logo search
03080413

Право средневековой Японии

Японцы – законопослушная нация, у которой культ правителя весьма устойчив и сохранился до наших дней, хотя сейчас император Японии только царствует, но не управляет. Правосознание этого народа в Средневековье во многом определялось религией. Древняя религия японцев – синтоизм, вероучение местных племен, которое позднее переплетается с проникшим в страну буддизмом. Сосуществование двух религий стало своеобразным духовным плюрализмом. Обычаи синтоизма соблюдались населением при радостных событиях в жизни: рождении ребенка, свадьбе, уборке урожая, повышении по службе, очищении грехов путем омовения в реке и т.д. К буддизму обращались при печальных событиях: во время стихийных бедствий, при болезнях, смерти, на поминках, однако день поминовения усопших отмечали песнями и танцами (буддизм, как известно, отрицая реальность существующего мира, утверждает истинность потусто­роннего мира «вечного блаженства»).

Нормы поведения, близкие моральным установкам конфуцианства в Китае, назывались в Японии «гири»: выделялись гири отца и сына, мужа и жены, старшего и младшего братьев; вне семьи существовали гири торговца и покупателя, хозяина и служащего и др. Гири отчасти заменяли собой право, но, прежде всего, мораль. Соблюдались они автоматически, под страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения конкретным гири.

Что касается первых памятников японского права, то они относятся к ранней эпохе Тайка (конституция Сётоку-тайси 604 г.). Право в то время еще не выделялось из сферы религиозных и этических норм, хотя идеи и призывы этой конституции нашли воплощение в последующем законодательстве, которое содействовало преодолению клановой раздробленности и становлению единого централизованного государства.

Из наиболее известных правовых сборников Японии раннего Средневековья известны Тайхо-рё (701 г.) и Ёро рицу-рё (718 г.). Так как каждая социальная группа должна была выполнять в государстве строго определенные функции, то обязанности каждого периодически уточнялись в сборниках «рицу-рё». Характерно, что «карательные» нормы обозначались термином «рицу», а административно-применительные – термином «рё», хотя между ними провести четкие различия в праве Японии крайне трудно. Так, Тайхо большей частью посвящен регулированию социальных отношений, а Ёро – уголовным и административным предписаниям. Вообще же «Тайхо-рё» содержит тридцать законоустановлений, регулирующих широкий спектр налоговых и трудовых повин­ностей, обязанностей должностных лиц, а также общие рекомен­дации по справедливому осуществлению общественных обязанностей правителя и народа и соблюдению традиционных морально-этических требований. В «Ёро рицу-рё» к наиболее тяжким преступлениям были отнесены посягательства на носителей государственно-властных обязанностей, а также на родственников по восходящей линии. Утверждалась солидарная ответственность наряду с персонализированной и должностной; различалась степень соучастия в исполнении преступных действий. Для привилегированных сословий предусматривалось смягчение наказаний. Законом строго каралось пользование запрещенной литературой. К ней были причислены сочинения по астрономии, китайскому военному искусству, придворный семидневный календарь, некоторые гадательные книги. Запреты на книги, по всей видимости, были наложены в интересах определенного слоя читателей, пользующихся доверием или покровительством государя.

Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (букэ-хо). Действовавший внутри касты «кодекс рыцарства», был основан на идее абсолютной преданности вассала сюзерену: вассал не имел никаких гарантий против произвола своего сюзерена. В 1232 году был составлен Сборник обычаев военной касты, содержавший нормы уголовного права и «кодекс чести» самураев. Так, самурай, приносящий клятву своему сюзерену, должен был сделать надрез на пальце и своей кровью смочить подпись. Моральный кодекс обязывал самурая быть верным своему господину, скромным, мужественным, готовым на самопожертвование. Настоящий самурай, отправляясь в военный поход, давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Таким образом, на протяжении Средневековья меч самурая при­вил японцам своеобразную этику, приучил их к порядку и культуре. Символом отношения к земной жизни у японцев стал самурайский обряд самоубийства – харакири.

На основе «Тайхо-рё» и «Ёро рицу-рё» впоследствии были приняты кодексы 1236, 1596 и 1742 (Кодекс 100 статей) годов, содержавшие нормы административного, уголовного, уголовно-процес­суального, брачно-семейного права.

Уголовное право Японии было сориентировано на борьбу со следую­щими тяжкими преступлениями: мятеж; разрушение могил, дворцов, храмов; переход к врагу; убийство представителей высшей власти; великое убийство главы клана, рода, семьи родственником; нарушение религиозных заповедей. Преступников, как правило, вешали, обезглавливали, били палка­ми или плетьми, ссылали на каторгу. Самураи имели право казнить человека на месте без суда и следствия даже за неэтичное поведение.

Так же жестко закон регулировал брачно-семейные отношения. Брачный возраст наступал для мужчин – с 18 лет, для женщин – с 13 лет. Для заключения брака необходимо было согласие всей родни по мужской линии. Мужчина был вправе иметь несколько жен и налож­ниц. Закон оговаривал право мужчин убить жену или прогнать ее в случаях, если она оказалась: 1) грязной; 2) бездетной; 3) развратной; 4) вороватой; 5) болтливой; 6) больной; 7) драчливой. Главная обязанность жены – угождать мужу во всем.