII–XVII века – развитое средневековье: сложилась феодальная сеньориально-вассальная структура со всевластием сёгуна – «великого воеводы, покорявшего варваров»;

  3. XVIII–XIX века – кризис позднефеодальных отношений сёгуната, это начало их распада.

Название страны происходит от слова «Ниппон» – буквально «страна, восходящего солнца». Появление первых племенных союзов на ее территории относят к IV веку, а их объединение – к V веку. Островное положение Японии, отсутствие иностранного владычества, бережное отношение к памятникам прошлого позволили сохранить многие юридические древности, воссоздающие развитие государственно-правовой истории. Все попытки захватчиков из соседних стран поработить Японию терпели неудачу. Однако в начале новой эры страна оказалась на некоторое время вассалом китайских императоров: в знак зависимости японцы посылали императорам подарки, платили дань. Вполне естественно, что Китай оказал значительное влияние и на формирование японской средневековой государственности. Од­нако власть японских правителей была неустойчивой из-за борьбы кланов, которые стремились ее узурпировать. Только в середине VII века ситуация стабилизировалась, так как клан Тайк подавил всех конку­рентов.

В VII веке произошли кардинальные перемены в общественной жизни. Родовой строй пришел в упадок, уступив место феодализму. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное государ­ство в форме монархии. Основателем династии – кстати, она до сих пор единственная в Японии – считается крупный родоплеменной союз Ямато. Глава государства получил титул императора (дословно – «сын Неба» – тэнно). Новая династия перестала признавать зависимость от Китая и начала проводить жесткую централизованную политику. При императоре был создан Государ­ственный совет, куда вошли главы кланов на правах под­данных. Возглавлял Государственный совет канцлер, или «старший министр». Непосредственные функции управления советом осуществляли два высших министра: левый (т. е. старший) и правый (младший), которые, в свою очередь опирались на «старших» и «младших» советников. Государственному совету подчинялось восемь министерств: Министерство императорского двора (просуществовало до конца Второй мировой войны), «общих дел», финансов, юстиции и др., которые в отличие от Китая были тесно связаны с императорским домом. Палата цензоров с огромным штатом разъездных цензоров-контролеров следила за «чистотой обычаев и нравов» и проводила расследования в случаях нарушений нравственности в государстве.

Главы ведомств составляли высший Административ­ный совет. Страна была разделена на провинции, уезды и деревни, и объявлена собственностью императора. Население облага­лось налогами и несло воинскую повинность. Буддизм стал государ­ственной религией. Вообще влияние китайской культуры на Японию очевидно: у китайцев японцы восприняли письменность в виде иероглифов, меры весов и длины, уверовали в конфуцианство и буддизм, обожествление верховного правителя. Так же, как и в Древнем Китае, даже высокий японский сановник под страхом смертной казни должен был вползать и выползать из тронной резиденции правителя так, чтобы все время быть обращенным к нему лицом.

Эти крупные реформы получили название «Манифест Тайка» (646 г). Почти все общественные земли стали государственной собственностью, а население – подданными императора, его вассалами. Все население делилось на две социальные группы: свободные – от крестьянина до аристократа и «под­лые» – рабы, полусвободные. Государственная надельная, подушная подать распространялась почти на все население.

Впоследствии, с ростом благосостояния и усилением клановых распрей в Японии увеличивается политическое влияние буддийских иерархов. Поэтому к концу XI века в стране фактически возникают три центра политического притяжения: императорский двор (император Камму перенес в 784 году столицу из Нара в соседний город Киото); домоуправление правящего клана; буддийские монастыри. По достижении совершеннолетия император, как правило, принудительно постригался в монахи, а на престол возводился его малолетний наследник – послушное орудие в руках правящего клана и буддийских иерархов. Так постепенно складывалась традиция двоевластия.

Кардинальные перемены в стране наступают в XII веке, когда к власти приходят сёгуны – «великие воеводы, покоряющие варваров» – и создают свои правящие династии. Термин «сёгунат» происходит от сокращенного обозначения одной из функциональных должностных обязанностей военачальника (в данном случае обязанностей по усми­рению мятежных варварских племен). В общем значении сёгун – это военный диктатор, ставший наследственным должностным лицом, который доминировал над всеми властными структурами Япо­нии с 1192 по 1867 годы. Режим сёгуната олицетворялся также бакуфу – «правительством в походной палатке». Всего за свою историю Япония пережила три сёгуната (Минамото (1192–1333), Асикага (1338 –1573), Токугава (1603 –1867)).

На протяжении нескольких веков статус императора как главы государства был номинальным, поскольку вся админи­стративная и судебная иерархия находилась под контролем сёгу­на. Император почти безвыездно жил в своем дворце, причем видели его лишь прислуживавшие ему лица и близкие родственники. Обычно по достижении определенного возраста государи отказывались от престола и проводили остаток дней в уединении и молитвах. Этому способствовала и буддийская традиция, поощрявшая удаление от мирских дел в уединенные монастырские общины. При попытке совершеннолетнего монарха вмешаться в политику, его тем или иным способом устраняли, в то время как власть сёгуна обычно переходила к его сыну. Характерно, что в договорах с иностранцами сёгуна, легально не имевшегого властных полномочий, называли тайкун (великий государь). Император традиционно именовался «тэнно» (угодный Небу правитель), сам себя он именовал «котей», а для иностранцев наи­более употребительным оказался титул «микадо», заимствованный из поэтического словаря и означающий что-то вроде «свет-государь».

В этот период активную политическую роль стало играть сословие самураев (воины по рождению). Самураи жили по кодексу Бусидо («путь воина») и объединялись в отряды, служившие главам кланов. Опора на самурая давала значительное преимущество, потому что са­мурай верил в ничтожность земной жизни, не боялся смерти и готов был пожертвовать жизнью для господина. В 1185 году с помощью самураев клан Минамото совершил военный переворот. Глава клана был провозглашен первым сегуном.

С установлением сёгуната Минамото двоевластие в Японии приобретает свое законченное выражение. Минамото стремился ликвидировать раздробленность страны, подавить распри, укрепить государство и свою власть. Характерной чертой первого сёгуната стало сохранение статуса императора как номинального главы государства, обладавшего представительскими функциями и пользовавшегося традиционными ритуальными почестями. Сёгунату не сразу удалось создать постоянную политико-административную систему своего режима, и с начала XIII века императорский двор становится центром феодальной оппозиции. Впоследствии ре­зиденция сегунов (г. Эдо) стала фактически столицей государства. От­сюда по всей стране были посланы полицейские инспекторы – мэцкэ, пресекавшие малейшее недовольство военной диктатурой.

Черты военно-абсолютистского режима сёгунат приобретает довольно поздно – к XVII веку (третий сёгунат Токугава), когда ужесточаются методы правления военно-самурайской верхушки и создается разветвленный полицейский аппарат. Именно с этих пор политическая воля императора вообще перестала учитываться, а в императорской столице (г. Киото) была введена новая должность наместника сёгуна, который следил за настроениями придворного окружения. Тогда же (1635 г.) сёгунат вводит систему заложничества, при которой все даймё (крупные землевладельцы, князья) должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо, столице сёгуната, свои семьи. Эта же система распространилась и на сыновей императора.

По аналогии с системой управления императорским двором прежних времен сёгунат Токугавы ввел должности старших советников, входивших в Государственный совет сёгуна (что-то наподобие узкого «кабинета министров») и контролировавших одну из пяти коллегий бакуфу: внутренних дел, иностранной, военной, военно-морской, финансовой. Младшие советники правительства Токугавы ведали гвардией сёгуна, охраной его дворца, полицейским аппаратом и осуществляли слежку за вассалами. Все судебные чиновники теперь подчинялись органу юстиции при сегуне. Судья проводил расследование, во время которого применя­лись пытки, допускалась смерть подследственного. Донос считался доказательством вины, так как этика японцев не допускала сокрытия факта преступления. Недоноситель наказывался наравне с преступником.

Поскольку в средневековой Японии суд не был отделен от администрации, то судебные дела обычно разрешались тем ведомством, к которому относились проблемы. В ведении министерства юстиции, например, были два управления – взысканий (конфискация имущества и сбор штрафов в пользу казны) и тюремное управление (надзор за подследственными, за принудительными работами заключенных, исполнением приговоров). Наиболее сложные дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет. Высшей апелляционной инстанцией в стране выступал император.

Общественная структура в Японии приобретает четкие очертания примерно к XII веку, когда феодалы условно подразделялись на две основные группы: гокенин – непосредственные вассалы правителя – сёгуна; хигокенин – иные вассалы, принадлежавшие другим сеньорам, как светским, так и духовным. Ко времени развитого средневековья (XV в.) в Японии выделяются влиятельные князья (даймё), владельцы крупных феодальных хозяйств. К XVII веку даймё подразделяются на две категории: непосредственные вассалы императора, занимавшие высшие должности в государстве; «внешние» даймё, не участвовавшие в делах управления, но сохранявшие титулы и привилегии. Чиновников законы делили (как и в Китае) на де­вять классов. Переход из класса в класс до первого, самого высокого, осуществлялся через аттестацию. Чиновник проверялся на честность и знание законов. Отвечавший «без колебания и задерж­ки» на все вопросы считался профессионально пригодным. Лицо, не прошедшее аттеста­цию, не только понижалось в классе, но и могло быть лишено жалованья; у него могли конфисковать часть имущества и наказать фи­зически.

Когда в начале XVII века Япония объединяется под эгидой сёгуна Иэясу Токугава, в 1615 году издаётся «Закон 18 статей», которыми регламентируются правовые статусы четырех основных сословий японского общества: самураев – си; крестьян – но; ремесленников – ко; торговцев – сё. Вне этого сословного деления находилась японская аристократия – кугэ, получавшая в качестве вознаграждения за службу рисовые пайки от сёгуна. Исключались из общества социальные изгои – эта.

Крестьяне-общинники фактически находились в поземельной кабале, поскольку им запрещалось покидать общинную землю. Подушная подать – рисовая рента зависимых крестьян – доходила порой до половины собранного урожая. Но в наиболее тяжелом положении находились японские холопы, хотя фактически они были рабами.