logo search
03080413

1. Периодизация государственно-правового развития Гер­мании в период Средневековья.

Как и во Франции, самостоятельное государство в Германии образовалась в результате распада Франкской империи в 843 году. В состав его террито­рии вошли земли восточных франков, поэтому долгое время для обозначения этого пространства использовалось название «Восточная Франция». Французы называли германцев аллеманами, а славяне – немцами («немые», т.к. жители не говорили на славянских языках). В то время в Германии не было государственно-политического и территориального единства: она представляла собой фактически самостоятельные феодаль­ные владения – Баварию, Франконию, Саксонию и др.

Отметим, что в Германии в отличие от Англии и Франции на протяжении столетий имели место устойчивые сепаратист­ские тенденции. Если в Англии и Франции развитие торговли и промышленности обусловило переплетение интересов различ­ных регионов и привело к централизации, то в Германии этого не случилось. Политико-правовая раздробленность Германии продолжала со­храняться вплоть до 1871 года, что привело к длительному сохранению в законсервированном виде феодальных элементов в эконо­мике и государственности. Это стало важнейшей особеннос­тью германской истории и обусловило особенности ее поли­тического и правового развития в XX веке

В государственно-правовой истории феодальной Германии принято выделять:

  1. период сеньориальной монархии (или феодальной раздробленности) и преобладания обычного права (X–XIV вв.);

  1. период сословно-представительной монархии (политического господства курфюстов) и широкой рецепции римского пра­ва (XIV–XVII вв.);

  1. период «княжеского» абсолютизма и становления национального германского права (XVII– начало XIX вв.).

К началу XII века процесс феодализации Германии был в целом завершен, хотя он происходи­л замедленными темпами и характеризовался неравномер­ностью: оказались устойчивыми родовые традиции, и сельская община (марка) оказала сопротивление разви­тию крупного феодального землевладения. Основная тенденция развития заключалась в становлении крупного землевладения (в том числе и церковного) и в пре­вращении ранее свободных людей в зависимых крепостных.

Власть короля в стране изначально носила выборный характер. Германия до X века состояла из самостоятельных областей, лишь номинально признававших власть верховного сеньора. Первые германские короли являлись гер­цогами Саксонии и Франконии и вынуждены были считаться с тем, что остальные крупные феодалы считали себя равны­ми по статусу королю. Со времени правления Оттона I (середина X века) королев­ская власть начала передаваться во время выборов преемникам. Оттон провел ряд реформ, способство­вавших усилению королевской власти. В практику вошло приобретение церковных мест путем инвеституры (ввода во владение формальной процедурой) и симо­нии (продажи церковных должностей). Из среды ду­ховенства король стал подбирать чиновников для осуществ­ления управленческих функций. Духовенство обязано было поставлять королю военные отряды и продовольствие для них, а также для короля и его свиты. Используя феодальные раз­доры, Оттон явился в Рим под предлогом оказания помощи папе римскому и был коронован там императором в 962 году. С тех пор германские короли стали считать себя преемниками римских императоров, а Германское государство получило торжественное название «Священной Римской империи германской нации». Тами образом, к XII веку Германия уже представляла собой империю, во главе которой стоял формаль­но выборный монарх. А фактически этот вопрос решался соглашением князей, среди которых приоритетное значение имели майнцский и трирский архиепископы. Германские короли неоднократно пытались установить наслед­ственный способ передачи власти, но каждый раз встречали сопротивление со стороны папы римского.

Государственный аппарат Гер­мании в Средние века в целом сохранял черты Каролингской монархии, то есть дворцово-вотчинную систему управления, когда наиболее важ­ные вопросы рассматривались на феодальных съездах, в ко­торых участвовали непосредственные вассалы короля. С середины XIII века в феодальных съездах принимают участие предста­вители городов, находившиеся в непосредственной зависи­мости от императора. На ос­нове съездов впоследствии в Германии возникает сословно-представительный орган – рейхстаг.

Высшие судебные функции были сосредоточены в руках императора. По мере развития феодальных отношений судеб­ная компетенция короля ограничивается, особенно в кня­жеских владениях. Вплоть до 1848 года привилегированные группы населения в Германии не подлежали общей подсудности, что основывалось на старом феодальном принципе «судиться равны­ми себе». Соответственно феодальным рангам юрисдикция феодалов делилась на высшую и низшую, причем города обладали своей юрисдикцией.

Параллельно в XI–XIII веках произошло значительное расширение гер­манской территории, в состав которой вошли часть Италии, Бургундия, Чехия и Венгрия. Организация вооруженных сил Германии строилась на тех же принципах, что и в других феодальных государствах. Князья и имперские города были обязаны предоставлять королю вооруженное ополчение, причем войска размещались в феодальных вла­дениях и состояли под командой феодалов. В эпоху абсолютизма в военном отношении особо выделилось Прусское королевство.