Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
Одним из важнейших видов социально‑правовых исследований являются юридические прогнозы, содержащие надежную информацию о состоянии тех или иных правовых явлений в будущем – в ближайшей или отдаленной перспективе. Такие исследования в правовой науке имеют сравнительно короткую историю. Первые публикации по проблемам юридического прогнозирования появились в середине 60‑х годов и были связаны с проблемами составления криминологических прогнозов. Между тем прогнозирование является важнейшей функцией правовой науки, а прогностические исследования составляют неотъемлемую часть социально‑правовых исследований.
Прогноз – это, прежде всего, предвидение, предсказание будущего. Однако существует множество способов, приемов предсказания будущего, в том числе и основанных на интуиции или обыденном сознании. Таковыми являются предвидения «ясновидящих», например Нострадамуса, гражданки Болгарии Ванги. Более того, значительная часть предсказаний может основываться даже на обыденных, присущих любому человеку знаниях. Так, можно без какого‑либо труда предсказывать смену времен года, восход солнца, сохранение кризисного состояния современной российской экономики, приоритет федеральных государственных органов исполнительной власти над законодательной властью Российской Федерации и др.
Ход рассуждений в предсказаниях, основанных на общеизвестных процессах, явлениях природы или общественной жизни, весьма прост. То, что существует сегодня, скорее всего, сохранится и завтра, вполне вероятно, в более отдаленной перспективе. Однако предсказания, основанные на обыденном сознании, имеют существенный недостаток: неясно, когда и при каких обстоятельствах будет осуществлен переход из наблюдаемого состояния в новое и каким будет это новое состояние.
От неопределенности в предсказаниях можно избавиться, если учитывать закономерности возникновения, развития и функционирования, раскрываемые соответствующими науками. Зная закономерности существования того или иного явления, можно достаточно верно определить дальнейшую «судьбу» этого явления, механизмы и способы перехода современного состояния в новое, будущее состояние. Например, учитывая тот факт, что правовая политика современных развитых демократических государств основывается на принципах гуманизма, соблюдения прав и свобод личности, демократизма, с большей уверенностью можно говорить о расширении системы прав и свобод личности, связанных с ее формированием и участием в политической, культурной и иных сферах общественной жизни.
Основанные на научных, теоретических знаниях предсказания являются неполными. Они не содержат знаний о механизмах и путях перехода от современного состояния, исследуемого к новому, предсказанному на основе теоретических знаний состоянию. И это вполне объяснимо. Научные понятия, принципы, законы науки отражают лишь общие, необходимые, главные признаки, связи явлений и процессов и не могут дать полного представления о реальной жизни, конкретно‑исторической практике, о всём многообразии проявления природных или социальных явлений. Для того, чтобы получить такие знания, как известно, необходимо провести специальные эмпирические исследования. В правоведении это, как известно, социально‑правовые исследования.
Для раскрытия будущего на уровне конкретных явлений, процессов, получения и адекватного представления о путях перехода современного состояния явления в новое также требуется специальное эмпирическое исследование. В ходе такого исследования, опираясь на наличные теоретические знания и используя специальные методы научного познания, требуется не только раскрыть, каким будет будущее исследуемого явления, как оно будет меняться с учетом конкретно‑исторических условий его существования, но и обосновать полученные знания, дать им надлежащую научную интерпретацию. Исследования, направленные на воссоздание будущего состояния права на уровне конкретных явлений и процессов, понимаются как прогностические и их результаты формулируются в виде юридических прогнозов.
Юридический прогноз представляет собой особый, специфический вид знаний.
Первая специфическая черта прогноза состоит в том, что он не представляет собой объективно истинного знания, а носит вероятностный, предположительный характер. Это свойство прогноза обусловливается двумя причинами.
Поскольку прогноз – это эмпирическое знание, то его объективно‑истинный характер определяется степенью соответствия объективным, реально существующим явлениям и процессам. На момент составления прогноза описываемые в нем явления, процессы не существуют реально, поэтому говорить о прогнозе как объективно‑истинном знании невозможно. Можно лишь с той или иной степенью достоверности утверждать о возможном, вероятном наступлении предсказанных в нем явлений и процессов.
Кроме того, будущее является результатом взаимодействия многих социальных явлений, процессов, не только закономерных, но и случайных. Многие, даже судьбоносные явления, процессы становятся реальностью, кардинально меняют и сущее, и теоретические представления о нем благодаря случайному стечению обстоятельств и вопреки действующим закономерностям и основанным на них прогнозах. Например, даже в самых смелых прогнозах юристов и социологов, составлявшихся во второй половине 80‑х годов XX столетия, не предсказывался развал Советского Союза – все были уверены в том, что это союз «нерушимый», что социализм в СССР победил полностью и окончательно. Тем не менее, в конце 1991 г. СССР распался на 15 самостоятельных государств и, как представляется сегодня, СССР, став достоянием истории, не способен возродиться ни при каких условиях.
