8.1. Понятие и виды объединений граждан
Становление демократического, правового, социально ориентированного государства, возрождение украинской государственности послужили причиной бурного развития общественных институтов, важнейшее место среди которых принадлежит объединениям граждан.
Часть 1 статьи 36 Конституции Украины провозгласила, что граждане Украины для осуществления и защиты своих прав и свобод, а также удовлетворения политических, экономических, культурных и других интересов имеют право на объединение в политические партии и общественные организации.
Объединением граждан является добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для общей реализации гражданами своих прав и свобод.
Таким образом, объединение граждан может быть признано таковым лишь при наличии следующих условий: оно является исключительно добровольным образованием, создающимся на основе общих интересов, и лишь гражданами для реализации своих прав и свобод.
Объединение граждан, независимо от названия, может быть общественной организацией или политической партией.
124
>>>125>>>
Не являются объединениями граждан в значении, данном Законом Украины «Об объединениях граждан»: религиозные, кооперативные организации, объединения граждан, имеющие основной целью получение прибыли, коммерческие фонды, органы местного самоуправления, органы общественной самодеятельности (народные дружины, товарищеские суды и т. п.), другие объединения граждан, порядок создания и деятельности которых регулируется соответствующим законодательством. Однако мы будем учитывать прежде всего положения, установленные Конституцией Украины, при избрании объекта исследования — объединения граждан.
Законодательство об объединениях граждан составляют Конституция Украины, Закон Украины «Об объединениях граждан» от 16 июня 1992 г., Закон Украины «О политических партиях в Украине» от 5 апреля 2001 г., Положение «О порядке легализации объединений граждан» от 26 февраля 1993 г., Положение «О порядке регистрации символики объединений» от 26 февраля 1993 г., Закон «О защите прав потребителей» в редакции от 17 мая 1991 г. (раздел 3 данного Закона называется: «Общественные организации потребителей (объединения потребителей»). В статьях 25 и 26 определяются цели и права этих объединений), Закон «О благотворительности и благотворительных организациях» от 16 сентября 1997 г. и др.
Общественной организацией, в соответствии с Законом «Об объединениях граждан» от 16 июня 1992 г., является объединение граждан для удовлетворения и защиты своих социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов.
Политической партией является зарегистрированное в соответствии с законом добровольное объединение граждан — приверженцев определенной общенациональной программы общественного развития, которая ставит перед собой цель — содействие формированию и выражению политической воли граждан, принимает участие в выборах и других политических мероприятиях.
К общественным организациям часть 3 статьи 36 Конституции относит профессиональные союзы.
Участие граждан в профессиональных союзах допускается только с целью защиты собственных трудовых и социально-экономических прав и интересов.
Законодательство о профессиональных союзах составляют Конституция Украины, Закон Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15 сентября 1999 г., Закон Украины «Об объединениях граждан», и другие нормативно-правовые акты, которые им не противоречат.
Закон Украины от 15 сентября 1999 года в ст. 1 определяет профессиональный союз как добровольную неприбыльную обще-
125
>>>126>>>
ственную организацию, которая объединяет граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной (трудовой) деятельности (обучению).
Профессиональные союзы создаются с целью представительства, осуществления и защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза.
Создание профессиональных союзов происходит также на основе свободного волеизъявления граждан Украины, без разрешения органов исполнительной власти или собственников предприятий (учреждений, организаций).
Среди объединений граждан, как уже отмечалось, особый статус имеют профессиональные союзы. Дефиниции «профсоюз» и «некоммерческая организация» во многом схожи. И в первом и во втором случае — это объединения, которые ставят перед собой цель — обеспечение и защиту социально-приоритетных интересов физических лиц, их создавших. Граждан, которые объединились в профсоюз, связывает общность производственных и профессиональных интересов. Статус профсоюзов напоминает правовое положение многих видов объединений, поскольку во всех уставах (творческих союзов, благотворительных и молодежных организаций, религиозных объединений) предусмотрена та или иная организация социально-правовой защиты трудовых прав и интересов физических лиц. Итак, дефиниция профсоюза закреплена в ст. 1 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15 сентября 1999 г., в соответствии с которой профсоюз представляет собой добровольную неприбыльную общественную организацию граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами и родом их деятельности.
