logo search
Lekcii_po_TGP

1) Высшие и местные органы представительной власти формируются посредством выборов депутатов избирателями (населением);

2) ограничен срок полномочий представительных органов публичной власти;

3) действующим законодательством предусмотрена юридическая ответственность органов публичной власти перед населением страны.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские.

Президентская республика характеризуется следующими свойствами:

1) президент избирается совершеннолетними гражданами государства;

2) президент является одновременно главой государства и правительства;

3) президент формирует состав правительства;

4) правительство несет ответственность перед президентом;

5) отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов.

В настоящее время к числу президентских республик можно отнести Аргентину,1 Бразилию,2 Мексику,3 Соединенные Штаты Америки (США),4 Финляндию5 и др.

Парламентарная республика характеризуется следующими свойствами:

1) президент избирается парламентом;

2) парламент формирует правительство;

3) глава правительства – лидер партии, которая имеет большинство депутатов в парламенте;

4) правительство несет ответственность перед парламентом.

В настоящее время к числу парламентарных республик относятся Австрия,1 Германия,2 Греция,3 Италия, Мальта,4 Швейцария и др.

Профессор Оксамытный Виталий Васильевич выделяет также:

1) суперпрезидентские республики (латиноамериканские, в которых глава государства явно доминирует в системе разделения властей и наделен широкими полномочиями, в том числе по изданию правовых актов на уровне законов; афроазиатские, которые являются, по сути, разновидностью монархических государств с авторитарным режимом власти);

2) суперпарламентские республики (Израиль, в котором особые полномочия исполнительной власти подкреплены процедурой всенародного избрания премьер-министра, тогда как президент страны назначается Кнессетом (парламентом);

3) республики со смешанной формой правления, в которых сочетаются элементы президентской и парламентарной республик (Армения, Беларусь, Португалия, Украина, Франция).5

Профессор Морозова Людмила Александровна полагает, что «во многих государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентарной республик».

Например, в тех государствах, где президент является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, который утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. «Смешанные республики, – пишет далее Л.А. Морозова, – устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария, Россия и др.)».

Некоторые республики, на взгляд ученого,«превращаются в «монархические». «Это те, в которых президент занимает свой пост пожизненно, например КНДР».

По мнению Л.А. Морозовой, «в условиях военных режимов возникают президентско-милитаристские республики» (Алжир, Нигерия). Ученый также считает, что «в настоящее время идет переосмысление понимания формы правления, поскольку появляются модели организации высших органов государственной власти, которые нельзя отнести ни к одной из описанных выше моделей. В современном мире появляются выборные монархии (ОАЭ, Малайзия) и вместе с тем пожизненные президенты».1

Профессор Черданцев Александр Федорович к нетипичным, смешанным формам правления относит Россию (президентская республика с элементами парламентаризма), Индонезию, Филиппины, Югославию (монархические республики с пожизненным президентом), Малайзию, ОАЭ (монархические республики с выборным монархом).2

Профессор Мухаев Рашид Тазитдинович к нетипичным формам правления относит смешанные (полупрезидентские – Египет; полупарламентские – ФРГ), а также гибридные (республиканские монархии – ОАЭ, Малайзия; монархические республики – КНДР) формы правления.3