logo search
Administrativnoe_pravo_Ukrainy_Uchebnik

9.2. Управление государственной службой

Управление государственной службой характеризуется следующими признаками:

1Ноздрачев А. Ф. Государственная служба: Учебник. — М., 1999. С. 43.

146

>>>147>>>

а) это практическая деятельность относительно определения основных направлений развития и реального функционирования всех элементов правового института государственной службы;

б) это функция государственных органов, которая осуществля-

ется в определенных организационно-правовых формах и реализуется специально созданными государственными органами;

в) основной целью управления является удовлетворение интересов государства и публичных интересов в целом;

г) управление базируется на принципах законности, гласности,

подчиненности государственным органам и должностным лицам высшего уровня государственных органов и государственных служащих низшего уровня, единства основных требований, предъявляемых к государственным служащим, стабильности государственной службы.

Органы управления государственной службой — это специальные государственные органы или подразделения государственных органов, к компетенции которых относится обеспечение и развитие системы государственной службы. При этом следует иметь в виду, что среди них можно выделить органы обеспечения государственной службы и органы управления государственной службой. Орган обеспечения государственной службы — это орган или, как правило, подразделение государственного органа, задачами которого является выполнение или организация выполнения норм, правил и предписаний системы государственной службы относительно специфики данного государственного органа. Органом государственного управления государственной службой является орган, предназначенный поддерживать и развивать системы отношений государственной службы, ее виды, организацию управления государственной службой, ее персоналом, обеспечивать порядок, условия и процедуры реформирования государственной службы, повышение профессионализма и компетентности государственных служащих.

Руководство государственной службой осуществляет Президент Украины, которому она и подчиняется. С этой целью создается Координационный совет по вопросам государственной службы при Президенте Украины (далее — Совет), который является постоянно действующим консультативно-совещательным органом. В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины и Положением о Координационном совете по вопросам государственной службы при Президенте Украины (утв. Указом Президента от 21.03.2000 г.)1.

1Офіційний вісник України. — 2000. — № 12. — Ст. 451.

147

>>>148>>>

Основными задачами Совета являются:

— определение путей, средств и форм реализации основных направлений государственной политики в сфере государственной службы, объединение усилий государственных органов по повышению ее эффективности;

— рассмотрение проектов реформирования системы государственной службы и подготовка предложений к плану мер по ее внедрению, анализу и возможному корректированию действий;

— рассмотрение проектов законов и других нормативно-правовых актов по вопросам государственной службы, службы в органах местного самоуправления, кадрового обеспечения государственной службы и государственных предприятий, учреждений, организаций;

— анализ взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти относительно реализации кадровой политики и по вопросам государственной службы, подготовка предложений относительно повышения эффективности этой работы;

— рассмотрение вопросов и предложений относительно оптимизации и усовершенствования управления государственной службой;

— анализ состояния и эффективности использования интеллектуального и управленческого потенциала государства, разработка мероприятий по стимулированию работы, усиление правовых гарантий, материальной и моральной защищенности государственных служащих, а также совершенствование административной культуры, повышение ответственности и предупреждение проявлений коррупции среди государственных служащих, усиление общественного доверия к государственной службе;

— анализ состояния и рассмотрение мер по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, а также проведение научных исследований по вопросам государственной службы;

— изучение и разработка предложений по внедрению отечественного и международного опыта по вопросам государственного управления, государственной службы, кадрового менеджмента.

С целью изучения и рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции, Совет имеет право: формировать в случае необходимости комиссии, экспертные и рабочие группы, привлекать в установленном порядке работников центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления,

148

>>>149>>>

а также ученых и ведущих специалистов; получать безвозмездно в установленном порядке необходимую для его деятельности информацию, документы, материалы и статистические данные; заслушивать на своих заседаниях информацию руководителей министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, государственных предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Совета.

Функции рабочего органа Совета выполняет Главное управление государственной службы Украины.

Главное управление государственной службы Украины (далее Главгосслужба) — является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом (то есть органом, который имеет определенные Конституцией Украины и законодательством Украины особые задачи и полномочия. Относительно него устанавливается специальный порядок образования, реорганизации, ликвидации, подконтрольности, подотчетности, а также назначения и увольнения руководителей и решения других вопросов), правовой статус которого определяется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины, постановлениями КМУ и Положением о Главном управлении государственной службы Украины (утв. Указом Президента от 2 октября 1999 г.)1. С момента создания Главгосслужбы ее правовой статус изменялся. Так, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 8 сентября 1994 г. «Об утверждении Положения о Главном управлении государственной службы при Кабинете Министров Украины» она была центральным органом исполнительной власти, подведомственным Правительству. В соответствии с Указом Президента «О повышении эффективности системы государственной службы» от 11 февраля 2000 г. Главгосслужба Украины представляет собой центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, подконтрольный и подотчетный Президенту Украины2.

В соответствии с п. 4 Положения Главгосслужба:

— разрабатывает и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к его компетенции;

— проводит анализ фактического состава государственных служащих и готовит предложения государственным органам о повышении эффективности их работы;

— ведет компьютерный учет данных о государственных служащих первой-третьей категорий;

— осуществляет меры по усовершенствованию конкурсного отбора на государственную службу, проведению аттестации

1Офіційний вісник України. — 1999. — № 40. — Ст. 1985.

2Там же. — 2000. — № 7. — Ст. 263.