Среди административно-правовых отношений в деятельности профсоюзов особое значение имеют их взаимоотношения с органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Статья 12 Закона о профсоюзах закрепляет принцип независимости профсоюзов в своей деятельности от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Законом специально предусмотрено, что профсоюзы не подотчетны и не подконтрольны указанным органам, а также другим общественным организациям, политическим партиям, работодателям.
Этим органам и их должностным лицам запрещается вмешиваться в деятельность профсоюзов в тех случаях, если это «может повлечь за собою ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности». Подобная казуистическая формулировка ограничивает прерогативы государства, его органов и должностных лиц во взаимоотношениях с профсоюзами, предусмотренные Законом, который, как известно, в определенных случаях предполагает вмеша-
126
>>>127>>>
тельство государственных органов в деятельность объединений. При толковании ст. 12 Закона о профсоюзах следует иметь в виду, что им ограничены прерогативы лишь одной ветви власти — исполнительной.
Профсоюзы и их члены зависят от органов законодательной власти: ее распоряжения, воплощенные в форме закона, обязательны для выполнения всеми его членами, а в некоторых случаях (например, Кодекс законов о труде) непосредственно затрагивают статус профсоюзов, компетенцию его органов, права и обязанности их членов. Словом, правовая регламентация деятельности профсоюзов представляет собой одну из форм их взаимоотношений с органами законодательной власти. В известных случаях в процессе законодательной регламентации допускаются некоторые ограничения прав профсоюзов, например при реализации гражданами, объединенными в профсоюз, своего права на забастовку и прочие виды коллективного протеста против действий работодателей.
Осуществление профсоюзами своих прав, закрепленных Законом, представляет собой наиболее распространенную форму взаимоотношений профсоюзов и исполнительной власти.
Субъектами административно-правовых отношений в данном случае являются работодатель, в лице руководителя органа исполнительной власти и соответствующих должностных лиц, и представитель профсоюзного органа. Возникающие в этой сфере общественные отношения имеют все признаки административно-правовых. Прежде всего, они характеризуются неравенством сторон. Субординация обнаруживается в том, что Законом предусмотрены права профсоюзов в их взаимоотношениях с работодателем, обязанности последних удовлетворить эти права. Органы государственной власти любого уровня обязаны согласовывать с профсоюзами проекты законодательных актов, которые касаются социально-трудовых прав рабочих. Обязанность также распространяется и на органы исполнительной власти при разработке ими проектов соответствующих нормативно-правовых актов. Учитывая то, что в процессе исполнительно-распорядительной деятельности практически каждый нормативный правовой акт органа исполнительной власти затрагивает сферу социально-правовых отношений, можно сделать вывод о значимости полномочий, предоставленных профсоюзам Законом в их взаимоотношениях не только с органами исполнительной, но и с органами законодательной власти.
Законодательством предусмотрены отдельные виды нормативных актов органов исполнительной власти, требующие согласования с профсоюзом в процессе не только их разработки, но и осуществления. Среди них — акты, которые предусматривают ликвидацию предприятия, учреждение его подразделений.
127
>>>128>>>
Административно-правовые отношения возникают также при ликвидации или реорганизации профсоюза. В публично-правовой сфере участие органа исполнительной власти или другого органа государственной власти, чаще всего — судебного, обязательно.
Анализируемой области присущи пять видов правоотношений, любому из которых соответствует особый статус: реорганизация, прекращение деятельности, приостановление деятельности, запрет деятельности и ликвидация профсоюза.
Учредителями общественных организаций могут быть лица, которые достигли возраста дееспособности (18 лет) и являются гражданами Украины, иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Членами общественных организаций, кроме молодежных и детских, могут быть лица, которые достигли 14 лет.
Молодежные и детские общественные организации создаются в соответствии с Законом Украины «О молодежных и детских общественных организациях» от 1 декабря 1998 г.
Молодежные общественные организации являются объединениями граждан в возрасте от 14 до 28 лет, цель которых — осуществление деятельности, направленной на удовлетворение и защиту их законных социальных, экономических, творческих, духовных и иных общих интересов.