Многообразие путей становления будущего делает необходимым и целесообразным составление прогноза в форме нескольких наиболее возможных, вероятных вариантов перехода исследуемого явления в будущее состояние. Стремясь правильно предсказать будущее, составители пытаются дать несколько наиболее вероятных путей, вариантов наступления будущего. Они выбирают ряд факторов, явлений, процессов, которые, по их мнению, будут играть решающую роль в переходе от современного состояния, исследуемого к будущему состоянию. При этом в основе каждого варианта прогноза лежит активное действие одного или двух социально‑правовых факторов. Какой из вариантов прогноза окажется объективно истинным, покажет время. Но вполне возможно, что реальные события внесут свои коррективы и история пойдет иным, отличным от прогноза путем.
Многовариантный характер прогноза составляет его вторую характерную особенность.
Третья особенность прогноза состоит в том, что он представляет собой вид научного знания и этим отличается от результатов правотворческой деятельности, т. е. нормативно‑правовых актов, норм права, действующих социально‑правовых программ и других правовых решений, которые также можно рассматривать как своеобразную проекцию, мыслительное предвосхищение будущего. В частности, появление и существование таких федеральных органов власти, как Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, ранее не известных государственно‑правовой практике Российской Федерации, стало возможным благодаря Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г.
Проекты законов, иных нормативно‑правовых актов всегда содержат новеллы, которые в момент их подготовки являются будущим, но еще недействующим правом. Однако это обстоятельство не делает эти документы прогнозами, поскольку они являются результатом предметно‑практической деятельности человека по преобразованию общества, государства и права, одной из стадией которой выступает проектирование новых, неизвестных практике предметов, машин и механизмов, зданий и сооружений, явлений политико‑правовой сферы.
Предвосхищение будущего при проектировании политико‑правовых явлений характеризуется тем, что прежде чем появиться в реальной жизни, норма права, нормативное решение, программа существуют в форме мыслительных образов. Но это не прогноз, а момент зарождения новых элементов социального бытия, становления будущего. Когда же правотворческий орган принимает проектируемые нормы права, он тем самым завершает процесс формирования нового, вносит в наличное бытие, реальную практику соответствующие изменения.
Иное дело юридический прогноз. Он составляется с целью предсказания будущего, последующих изменений современного состояния исследуемого и, как любое научное знание, ничего в реальной жизни не меняет. Поэтому прогнозом может быть не сама проектируемая норма, а лишь предсказание о возможности ее появления, принятия компетентным правотворческим органом.
Таким образом, юридический прогноз представляет собой вид научного правового исследования, которое проводится в целях предсказания будущих состояний права и иных обусловленных им явлений и носит вероятностный, многовариантный характер.
Объект прогнозирования в сфере общей теории права достаточно разнообразен. Наиболее актуальное значение имеют прогнозы:
• изменений, которые могут претерпевать система права, отдельные отрасли и правовые институты, предмет правового регулирования, правовой режим и др.;
• эффективности действия проектируемых законов, социальных и юридических последствий, вызванных принятием конкретного нормативного акта. Чтобы обеспечить стабильность законодательства, важно учитывать не только конкретно‑исторические условия, имеющиеся на момент принятия акта, но и тенденции, основные направления развития общественных отношений на ближайшую или отдаленную перспективу;
• количественных и качественных параметров правового сознания отдельных социальных групп, правовой психологии населения, общественного мнения относительно конкретных законов, деятельности государственных органов и должностных лиц;
• качественных и количественных изменений института прав и свобод личности с учетом состояния экономики, политического режима, иных социально‑правовых факторов;
• состояния законности в стране, динамики различных видов правонарушений, влияния тех или иных юридических и социальных мер, проводимых государством, на режим законности;
• основных направлений и тенденций развития юридической науки, возможностей появления новых, перспективных проблем правоведения и временных параметров их разрешения, изменений, которые могут произойти в системе научных юридических учреждений, подготовке специалистов с высшим юридическим образованием и научных кадров.
Следует отметить, что далеко не все явления и процессы, исследуемые правовой наукой, могут выступать в качестве объектов прогнозирования. Объект прогнозирования должен обладать тремя признаками: 1) способностью к изменению, развитию; 2) наличием процессов изменения, развития, в которых закономерное превалирует над случайным, второстепенным; 3) оригинальным содержанием, которое формируется в реальной жизни помимо прогностических исследований.
Поскольку прогноз – это предсказание будущих перемен, то объектом прогностических исследований могут выступать процессы и явления, способные к изменению, развитию. Нельзя, например, составить прогноз структуры нормы права, правонарушений, правоотношений на ближайшую или отдаленную перспективу. Структура характеризует устойчивую, необходимую связь компонентов названных явлений и не способна к каким‑либо изменениям. Изменение структуры этих явлений неизбежно приводит к изменению и их сущности. Например, не существует норм права, лишенных гипотезы, диспозиции или санкции. Таким же образом правонарушение, лишенное какого‑либо своего элемента, представляет собой иное явление. Безвиновное противоправное деяние может быть необходимой обороной, крайней необходимостью либо противоправным деянием, совершенным неделиктоспособным лицом. Деяние, не имеющее объективной стороны, представляет собой мысль, не воплощенную в конкретных действиях и поступках.
