logo search
03080413

3. Особенности сословно-представительной монархии в Германии (XIV–XVII вв.).

С XIV века в Германии наблюдается значительный экономический подъем, приведший к усилению роли крупных князей, обладавших значительными властными полно­мочиями. Часть среднего дворянства в это время возвысилась до положе­ния князей, а другая уравнялась с низшим дворянством. Появление огне­стрельного оружия и усовер­шенствование военного дела подорвали значение рыцарей как тяжело вооруженной кавалерии, и значительная часть рыцарства разорилась.

Существенные изменения произошли в статусе духовен­ства. К верхушке духовенства по-прежнему принадлежали епис­копы, архиепископы, аббаты, которые владели землями с большим количеством зависимого населе­ния. К нижестоящему духовенству относились сельские и городские священники. В то же время развитие книгопечатания и расширение торговых от­ношений лишили духовенство монопольного положения в области духовной культуры, а знатоки римского права (легисты) вытеснили духовенство из государственного аппарата.

Значительное расслоение наблюдалось среди городского населения, верхние слои которого (патрициат) занимали все высшие должности в городском управлении. В оппозиции к ним стояло бюргерство (средние слои городского на­селения) и плебейская часть насе­ления (подмастерья, поден­щики люмпен-проле­тарии).

В наихудшем положении находилось германское крестьянство. Активизация товарно-денежного развития страны вызвала возраста­ние потребностей феодалов и повлекла дальнейшее ужесточение форм феодальной эксплуатации.

Отметим, что особенностями сословной структуры Германии были ее дифференциация и от­сутствие единства в масштабе всей страны.

Основной же особенностью политического развития стало уси­ление феодальной раздробленности как следствия обособления князей. Так, после падения династии Гогенштауфенов в борьбе с папами в Германии с 1250 по 1273 год не было императора, и именно в этот период междуцарствия были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие к князьям. В дальнейшем вплоть до 1356 года императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий (пока в 1438 году окончательно не закрепился за Габсбургами). Император продолжал оставаться главой государства и олицетворял единство империи, но не имел реальной власти, исполняя в основном функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких курфюрстов.

Это положение было юридически санкционировано «Золотой буллой» 1356 года, изданной германским императором (чешским королем) Карлом IV. «Золотая булла» закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов – Майнцского, Кельнского и Трирского, а также короля Чехии, маркграфа Бранденбургского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора, причем при равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому, который подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать ее собрание во Франкфурте-на-Майне.

Таким образом, реальная высшая власть в Германии признавалась за коллегией, состоявшей из семи курфюрстов, а император не располагал реальной властью, т.е. действенными общеимперскими органами исполнительной власти, финансами: у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперс­кого суда. Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XVI века получили название «избирательных капитуляций» и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII века. Незаинтересованные в существовании центральной власти курфюрсты стремились избирать на императорский престол эко­номически и политически слабых феодалов.

Города играли значительную роль в жизни Германии, причем правовой статус города определял объем его самостоятельности. Гер­манские города были трех видов:

1) вольные – пользовавшиеся полным самоуправлением;

2) имперские, т.е. непосредственные вассалы короля;

3)княжеские – подчинявшиеся тому князю, на территории которого они находились.

К концу XV века более 80 городов (имперские и некоторые епископские) получили политические вольности и являлись самоуправляемыми еди­ницами.

Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть – магистратом во главе с одним или несколькими бургомистрами. Дол­жности членов совета и бургомистров не оплачивались. В большинстве случаев власть в городе имел городской патрици­ат. Он же присвоил себе право избрания (в своих интересах) городского совета и замещения городских магистратур. Это вызывало недовольство прочего городского населения, приводившее в XIV веке к восстаниям ремесленников в ряде городов, в которых обычно руководящую роль играли цехи. Восстания оканчивались чаще всего компромиссом патрициата с цеховой верхушкой – ремесленники вхо­дили в состав советов либо формировали особую коллегию в составе прежнего совета.

В это же время в княжествах сложились свои местные сословно-предста-вительные уч­реждения – ландтаги (собрания местных чинов), представлявшие духовенство, дворянство и горожан тремя независи­мыми друг от друга куриями. В некоторых зем­лях в эти собрания также входили представители свободного крестьян­ства. Уполномоченные, заседавшие в ландтагах, получали от своих из­бирателей инструкции, носившие характер обязательных; если в инст­рукциях не было указаний, как следует разрешить тот или иной воп­рос, уполномоченные обращались за ними к своим избирателям. В компетенцию ландтагов входили: избрание местного государя в случае пресече­ния правящей династии; отправление некоторых функций в области внешней политики; некоторые церковные, полицейские и военные дела. Ландтаг считался и верховным судом княжества до образования особых судов. Оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников, ландтаги могли вмешиваться в уп­равление государством. Но по мере усиления абсолютистских тенденций значение ландта­гов сокращается.

Общегерманским законодательным органом стал в это время рейхстаг, состоявший из трех курий: курфюрстов, князей и представителей имперских го­родов. Мелкое дворянство и крестьянство не имели в рейхстаге своего представительства. Обычно рейхстаг созывался императором два раза в год. Компетенция рейхстага не была точно определена, но он мог обсуждать вопросы установления мира между княжествами; орга­низации общеимперских военных предприятий; вопросы войны и мира в отношениях с другими государствами; обложения имперскими повин­ностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств; изменений в имперском праве и т. д. Дела подлежали обсуж­дению по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Но обычно все решалось первой курией, а две другие с ней покорно соглашались.

Учрежденный в 1495 году имперский суд способствовал ре­цепции римского права на территории страны и его эффективному применению в судебной практике. Вообще же в средневековой Германии судоустройство включало в себя:

1) сеньориальные (феодальные) суды, создававшиеся в поместьях землевла­дельцев. Первоначально сеньор имел право судить лишь своих крепостных, затем его юрисдикция распространилась на все на­селение, жившее в сеньории. С укреплением княжеской власти образовался высший суд в княжествах;

2) церковные суды, юрисдикция которых распространялась, с одной сто­роны, на определенные категории людей (духовенство и некоторые раз­ряды светских лиц); а с другой – на определенный круг дел (дела о бра­ках, духовных завещаниях и т. д.);

3) городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных городах. В одних городах суд производился судьей и заседателями, а в дру­гих – городским советом. В большинстве городов судей выбирала городс­кая община.

Империя располагала полицейскими учреждениями, в обя­занность которых входило: преследование богохульства, пьян­ства, издание предписаний по борьбе с мошенничеством и нарушением нравственности.

Однако наличие общеимперских структур не обеспечива­ло единства империи. В каждом германском государстве формировались свои сословия, постепенно превратившиеся в замкнутые корпора­ции. В рассматриваемое время существовали: имперские сословия – имперские князья; имперские рыцари и представители имперских городов; земские сословия – дворяне, духовенство княжеств, горожане княжеских городов. Положение же крестьянского населения в Германии XIV века в целом несколь­ко улучшилось, но в различных районах страны оно было различным. Так, например, на восточных землях крестьяне находились в наи­более благоприятных условиях: они получили земельные наделы и личную свободу, за что выплачивали фео­далам не очень большие фиксированные платежи. На севере, в Саксонии распространилась практика отпуска крестьян на волю без земли и предоставления им наделов в аренду, а на юге и юго-западе Германии крестьяне владели небольшими надела­ми земли, и барщина здесь была заменена денежной рентой.