logo search
V_M_Syrykh_Sotsiologia_prava_2014_g

Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.

Современное общество состоит из множества устойчивых коллективных общностей, или институциональных образований (институций). Такими образованиями, в частности, являются:

1) государство, которое выступает средством, орудием управления делами общества;

2) государственные органы, части государства, наделенные государственно‑властными полномочиями и выполняющие отдельные функции государства (правительство, министерства, органы прокуратуры, суды и др.);

3) государственные учреждения, призванные осуществлять какие‑либо функции государства, но не обладающие властными полномочиями (образовательные и медицинские учреждения, государственные музеи и т. д.);

4) коммерческие и некоммерческие организации, создаваемые по инициативе граждан либо государства и действующие в сферах производства и распределения материальных либо духовных благ (промышленные, сельскохозяйственные, торговые организации, негосударственные образовательные учреждения, негосударственные театры, музеи);

5) общественные объединения и политические партии, создаваемые для осуществления политической и иной социально полезной общественной деятельности;

6) религиозные объединения;

7) социальные группы, понимаемые как коллективы, которые создаются для достижения какой‑либо общей цели, но действуют без оформления в качестве самостоятельных организаций, объединений, т. е. неформально. Это самый многочисленный и многообразный вид институциональных образований, который образуют различные дружеские компании, члены семьи, бригады рабочих, творческие коллективы ученых, спортивные команды. В эту группу входят и сообщества, организуемые для совершения противоправных деяний (правонарушений), посягательств на различные социальные нормы.

Каждое институциональное образование во имя достижения своих целей вынуждено определенным образом организовывать, упорядочивать деятельность своих членов, ориентировать их на действия, путем совершения которых возможно было бы достичь поставленных целей. Одним из результативных средств такой ориентации является разработка институциональным образованием социальных норм – правил, которые предписывают определенный вид поведения и требуют его обязательного соблюдения и исполнения всеми членами данного образования. В современном обществе наибольшее распространение наряду с правом получили такие социальные нормы, как мораль, обычаи, традиции, обыкновения, корпоративные нормы, религиозные нормы, нормы отдельных социальных групп.

Мораль, или моральные нормы, представляет собой правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требованиях и принципах. Значительная часть моральных норм вырабатывается и поддерживается обществом в целом или же большинством его членов. Например, современное общество всемерно защищает и охраняет общечеловеческие ценности: жизнь человека, его личную свободу, неприкосновенность его собственности. Они близки к христианским заповедям: не убий, не укради, почитай родителей своих и т. д.

Однако значительная часть норм вырабатывается не всем обществом, а той или иной его частью. Дело в том, что современное общество делится на различные социальные группы в зависимости от рода занятий людей, их профессии, возраста, пола и иных социальных характеристик. Так, выделяют рабочих и предпринимателей, мужчин и женщин, подростков и взрослых, трудоспособное население и пенсионеров.

Нравственные воззрения одной социальной группы могут значительно отличаться от нравственности других социальных групп. Поведение, выходящее за рамки общепринятого, оправдывается и даже одобряется подростками, но резко осуждается взрослыми. Предприниматель морально оправдывает эксплуатацию других людей. Рабочий класс, наоборот, считает ее формой закабаления, угнетения человека человеком. Нравственные воззрения каждой социальной группы лежат в основе создаваемых ею моральных норм.

Таким образом, неоднородность и даже противоречивость моральных устоев, бытующих в разных социальных слоях общества, составляет одну из характерных особенностей этого вида социальных норм. Для морали характерны еще два специфических признака:

1) моральные нормы закрепляют должное поведение человека. Под соответствием поведения моральным нормам подразумевается не простое их признание, а постоянное следование этим нормам, осуществление их требований, совершение каких‑либо реальных действий в пользу другого лица, государства или общества. Гуманизм и милосердие проявляются не в призывах к ним, а в оказании конкретной и действенной помощи нуждающимся лицам;

2) мораль – наиболее изменчивый, динамичный вид социальных норм. Изменение конкретно‑исторической обстановки во всей стране либо политического, экономического положения отдельного социального слоя влечет изменение его социальных оценок и, соответственно, появление новых моральных норм.

Разновидностями социальных норм выступают обычаи, традиции и обыкновения. Подобно моральным нормам они устанавливаются и охраняются от нарушений всем обществом либо институциональным образованием, признающим конкретный обычай, традицию.

