logo search
V_M_Syrykh_Sotsiologia_prava_2014_g

§ 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.

Поскольку нормы права представляют собой форму общественных отношений, то и плодотворное правотворчество не может осуществляться без обстоятельного изучения социальных явлений и процессов, которые выступают в качестве содержания правовой формы и оказывают непосредственное воздействие как на сами нормы права, так и на результаты их действия.

Чтобы проектировать механизм реализации норм права и разрабатывать совокупность правовых средств, призванных обеспечить действие этих норм, нужно иметь четкие представления о социально‑правовом механизме их действия. Особое внимание надлежит уделять социально‑правовым факторам, которые будут негативно влиять на эффективность проектируемых норм. Без исследования таких факторов в совокупности, без учета интенсивности их воздействия на право, нельзя сколь‑нибудь плодотворно разрабатывать правовые средства, способные обеспечить в дальнейшем реальное действие проектируемых норм права. Именно в этом кроется одна из основных причин декларативности значительной части норм федерального законодательства, закрепляющих какое‑либо право при отсутствии надлежащего механизма его реализации. Показательны в этом отношении Основы законодательства Российской Федерации о культуре, которые предоставляют каждому проживающему в России человеку право требовать от государства защиты своей культурной самобытности и получать гуманитарное и художественное образование независимо от возраста и способностей. Из Основ, однако, неясно, как можно реализовать эти права, какие образовательные учреждения и на каких условиях готовы обучать всех желающих получить «гуманитарное и художественное образование» и каким образом государство будет способствовать «росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать заработную плату». И не случайно ни одна из названных декларативных норм Основ за более, чем десятилетний срок их функционирования так и не стала действующей.

Благодаря углубленному знанию социально‑правового механизма реализации проектируемых норм права представляется возможным найти оптимальный вариант нормативно‑правового регулирования, обоснованно отклонив другие, менее плодотворные варианты. Например, исследование общественного мнения о практике разводов во Франции, проведенное Национальным институтом демографических исследований и лабораторией юридической социологии Парижского университета, как полагает Ж. Карбонье, оказало существенное влияние на содержание закона о разводах от 11 июля 1975 г. С учетом полученной социологической информации в закон были введены новые институты (например, развод по взаимному согласию) и обоснованно отвергнут ряд его положений.

Но если проект закона о разводах представилось возможным подготовить с учетом мнения населения и анализа соответствующей правоприменительной практики, то для проектирования иных нормативно‑правовых актов таких источников социологической информации может оказаться недостаточно. Например, при проектировании правовых норм в сфере распределения материальных благ (повышение размеров пенсии или уровня заработной платы работникам бюджетной сферы) требуется не только и не столько социологическая информация о мнении населения по этому вопросу, сколько анализ состояния экономики в стране, ее способности обеспечить ресурсы, необходимые для реального действия проектируемых норм права после их принятия.

Таким образом, совокупность социологической информации, необходимой для плодотворного проектирования норм права, в каждом конкретном случае обусловливается предметом правового регулирования, целями и объемом нормативно‑правового акта, другими обстоятельствами и может быть весьма разнообразной.

Социально‑правовая информация, собранная для целей правотворчества, является результатом обстоятельного анализа юридической и социологической литературы либо специальных социологических исследований, проводимых по заказу правотворческого органа. Сбор и анализ социально‑правовой информации, необходимой для подготовки соответствующего проекта нормативно‑правового акта, осуществляется либо проектантами, либо специальными социологическими службами и иными научными учреждениями.

Деятельность по сбору и анализу социологической информации, необходимой для успешного проектирования норм права, в социологии права понимается как социологическое обеспечение правотворчества. Следует обратить внимание на то, что характерным признаком данного вида деятельности выступает не сбор и изучение социологической информации сами по себе, так как подобная работа может проводиться в ходе любых социологических исследований, осуществляемых научными учреждениями, общественными организациями и другими субъектами. Такое исследование рассматривается как социологическое обеспечение правотворчества при одном непременном условии – если оно проводится по заданию правотворческого органа и в связи с подготовкой конкретного нормативно‑правового акта.

Социологическое обеспечение, обусловленное конкретными целями проектирования норм права, подразделяется на два вида: конкретные социально‑правовые исследования и прогнозы.

Характерным специфическим признаком конкретных социально‑правовых исследований выступает их предмет. Они направлены на изучение явлений и процессов, на момент исследования бытующих в реальной жизни, выступающих составными частями наличного социального бытия. Прежде чем приниматься за подготовку новых норм права, следует установить, насколько действующие нормы права были эффективными и если недостаточно, то почему в процессе их применения не было достигнуто в полной мере целей, поставленных правотворческим органом.

Конкретные социально‑правовые исследования, в свою очередь, в зависимости от их предмета подразделяются на три вида:

а) исследования эффективности действующих норм права;

б) исследования потребностей и интересов физических и иных лиц как участников общественных отношений;

в) исследования социально‑правового механизма действия проектируемых норм права.