149

>>>150>>>

государственных служащих с обеспечением объективной оценки их деятельности;

— готовит и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины предложения об отнесении существующих должностей государственных служащих, которые не перечислены в статье 25 Закона Украины «О государственной службе», а также новых должностей государственных служащих к соответствующим категориям;

— готовит проекты актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины о присвоении рангов государственным служащим, которые занимают должности, отнесенные к первой и второй категориям;

— представляет выводы относительно назначения на должности и увольнения с должностей первых заместителей и заместителей руководителей центральных органов исполнительной власти, которые отвечают за работу кадровых служб, предварительно рассматривает вопросы о назначении на должности и увольнении с должностей руководителей кадровых служб этих органов, а также руководителей аппарата и руководителей кадровых служб областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, директоров региональных центров повышения квалификации государственных служащих и руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций;

— осуществляет методическое руководство работой с кадровым резервом, анализирует предложения центральных и местных органов исполнительной власти относительно формирования кадрового резерва на должности государственных служащих, назначение на которые осуществляется Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины, а также Кабинетом Министров Украины, и обобщенные материалы ежегодно представляет на рассмотрение Кабинету Министров Украины;

— осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение проявлений коррупции среди государственных служащих, обобщает отчетность центральных и местных органов исполнительной власти по вопросам соблюдения требований Закона Украины «О борьбе с коррупцией»1и подает ее Кабинету Министров Украины;

— проверяет в государственных органах и органах местного самоуправления соблюдение требований Законов Украины «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией» и других актов законодательства по вопросам государственной службы и др.

1Відомості Верховної Ради України. — 1995. — № 34. — Ст. 266.

150

>>>151>>>

Для выполнения задач, возложенных на Главгосслужбу, она имеет право: привлекать ученых, специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к ее компетенции; формировать в случае необходимости комиссии и экспертные группы с привлечением ученых, сотрудников центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (по согласованию с их руководителями) для подготовки проектов актов законодательства, осуществления их экспертизы и предоставления разъяснений; получать в установленном законодательством порядке от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций статистические данные, другие документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на нее задач; созывать в установленном порядке совещания по вопросам, относящимся к ее компетенции; представлять Кабинет Министров Украины по его поручению в международных организациях и во время заключения соответствующих международных договоров Украины.

Одним из важных направлений деятельности Главгосслужбы является проведение проверок, регламентируемых Положением о порядке проведения Главгосслужбой проверок (утв. приказом Главгосслужбы от 18 мая 2000 г.)1. Объектами таких проверок выступают государственные органы и органы местного самоуправления на предмет:

— установления фактического состояния соблюдения единой государственной политики в сфере государственной службы, повышения ее эффективности, соблюдения государственными органами и органами местного самоуправления правовых, организационных, экономических и социальных условий реализации гражданами Украины права на государственную службу и участие в местном самоуправлении;

— установления фактического состояния выполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов по вопросам борьбы с коррупцией и предупреждения ее проявлений в органах государственной власти и местного самоуправления;

— составление и предоставление практических рекомендаций относительно повышения эффективности деятельности по вопросам, которые проверялись, устранение выявленных недостатков и предотвращение их в будущем.

Право проводить проверки принадлежит: а) должностным лицам Главгосслужбы; б) лицам, привлеченным Главгос-

1Офіційний вісник України. — 2000. — № 22. — Ст. 918.

151

>>>152>>>

службой к проведению проверки в качестве специалистов или экспертов из других учреждений и организаций, в том числе контрольных, налоговых, таможенных или правоохранительных органов. Следует отметить, что правовой статус вышеуказанных лиц при проведении проверок неодинаковый. Должностные лица Главгосслужбы имеют право:

— получать в установленном порядке информацию и документацию относительно правовых, организационно-распорядительных, финансово-экономических оснований и обоснованности подготовки, рассмотрения, принятия и издания нормативно-правовых, административных, распорядительных, других актов и документов (постановлений, решений, распоряжений, приказов, положений, инструкций, стандартов, порядков, указаний, инструктивных писем и т. п.) о соблюдении Законов Украины «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией», других актов законодательства по вопросам государственной службы;

— получать от должностных лиц объекта, на котором проводится проверка, необходимые справки, сведения, статистические данные, другую информацию;

— требовать и получать от должностных лиц объекта проверки устные и письменные объяснения по вопросам, касающимся предмета проверки;

— предъявлять руководителям, другим должностным лицам объекта проверки требования по неотложному устранению выявленных нарушений, которые требуют немедленного реагирования, отдельно указав об этом в акте проверки;

— в случае необходимости исследовать вопросы, требующие специальных знаний, ставить перед руководством Главгосслужбы вопрос о привлечении к проверке на любой стадии специалистов или экспертов.

В отличие от полномочий должностных лиц Главгосслужбы, на должностные лица, уполномоченные проводить проверки от имени Главгосслужбы, возлагаются следующие обязанности: строго придерживаться требований Конституции Украины, Законов Украины «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией», иных актов действующего законодательства; проводить проверку в соответствии с утвержденной программой и планом проведения названного мероприятия; строго придерживаться принципов законности, полноты, объективности, достоверности и доказательности результатов проверки; не вмешиваться в оперативную деятельность объекта проверки, без необходимости не обнародовать свои выводы до завершения проверки и др.

152

>>>153>>>