logo search
Administrativnoe_pravo_Ukrainy_Uchebnik

7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений

Административно-правовой статус предприятий и учреждений — это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие или учреждение приобретает и реализует в процессе осуществления следующих действий:

— создания предприятия или учреждения;

— государственной регистрации предприятия или учреждения;

— получении лицензии на занятие определенными видами деятельности;

— определении круга вопросов и полномочий государственных органов по отношению к предприятию;

— ведении и предоставлении бухгалтерской и статистической отчетности и т. п.1

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, можно разделить на три основные группы:

1) нормы, которые касаются предприятий всех форм собственности;

2) нормы, касающиеся государственных предприятий и учреждений;

3) нормы, которые адресуются негосударственным предприятиям и организациям.

Первая группа норм устанавливает принципы взаимодействия предприятий и учреждений с органами исполнительной власти, которые закрепляют невмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов, государственную регистрацию предприятий и учреждений, обязательность ведения ими бухгалтерского и статистического отчета, предоставление государственным органам информации, необходимой для налогообложения и т. п.

1Административное право России: Конспект лекций. — М., 1999. — С. 62.

119

>>>120>>>

Кроме этого, устанавливается обязанность для предприятий и учреждений всех форм собственности соблюдения экологического, земельного законодательства, правил безопасности ведения работ, правил безопасности труда, санитарно-эпидемиологических, антимонопольных норм и т. п.

Уполномоченные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением соответствующего законодательства и в этой части имеют право вмешиваться в деятельность предприятий и организаций, применяя к ним средства государственного принуждения в случае невыполнения требований, установленных законодательством.

В определенных случаях предприятия и учреждения должны получать разрешение на осуществление отдельных видов деятельности.

Особенность норм второй группы в том, что они устанавливают права и обязанности государственных предприятий и организаций, собственником которых является государство. В полномочия государственных органов входит создание таких предприятий, определение предмета и целей деятельности, утверждение устава, управление организацией, реорганизация и ликвидация.

Должностные лица государственных предприятий и учреждений имеют полномочия государственно-властного характера.

Административно-правовой статус государственных предприятий не является одинаковым, он зависит от правового режима имущества предприятия. Так, как уже отмечалось, административно-правовой статус казенного предприятия, которое имеет имущество на праве оперативного управления, отличается от статуса государственного предприятия, которое обладает имуществом согласно праву полного хозяйственного ведения.

Третья группа норм устанавливает права и обязанности для негосударственных предприятий и организаций, роль государства проявляется здесь в установлении правовых норм и контроля за их соблюдением. Влияние государства более ограничено, оно не решает конкретных вопросов их учреждения, определение предмета деятельности, организации управления. Эти и прочие вопросы решают учредители предприятия или уполномоченные ими органы, предприниматели. Значение таких решений для государственных органов состоит в их правомерности или неправомерности как юридических фактов1.

Влияние государства на негосударственные предприятия является специфическим, оно не имеет характера государственного руководства их деятельностью.

1Алехин А. П, Кармолицкий А. А, Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М., 1997. — С. 209-213.

120

>>>121>>>

Вопрос создания и ликвидации предприятий и учреждений урегулированы в действующем законодательстве Украины, в частности, в Законе Украины «О предприятиях в Украине», Законе Украины «О хозяйственных обществах», Положении о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины 25 мая 1998 года и др.

Предприятия и учреждения могут создаваться собственником, уполномоченным лицом, государственными органами или органами местного самоуправления.

Учредительными документами государственных предприятий и учреждений может быть устав или положение. Для негосударственных предприятий учредительными документами признаются устав или учредительный договор, или же наличие и устава и договора в зависимости от организационной формы.

Для государственной регистрации подаются документы, перечень которых установлен законодательством.

Порядок легализации юридических лиц предусматривает два вида такой легализации: нормативно-явочный и разрешительный.

Государственная регистрация предприятия или учреждения в качестве юридического лица является моментом их создания.

Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для общего ознакомления.

Нарушение установленного законом порядка создания юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ в государственной регистрации по другим мотивам (нецелесообразность и т. п.) не допускается.

Отказ в государственной регистрации, а также промедление с ее проведением могут быть обжалованы в суде.

В единый государственный реестр вносятся сведения об организационно-правовой форме юридического лица, его наименование (фирменное наименование), местонахождение, органы управления, филиалы и представительства, цель учреждения, а также другие сведения, если этого требует закон.

Изменения учредительных документов также подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, предусмотренных законом, — с момента извещения органа, который осуществляет государственную регистрацию, о таких изменениях. Юридические лица и их участники не имеют права ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, которые действовали с учетом этих изменений.