Изучение эффективности норм права, действующих в сфере, которая подлежит регулированию проектируемыми нормами права, как правило, предшествует социологическому изучению иных социально‑правовых явлений и процессов. Поскольку эффективность норм права представляет собой соотношение между фактическим результатом их действия и теми социальными целями, для достижения которых эти нормы были приняты, то ее изучение позволяет выявить достоинства и недостатки действующих норм права, установить действенность механизма их реализации, способность этого механизма противостоять негативным влияниям на нормы права иных правовых и социальных явлений. Но чтобы получить полную картину о причинах недостаточной эффективности действия правовых норм, необходимо изучить тесно связанные с нормами права социальные явления и процессы, в частности потребности и интересы граждан и иных участников правоотношений.

Потребности граждан, иных участников правоотношений в материальных и духовных благах формируют их интересы. При этом каждая социальная группа, как правило, имеет собственные интересы, которые могут не совпадать – и чаще всего не совпадают – с интересами других социальных слоев общества. Примирение интересов различных социальных групп, достижение между ними компромисса составляет важнейшую задачу современного права. Основной недостаток права предшествующих формаций – в том, что интерес одного класса закреплялся в праве односторонне и выдавался за всеобщий интерес. В условиях правового государства этот недостаток преодолевается путем закрепления таких порядков и отношений, которые одобрялись и поддерживались бы максимально большим числом членов общества.

Решение этой весьма сложной задачи нормативно‑правового регулирования предполагает обстоятельное и возможно более полное изучение потребностей и интересов социальных слоев – групп современного гражданского общества. Для целей проектирования норм права требуются знания:

– интересов, разделяемых соответствующими социальными группами;

– иерархии интересов каждой социальной группы;

– совокупности интересов, которыми каждая социальная группа может поступиться во имя всеобщего интереса и умиротворения гражданского общества.

Во всем своем многообразии предстает система компонентов социально‑правового механизма реализации проектируемых норм права. Действующее право неразрывно связано не только со своим предметом – системой регулируемых им отношений. Оно испытывает на себе влияние практически всех сфер общества и государства, в том числе экономики, политического режима; немаловажно и состояние правосознания и правовой психологии, а также правоприменительной деятельности; имеет огромное значение и то, на каком уровне находится законность и насколько эффективна борьба с правонарушениями.

Поскольку каждая из названных сфер общества и государства представляет собой динамическую систему, способную как развиваться далее, так и возвращаться к своему раннему, менее развитому состоянию, то социально‑правовой механизм реализации проектируемых норм права всегда носит изменчивый характер. Поэтому для проектирования норм права надлежащим образом требуются не любые социологические данные, а всесторонние и полные знания конкретно‑исторических социально‑правовых условий, максимально приближенных к стадии проектирования.

При проектировании ставится задача обеспечить стабильное нормативно‑правовое регулирование принятием таких норм права, которые могли бы действовать по возможности без внесения в них каких‑либо дополнительных корректив. Успешному решению этой задачи во многом способствует знание перспектив развития предмета правового регулирования и социально‑правового механизма реализации проектируемых норм права, под воздействием которого будет происходить изменение, совершенствование регулируемых отношений. Эти знания представляется возможным получить при помощи надежных и обоснованных прогнозов будущих состояний социально‑правовых явлений и процессов. Как самостоятельный вид социологического исследования прогнозы основываются на результатах конкретных социально‑правовых исследований, но не ограничиваются только этим. Прогнозы составляются в целях подготовки научно обоснованных предсказаний будущих состояний социально‑правовых явлений и процессов на определенную дату (с периодом упреждения в один, два, три года либо иными сроками).

В процессе правотворчества составляются прогнозы относительно тех же явлений и процессов, что изучаются в ходе конкретных социально‑правовых исследований. Это прогнозы:

– эффективности проектируемых норм права на ближайшую, а по возможности и на отдаленную перспективу;

– социально‑правовых последствий, к которым может привести действие проектируемых норм права. При этом требуется установить, каких позитивных и негативных результатов можно ожидать в результате действия этих норм;

– изменения потребностей общества в нормативно‑правовом регулировании отношений, выступающих предметом регулирования проектируемых норм права. Вполне возможны ситуации, когда вследствие отсутствия потребностей в нормативно‑правовом регулировании каких‑либо отношений они могут со временем утрачивать актуальность. В таких условиях проектирование норм права, не имеющих длительной исторической перспективы, нецелесообразно.

В силу особой значимости социологического обеспечения в процессе проектирования норм права сбор социально‑правовой информации является необходимой и важнейшей частью всей правотворческой деятельности. Такие данные важны не только для лиц, проектирующих нормативно‑правовые акты, но и для лиц, осуществляющих апробацию подготовленных проектов и их принятие, ибо компетентные оценки проектов нормативно‑правовых актов и основанные на этих оценках решения могут приниматься только с учетом всей социологической информации, которой располагали лица, проектируя соответствующие нормы права.