Обычай – правило поведения, сложившееся в далеком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу привычки. Для обычая характерны следующие признаки. Какая‑либо социальная норма возникла в далеком прошлом, например несколько столетий назад. Сохранение же данной нормы в современном обществе обеспечивается силой привычки. Иногда ее используют для регулирования совсем иных отношений. Так, современный человек не обходится без рукопожатий со знакомыми. Этот обычай сложился в средневековье при заключении мира рыцарями, демонстрировавшими отсутствие оружия в открыто протягиваемой руке – символе доброй воли. Рыцарей давно уже нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне.

Критерий разграничения обычаев и норм морали, действующих в современном обществе, видится в том, что они регулируют разные виды общественных отношений. Моральные нормы определяют должное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказать, что это материальные нормы. Сохранившиеся же и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулируют процедуру, порядок реализации моральных норм. К примеру, мораль требует уважительного отношения людей друг к другу. Одной из форм проявления такого отношения является рукопожатие, а по русскому обычаю – поклон либо объятие и троекратный поцелуй.

В пользу понимания обычаев как сохранившихся с древних времен процедурных норм свидетельствует их объединение в одну группу с традициями. Традиции – это правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения мероприятий, связанных с какими‑либо торжественными, значительными событиями в жизни человека, предприятия, организации, государства и всего общества. Примеры традиций: свадьба по случаю заключения брака, банкет в связи с юбилейной датой, торжественные проводы сотрудника учреждения на пенсию. Большую роль традиции играют в международных отношениях.

В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткое время. Они возникают в силу какого‑либо единичного примера, поддержанного общественным мнением и признаваемого им в качестве образца поведения в конкретной ситуации. Применяемые в деловых кругах традиции называются деловыми обыкновениями или, согласно ст. 5 ГК РФ, обычаями делового оборота. Это сложившиеся и широко применяемые в какой‑либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством.

В настоящее время широкое распространение получил такой вид социальных норм, как нормы общественных объединений, политических партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литературе эти нормы называют корпоративными.

В уставах содержатся нормы, которыми закрепляются все важнейшие стороны деятельности общественных объединений, политических партий, в том числе цели их организации и деятельности, условия и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов, компетенция и порядок создания руководящих органов, сроки их полномочий, источники формирования денежных средств и иного имущества, порядок реорганизации и ликвидации.

Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения, т. е. формально закрепляются письменным источником – уставом, принимаемым в установленном порядке. Рассматриваемые ранее нормы морали, обычаи и традиции существуют по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и четкого документального закрепления не имеют.

В то же время корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойствами права, поскольку регулируют отношения общественных образований, в силу их специфики, не подлежащие нормативно‑правовому регулированию. Эту особенность корпоративных норм не учитывают ученые‑юристы, которые относят к ним положения, содержащиеся в уставах предприятий, коммерческих и иных хозяйственных организаций.

Уставы предприятий, коммерческих и иных организаций представляют собой разновидность локальных нормативно‑правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушений органами государства. Любые нарушения этих уставов, закреплённых ими прав и обязанностей заинтересованные лица могут обжаловать в судебном порядке, и все такие жалобы будут рассмотрены судебными органами по существу.

Особый вид социальных норм образуют нормы, формируемые и охраняемые отдельными социальными (неформальными) группами. Призванные обеспечивать управление членами группы, вводить их поведение в определенные рамки, такие нормы, как правило, не существуют в письменной форме и представляют собой сочетания тех или иных моральных норм, обычаев, традиций группы и организационных норм. Организационные нормы регулируют отношения между руководством группы и ее членами, отдельных членов группы между собой в процессе деятельности, направленной на реализацию целей группы. Например, негласно запрещается членам рабочей бригады держаться друг с другом «официально», а каждому работнику – трудиться с большей продуктивностью, чем остальные члены коллектива. В группах обучающейся молодежи действуют нормы, которыми запрещается относиться высокомерно к своим товарищам, доносить на них преподавателям.

Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Коране, Талмуде и др. и существуют в сознании верующих, исповедующих языческие, многобожеские культы.

Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств, другие регламентируют отношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третьи закрепляют порядок отправления религиозных обрядов. В настоящее время религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, исповедующих ислам. Однако в современных демократических государствах религиозные нормы составляют особый вид социальных норм и регулируют отношения только между верующими.

Таким образом, все социальные нормы играют важную роль в регулировании общественных отношений. Усвоение этих норм и их применение составляют необходимые условия успешной социально активной деятельности человека, его признания в качестве равноправного члена соответствующего коллектива, иного социального образования. И тем не менее, наиболее значимые действия и поступки в сферах производства, обмена и потребления материальных и духовных благ, участия в делах государства, получения образования, воспитания, пользования достижениями науки и культуры человек может осуществлять только на основе и в соответствии с действующими нормами права.