121

>>>122>>>

Юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам (слияние, присоединение, разделение) или в результате ликвидации.

Юридическое лицо считается прекращенным после внесения записи о прекращении в единый государственный реестр юридических лиц.

Прекращение юридического лица в процессе восстановления его платежеспособности или банкротства определяется законом.

Прекращение деятельности предприятий и учреждений в виде ликвидации или реорганизации возможно по решению учредителей или суда. Основанием для ликвидации являются:

— решение собственника имущества, уполномоченного им органа, или органа, уполномоченного на это учредительными документами;

— решение суда в случае банкротства или систематического осуществления деятельности юридического лица без соответствующего разрешения (лицензии), с нарушением законодательства или запрещенной законодательными актами.

За созданием, ликвидацией и реорганизацией предприятий установлен государственный контроль, который осуществляется Антимонопольным комитетом. Такой контроль имеет целью недопущение создания монопольных образований, ограничение конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке. Поэтому необходимо согласие данного органа на создание, слияние или присоединение коммерческих объединений.

Порядок и условия создания отдельных видов предприятий и учреждений устанавливаются соответствующим специальным законодательством Украины.

Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий и учреждений являются производными от общего правового режима осуществления исполнительной власти. Они проявляются в системе правовых норм, определяющих отношения органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями.

Общий правовой режим предусматривает подзаконность деятельности органов исполнительной власти, обязанных придерживаться и выполнять законы, устанавливающие права и обязанности предприятий и учреждений. Противоправные акты и действия органов исполнительной власти, ограничивающие самостоятельность предприятий и учреждений, могут быть обжалованы и подлежат отмене соответствующими органами.

Предприятия, учреждения, организации имеют право на обращение в суд с иском о признании недействительными актов государственного управления, противоречащих закону и ущемляющих права и законные интересы юридических лиц.

Нормами административного права устанавливаются ограничения права собственности для разных видов юридических лиц.

122

>>>123>>>

Не ограничивая состав, количество и стоимость объектов, которые могут находиться в собственности юридического лица, законодатель устанавливает исключения из этого правила с учетом публичного, общегосударственного интереса. В соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины «О праве собственности на отдельные виды имущества» от 17 июня 1992 г. утвержден перечень видов имущества, которое не может находиться в собственности граждан, их объединений, юридических лиц негосударственных форм собственности. Это оружие, боеприпасы (кроме охотничьего и пневматического оружия и боеприпасов к нему, а также спортивного оружия, которое можно приобрести с разрешения органов внутренних дел), ракетно-технические комплексы, боевая техника, взрывчатые вещества и орудия взрыва, отравляющие вещества, наркотические, психотропные, сильнодействующие лечебные средства, противоградные установки, государственные эталоны единиц физических величин и т. п. Кроме этого, Законом от 7 июля 1999 г. установлен перечень объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации.

Целый ряд видов деятельности, в соответствии с Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 1 июня 2000 г., и другими нормативными актами, может быть осуществлен лишь при наличии специального разрешения (лицензии). Лицензия — это специальный документ, выданный компетентным государственным органом предприятиям, дающий право на осуществление отдельных видов деятельности. К видам деятельности, для осуществления которых необходима лицензия, в частности, относятся:

— юридическая практика;

— ветеринарная практика;

— медицинская практика;

— судебно-экспертная деятельность;

— страховая деятельность;

— поиск (разведка) и эксплуатация месторождений полезных ископаемых;

— производство, ремонт и реализация спортивного, охотничьего оружия и боеприпасов к ним, холодного оружия, создание охотничьих стендов, создание и содержание стрелковых тиров, стрельбищ;

— добыча драгоценных металлов и драгоценных камней;

— изготовление и реализация опасных химических веществ в соответствии с перечнем, который определяется Кабинетом Министров Украины;

— оптовая торговля спиртом этиловым, алкогольными напитками и табачными изделиями, а также розничная торговля.

Кроме лицензий, для занятия некоторыми видами деятельности может выдаваться также разрешение (в т. ч. согласование):

123

>>>124>>>

выдача разрешения на специальное использование природных ресурсов местного значения, на проведение подрывных работ, согласование проектов конструкций транспортных средств в части соблюдения требований обеспечения безопасности дорожного движения, утверждение технических условий, технологических инструкций и т. п. Соответствующие разрешения предоставляются также и на размещение определенных объектов. В частности, речь идет о разрешении на сооружение объектов градостроительства, согласование проектов землеустройства, постройки предприятий и сооружений.

Государство, устанавливая права и обязанности государственных и негосударственных организаций в сфере административного права, предусматривает разнообразные средства влияния на данный вид коллективных субъектов с целью обеспечения их надлежащего поведения.