logo search
Lekcii_po_TGP

3.2. Признаки (свойства) государства

Государство – это система органов, осуществляющих политическую суверенную власть в обществе на определенной суверенной территории. В этом определении отражены такие признаки государства, как:

1) система государственных органов;3

2) политическая власть, которую осуществляют государственные органы;

3) общество,4население, народ, по отношению к которому эта власть осуществляется и

4) суверенная территория, в пределах которой реализуются властные полномочия органов государства.

власть

Таким образом, весьма важным признаком (свойством) государства является осуществление им политической5власти.6

В общем смысле термин «власть» можно понимать как форму социальных отношений, характеризующуюся способностью одних людей влиять на характер и направление деятельности и поведения других людей и социальных групп посредством экономических, политических и правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия. Однако применительно к власти государственной такой способности влиять на все население страны в принципе быть не может при отсутствии необходимых для этого сил и средств.

Этимология1(происхождение) слова «власть» многообразна и многофункциональна.

Так, в греческом языкедля обозначения власти употребляются слова «кратос» (kratos – сила, власть, могущество) и «архи», «архэ» (archi – начало, начальство, правительство, власть, государство) имеющие значения: «править», «суверенитет» и «начало». Глагол «архейн» также употребляется в смыслах: «править» и «начинать». Эти сущностные оттенки присутствуют во многих словах, имеющих корень «архэ» (архитектор, архиепископ, архонт – высшее должностное лицо в городах-государствах Древней Греции), содержание которых раскрывается через синонимы «первый», «главный», «инициатор».

В латинскомязыке смысловая основа слова власть (potestas) обозначает возможность, способность, обладание определенной силой для осуществления какой-либо деятельности (potentia). Акцент здесь ставится не столько на источнике, начале действия, сколько на его субстанциональной основе – силе. В этом же значении термин «власть» перешел и укрепился в романо-германских языках. Power (англ.) – власть, способность, возможность, право, сила, энергия, мощность; macht (нем.) – власть, сила, мощь, могущество; poder (испанск.) – власть, влияние, авторитет, сила; pouvoir (франц.) – власть, свойство, сила, влияние.

В русском языкеслово власть является однокоренным со словом «владеть» (властитель, владыка, владычествовать), основание которого имеет значение «собственник», «хозяин», «обладающий собственностью». В этом смысле философский и этимологический анализ понятия власть нацелен прежде всего на раскрытие ее материального аспекта, социально-экономической основы.

В качестве синонима «владыки», «властителя» употребляются слова «повелитель», «властитель» и др., указывающие на иной атрибут субъекта власти – волю, свободу повелевать, право распоряжаться. Кроме того, корень «лад», лежащий в основе славянских словообразований, характеризующих власть, раскрывает важную и вместе с тем ее давнюю и традиционную функцию в обществе: ладить, жить в мире, устраивать жизнь.

Проблема власти и властных отношений является ведущей в политологии, поскольку политика и власть нераздельны и взаимообусловлены. Власть представляет собой средство осуществления политики, и борьба за ее завоевание, удержание и использование выступает одним из ключевых аспектов политической жизни общества. С другой стороны, политика сопряжена прежде всего с формированием, объемом и функционированием власти. Понятно, что политика и власть взаимообусловлены причинно-следственной зависимостью.1

Политическая власть проявляется в том, что государство в лице всей своей системы органов посредством сил (управомоченных должностных лиц) и средств (законодательства, денег, техники и т.д.) оказывает воздействие (информационное, психологическое, регулятивное, физическое и т.д.) на поведение, деятельность и отношения людей, всего населения и общества. Целью такого воздействия является решение задач внутренней и внешней политики.Например, главной целью внутренней политики России в настоящее время является создание, формирование правового, демократического государства. Эта цель может быть достигнута только посредством решения соответствующих задач в экономической, политической, правовой, социальной и в других сферах жизнедеятельности общества. В каждой из этих сфер государство принимает соответствующие решения и информирует о них население, которые затем контролируются компетентными государственными органами и, в случаях их невыполнения, ненадлежащего выполнения, нарушения, для лиц их допустивших наступают неблагоприятные последствия. Такие последствия могут наступить не только в отношении так называемых «рядовых» граждан, но и в отношении должностных лиц органов публичной власти. Другой вопрос – насколько принимаемые государством решения эффективны, какие социальные последствия в результате их реализации наступят? Если решения государства не эффективны или повлекли за собой негативные социальные последствия, то в этом случае должны нести соответствующую юридическую ответственность должностные лица, их принявшие.

В отечественной правовой литературе термин «государственная власть» определяется неоднозначно.

Так, по мнению профессора Корельского Виктора Михайловича, «государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы».1

Профессор Афанасьев Владимир Сергеевич, данный термин определил «как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения».2

Профессор Комаров Сергей Александрович полагает, что «государственная власть – это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую власть, власть над обществом, – заключает автор, – называют публичной».3

Профессор Чиркин Вениамин Евгеньевич пишет, что «государственная власть – основной вид социальной власти в обществе: публичная власть. Обладающая суверенным характером, независимостью

от любой другой власти, осуществляемая непосредственно народом (например, на референдуме) или от имени народа (общества) представительными и иными органами государства».4

Несмотря на различия в приведенных определениях понятия государственной власти, смысл их в большинстве своем сводится к тому, что именно государство посредством своих сил и средств оказывает воздействие на все общество, управляет им с целью установления в нем порядка.

Другие социальные объединения (общественные организации, партии, профессиональные союзы, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, средства массовой информации, организованные преступные группы и т.д.), хотя и оказывают в той либо иной степени влияние на государственную власть, но все же не обладают такими свойствами (силой, средствами) и возможностями по управлению обществом. В этой связи государственная власть не может не быть неполитической, поскольку политика – это искусство управления государством, участие в делах государства.1Именно поэтому нельзя не согласиться с мнением профессора Байтина Михаила Иосифовича о том, что «термины «политическая власть» и «государственная власть», равно как и раскрывающие их определения, – синонимы. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, т.е. такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии».2

Разумеется, наряду с политической (государственной) властью существуют и иные виды социальной власти: власть родителей, власть религиозных организаций, власть общественных организаций, власть партий, власть организованных преступных групп и т.д. При всей разнородности и неоднозначности этих терминов можно отметить одно объединяющее их свойство – все они отражают отношения, в которых воля и действия одних превалирует над волей и действиями других в силу разных причин: убеждения, авторитета, верований, физической силы, страха. Но все эти виды социальной власти не являются политической властью, поскольку они представляют собой разновидности корпоративной1власти. Однако это отнюдь не означает, что идеология тех либо иных социальных групп не может оказывать влияние на сознание и поведение определенной части общества в большей или меньшей степени. Например, идеология партийных, религиозных организаций или преступных сообществ. Вместе с тем необходимо учитывать, что корпоративная власть, во-первых, по природе своей не может оказывать воздействие именно на все общество, население, находящиеся на территории государства и, во-вторых, не обладает такими возможностями влияния на общество, какими обладает государство. В истории человечества было немало примеров, когда те либо иные религиозные, партийные или преступные организации стремились захватить и захватывали именно государственную власть. Их интерес очевиден – получить доступ к политическим (государственным) ресурсам воздействия на общество и управления им с целью «хорошей» жизни.

Такими ресурсами воздействия являются: