logo search
Lekcii_po_TGP

1) Двухуровневой системой органов публичной власти – федеральные и субъектов федерации (региональные) представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государственной власти;

2) двухуровневой иерархической и отраслевой системой нормативных правовых актов – федеральных и субъектов федерации;

3) двойной финансовой и налоговой системой – федеральной и субъектов федерации;

4) разграничением компетенции (полномочий и предметов ведения) между федерацией и ее субъектами, закрепленной либо в конституции, либо в федеративном договоре;

5) двухпалатным строением парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;

Профессор Морозова Людмила Александровна пишет, что «существуют две концепции теоретического обоснования федерализма как формы организации управления страной: дуалистический и кооперативный федерализм.

Концепция дуалистического федерализма базируется на принципе жесткого разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Каждый из них имеет строго фиксированную компетенцию и не вмешивается в дела другого, т.е. самостоятельно реализует свой статус.

Кооперативный федерализм основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения».

Л.А. Морозова называет также национальную и территориальную, симметричные и асимметричные федерации.1

Профессор Протасов Валерий Николаевич полагает, что федерации могут быть административно-территориальными(образованными на основе территориального принципа) инационально-государственными(образованными по национальному принципу).

Административная федерация (например, США, ФРГ), на взгляд В.Н. Протасова, является достаточно эффективным способом децентрализации, «дробления» власти и на этой основе — демократизации общества.

Ученый выделяет также:

1) симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов;

2) договорную (в основу федерации положен договор ее субъектов) и конституционную (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).1

Профессор Лазарев Валерий Васильевич в зависимости от принципа образования выделяет

национально-государственные(Бельгия, Эфиопия, СССР) и

административно-территориальные(Австралия, Австрия, Бразилия, Германия, США) федерации,

в зависимости от статуса субъектов федерации различает симметричные (СССР) и асимметричные (Россия) федерации, в зависимости от вариантов взаимоотношения между центральной федеральной властью и органами субъектов федерации определяет относительно централизованные и относительно децентрализованные федерации.2

Профессор Комаров Сергей Александрович относит к видам федеративного устройства государств автономную и союзную(договорную) федерации.3

По мнению профессора Черданцева Александра Федоровича, федерации могут быть конституционными и договорными или конституционно-договорными,а также симметричными и асимметричными.4Профессор Оксамытный Виталий Васильевич называет федерации, сформированные по национальному либо территориально-национальному признаку.5

Профессор Конюхова (Умнова) Ирина Анатольевна классифицирует федерации по следующим основаниям:

1)в зависимости от способа образованияфедеративного государства федерации бываютсоюзными и децентрализованными. Первые – союзные образуются на основе объединения независимых государств в результате договора, соглашения – США, СССР, СФРЮ, ОАЭ, Объединенная Республика Танзания. Вторые – децентрализованные создаются либо путем преобразования унитарного государства в федеративное на основе правового акта – Индия, Канада, Пакистан, либо на основе договора с составными частями государства о децентрализации власти на принципах федерализма, положения которого инкорпорируются в федеральную конституцию – Российская Федерация;

2)по количеству уровней федеративных отношений федерации бывают двухуровневыми и трехуровневыми. Первые – двухуровневые в федеративных отношениях имеют две стороны – федерацию и ее субъектов. Вторые – трехуровневые помимо двух названных еще и третью сторону – территории местного самоуправления;

3)в зависимости от способа разделениягосударственной власти по вертикали федерации бываютделегированными(когда полномочия центральной власти определяются государствами, образующими союз) идецентрализованными(когда центр передает определенный объем государственной власти территориям с учетом их интересов);

4) с точки зрения характера отношений, определяемого наличием или отсутствием элементов соподчиненности, а также уровня централизации в системе разделения государственной власти выделяются три вида федерализма – централизованный, нецентрализованный и смешанный;

5) в зависимости от характера и степени взаимоотношений и взаимозависимости субъектов федеративных отношений в системе разделения государственной власти выделяются два типа федерализма – дуалистический и кооперативный;