Примером, подтверждающим тезис о невозможности прогнозирования явлений, процессов, в которых случайное превалирует над закономерным, может служить индивидуальное поведение личности. В советской криминологической литературе неоднократно высказывались предложения о целесообразности создания научно обоснованных методик прогнозирования поведения правонарушителей. Наиболее перспективный путь их подготовки виделся в выявлении и измерении социальных и индивидуальных свойств личности, различных криминогенных факторов, выступающих в качестве причин и условий совершения преступлений.
Однако составить прогноз поведения отдельной личности, отдельного человека не представляется возможным, поскольку конкретные акты поведения в данном случае больше подвержены действию случайных факторов, чем действию закономерного и необходимого. Это объясняется тем, что личность, обладающая свободной волей, может ошибаться и принимать неверные, алогичные решения, совершать поступки под влиянием сиюминутных эмоций, настроений, может оказаться в ситуациях, не предусмотренных методиками прогнозирования. Кроме того, личность способна к самовоспитанию, приобретению социально‑психологических свойств, навыков и умений с учетом конкретно‑исторических условий ее существования.
При прогнозировании невозможно представить все конкретные ситуации, в которых может оказаться личность, и приходится абстрагироваться от них. Абстрагирование от конкретно‑исторических условий действия личности делает нереальным и сам прогноз, превращает его из научной процедуры в интуитивное гадание.
Не могут выступать объектом юридического прогнозирования и разного рода знания правовой науки, поскольку прогноз этих знаний должен представлять собой результат решения проблемы. Чтобы предсказать конкретные положения правовой науки, которые могут возникнуть в будущем и не существуют в настоящее время, надо получить и обосновать эти знания. Процесс прогнозирования научных знаний, таким образом, совпадает с процессом их получения. Более того, добытые в ходе прогнозирования знания будут включены в состав науки с момента их получения, т. е. будут соответствовать ее сегодняшнему, а не будущему уровню. В науке можно прогнозировать лишь области, в которых могут быть получены новые знания (о состоянии и путях развития научных коллективов учреждений, о сроках внедрения в науку тех или иных достижений НТП).
Признаки, присущие объекту прогнозирования, непосредственно обусловлены спецификой проявления правовых и иных закономерностей. Коль скоро закономерное и необходимое обнаруживает, проявляет себя в массе единичных событий, фактов, то и основанный на таких закономерностях прогноз может иметь научное значение лишь в том случае, когда его объект составляет какое‑либо массовое, устойчивое явление.
Трудно прогнозировать индивидуальное поведение одного человека, но вполне возможно предсказать поведение группы лиц. Поэтому юридический прогноз возможен, прежде всего, в отношении устойчивых, многократно повторяющихся в объективной реальности явлений и процессов, как деятельность правоприменительных органов, поведение избирателей в день выборов, состояние и динамика преступности. Сказанное, однако, не исключает возможности прогнозирования индивидуальных явлений, процессов, имеющих общее значение для широкого круга лиц и действующих на протяжении длительного периода. Например, вполне возможен прогноз развития, изменения какой‑либо одной нормы права, предсказание периода, в течение которого эта норма будет действовать эффективно. Возможен и прогноз, касающийся путей и способов совершенствования нормы права, периоде устаревания её отдельных элементов и т. п.
Прогнозирование имеет научную и практическую ценность. Изучение будущих состояний правовых явлений проводится не ради любопытства, не только для того, чтобы ответить на вопрос, а что будет дальше. Коль скоро мы можем правильно предвидеть будущие состояния правовых явлений и процессов, дать им надежную количественную и (или) качественную характеристику, то, следовательно, можем дать и научную оценку будущего с точки зрения его соответствия закономерностям и процессам развития правовой системы и общества в целом. В частности, представляется возможным:
– определить тенденции, процессы и явления, которые соответствуют закономерностям правового и общественного развития, являются желательными с точки зрения интересов личности, гражданского общества и государства;
– оценить тенденции, процессы и явления, которые препятствуют прогрессивному развитию общества и государства, создают ему дополнительные препятствия и являются нежелательными с точки зрения интересов личности, общества и государства;
– определить темпы развития исследуемого явления, степень его соответствия уровню развития экономической и культурной сфер общества, поскольку право как форма общественных отношений, форма распределения материальных и духовных благ общества, не может быть выше, чем экономический и обусловленный им культурный уровень развития общества.
Прогнозы имеют важное значение для государства, его законотворческой и правоприменительной деятельности. Знание будущего является необходимым условием для правильного принятия государством, его органами самых разных правовых решений. Осознанный выбор оптимального варианта решения неизбежно связан с верным пониманием социальных и правовых последствий такого решения, а также среды, в которой это решение будет реализовываться в ближайшей или отдаленной перспективе.
Особенно важны прогнозы в правотворческой деятельности, где они применяются для оценки эффективности подготовленных законопроектов, проектов иных нормативно‑правовых актов, а также в качестве метода выявления будущих состояний конкретно‑исторических условий, в которых будут действовать проектируемый нормативно‑правовой акт или его отдельные новеллы. Без знания условий, в которых будут действовать проектируемые нормы права, они могут достаточно быстро утратить свою эффективность.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.