В отличие от молодежных, детские общественные организации могут создаваться лицами от 6 до 18 лет. Целью данного вида общественных организаций является осуществление деятельности, направленной на реализацию и защиту прав и свобод, творческих способностей, удовлетворение собственных интересов этой категории граждан, которые не противоречат действующему законодательству, а также социальное становление их как полноправных членов общества. Основателями молодежных и детских общественных организаций могут быть граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, и которые достигли 15-летнего возраста. Вступление несовершеннолетних до 10 лет в детские общественные организации требует письменного согласия родителей или других законных представителей. Законом установлено также право участия в молодежных и детских организациях лиц старшего возраста при условии, если их количество не будет превышать одной трети от общего.
Что касается профессиональных союзов, то их могут образовывать лишь граждане Украины, которые работают на предприятии, в учреждении или организации независимо от форм собственности и видов хозяйствования; лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно; лица, 'которые учатся в учебном заведении. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут создавать
128
>>>129>>>
профессиональные союзы, но законодатель предоставил им право на вступление в профсоюз, если это предусмотрено их уставами.
К общественным организациям относят также благотворительные организации, которые создаются и действуют в соответствии с Законом Украины «О благотворительности и благотворительных организациях».
В соответствии с Законом благотворительной организацией является негосударственная организация, главной целью деятельности которой является осуществление благотворительной деятельности в интересах общества или отдельных категорий лиц.
Благотворительная деятельность осуществляется на принципах законности, гуманности, общности интересов и равенства прав ее участников, гласности, добровольности и самоуправления.
Отнесение благотворительных организаций к организациям общественным может происходить лишь при условии создания такой организации физическими лицами. Это замечание необходимо потому, что благотворительные организации могут создаваться и юридическими лицами также.
Политические партии являются вторым видом объединений граждан, установленным Законом «Об объединениях граждан».
Членами политических партий могут быть лишь граждане Украины, которые достигли 18-летнего возраста.
Конституция Украины (ч. 1 ст. 37) запрещает образование и деятельность политических партий и общественных организаций, программные цели или действия которых направлены на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного порядка путем насилия, нарушение суверенитета и территориальной целостности, подрыв ее безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения.
Кроме этого, Закон Украины «Об объединениях граждан» запрещает деятельность объединений, целью которых является подрыв безопасности государства в форме ведения деятельности в пользу иностранных государств, ограничение общепризнанных прав человека, пропаганды фашизма и неофашизма.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Конституции Украины, Законом «Об объединениях граждан» политические партии и общественные организации не могут иметь военизированных формирований.
Конституция Украины (ч. 5 ст. 37) также запрещает создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной и судебной власти, в исполнительных органах местного самоуправления, воинских формированиях, а также на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других государственных учреждениях и организациях.
129
>>>130>>>
В Законе Украины «О политических партиях в Украине» органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам запрещено выделять те или иные политические партии или предоставлять им привилегии, а также оказывать содействие политическим партиям в проведении их деятельности. Запрещается также вмешательство со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления или их должностных лиц в создание и внутреннюю деятельность политических партий и их местных ячеек, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Устанавливая разные ограничения относительно членства, создания объединений граждан, государство запрещает установление и применение любых ограничений прав и свобод человека и гражданина в связи с принадлежностью или непринадлежностью к таким объединениям.
Так, никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан, а принадлежность или непринадлежность к любому объединению граждан не является основанием для ограничения прав и свобод или для предоставления государством льгот или преимуществ. Не допускается установление требования относительно указания в официальных документах членства (участия) в том или ином объединении. Кроме этого, запрещается отказ в принятии или исключение из политической партии лица в связи с его полом или национальностью. Ограничение относительно членства в политических партиях отдельных категорий граждан устанавливаются Конституцией и законами Украины. Членство в политической партии является фиксированным, так как гражданин Украины может находиться одновременно лишь в одной политической партии. Членами политических партий не могут быть судьи, работники прокуратуры, работники органов внутренних дел, сотрудники Службы безопасности Украины, военнослужащие.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856