Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
Подготовка проекта нормативно‑правового акта может осуществляться как по инициативе населения, общественных организаций, политических партий, так и по решению правотворческих органов. Независимо от того, кто является инициатором проекта – члены гражданского общества или государственные органы, – подготовка проекта нормативного правового акта составляет отдельную стадию правотворческого процесса. Обычно для подготовки проекта нормативно‑правового акта создается специальная группа – коллектив разработчиков (проектантов), состоящий из квалифицированных специалистов по теме проекта, работников государственных органов и др.
Суть и содержание подготовки проекта нормативно‑правового акта сводятся прежде всего к созданию определенной модели поведения субъектов общественных отношений в целях установления новых порядков или запрета общественных отношений, которые, по мнению правотворческого органа, мешают нормальному существованию и развитию общества и государства. Эта модель выражается в виде отдельной новой нормы или совокупности норм, которые закрепляют основные признаки моделируемого поведения таким образом, чтобы любое конкретное отношение было в них отражено во всех своих главных признаках и свойствах.
Например, одним из необходимых условий социализации личности является ее признание в качестве лица, способного своими действиями приобретать права и обязанности. Особенно важна правоспособность граждан в сфере пользования, владения и распоряжения имуществом и иными благами. Поэтому при проектировании Гражданского кодекса Российской Федерации был подготовлен ряд норм, которыми закреплялось определение дееспособности гражданина, устанавливался возраст, с которого возникает дееспособность в полном объеме, определялось содержание ограниченной дееспособности несовершеннолетних и порядок их эмансипации. В результате все связанные с определением дееспособности вопросы, которые могут возникнуть в процессе реализации права, оказались урегулированными правом. При проектировании были не только воспроизведены положения ранее действующего гражданского законодательства, но и подготовлены новые (например, по вопросам эмансипации несовершеннолетних).
Подобным образом осуществляется и проектирование всех иных институтов и норм права. При этом перед проектантами встают задачи поискового плана: 1) сформулировать эффективно действующие нормы права; 2) создать надежный механизм их реализации в конкретных отношениях; 3) согласовать нормы права с системой действующего законодательства.
Излагая содержание правовой нормы, проектанты должны исчерпывающим образом и предельно четко изложить все ее элементы: гипотезу, диспозицию и санкцию. При этом важно видеть их необходимую связь и не допускать принятия норм, которые не имели бы тех или иных частей. Недопустимо также вступать в противоречие с Конституцией РФ и с основополагающими принципами соответствующей отрасли права. В целях эффективного действия проектируемого акта следует закреплять в качестве объектов правоотношений такие материальные, социальные и иные блага, которые представляют реальную ценность для субъектов права и могут побудить их к реализации предоставленного законом правомочия. В действующем законодательстве имеется немало норм, не представляющих значительного интереса для граждан, иных участников правоотношений. Такие нормы, не обеспеченные инициативой управомоченного лица, его активными действиями по вступлению в конкретные правоотношения, реализуются достаточно редко и являются малоэффективными.
В процессе проектирования необходимо разрабатывать юридический механизм, способный обеспечить реальное действие проектируемых норм. Искусство проектантов в том и состоит, чтобы найти такие юридические средства, которые позволяли бы нейтрализовать негативные факторы и усиливали действие позитивных. В противном случае негативные факторы будут более действенны, нежели правовые средства. Соответственно результаты применения закона окажутся менее значимыми, чем планировал законодатель.
Проектирование норм права во многом осложняется тем, что они готовятся с учетом процессов и явлений, которые будут иметь место лишь впоследствии, в том числе благодаря проектируемым нормам. Нестабильность федерального законодательства как раз свидетельствует о недостаточном учете Государственной Думой исторической перспективы общественных отношений. Следовательно, чем точнее проектанты смогут спрогнозировать будущее, тем дольше и эффективнее будет действовать принятый ими закон.
Таким образом, процесс проектирования нормативно‑правового акта представляет собой сложную задачу, решение которой носит к тому же многовариантный характер. Избирается тот вариант правового регулирования, который, по мнению проектантов, является наиболее эффективным в данных конкретно‑исторических условиях. Другое дело, что проектанты не могут быть застрахованы от ошибок при выборе варианта правового регулирования, т. е. не исключена вероятность того, что будет избран не самый эффективный вариант. Характерно, что в разных государствах и даже в разных субъектах федеративного государства при правовом регулировании однотипных общественных отношений, как правило, принимаются различные его варианты.
Итак, правотворчество – это творческая интеллектуальная деятельность, направленная на разработку норм права, с принятием и действием которых вносятся новые элементы в правовое регулирование общественных отношений. По вступлении таких норм в действие реально меняется и само общество, его система социальных и правовых отношений. Нормы становятся неотъемлемым элементом практической деятельности, как отдельных людей, так и общества в целом.
Однако способность вносить изменения в реальный мир – характерная черта не только правотворчества, но и любой иной конструкторско‑проектировочной работы. Конструирование новых машин, механизмов, современной бытовой техники, проектирование зданий, сооружений представляет собой интеллектуальное творение реального мира. Этот процесс неизбежно предшествовал всем достижениям научно‑технического прогресса, которыми располагает современное общество. В настоящее время, когда решаются задачи планомерного и целенаправленного управления обществом, возникает настоятельная потребность в создании принципиально нового направления проектировочной работы – социального проектирования, основным предметом которого выступают как отдельные социальные явления и процессы, так и общество в целом.
Изложенное свидетельствует о том, что правотворчество по способам проектирования нормативно‑правовых актов, кругу решаемых задач и полученным результатам представляет собой разновидность социальной инженерии. Деятельность по проектированию норм права в общем и целом совпадает с трудом конструкторов и проектировщиков. Любая норма права представляет собой такой же результат творческой мысли, как и машина, здание, сооружение.
Правотворчество в теории права принято подразделять на два вида – законотворчество и подзаконное правотворчество. Предмет законотворчества – подготовка законов, т. е. актов, устанавливающих исходные первичные нормы правового регулирования, принятие которых осуществляется представительными органами государства. Подзаконное правотворчество же осуществляют органы исполнительной власти, подготавливая подзаконные нормативно‑правовые акты – указы главы государства, постановления и распоряжения правительства, приказы, инструкции и иные нормативно‑правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти. Законотворчество – более сложный процесс проектирования норм права по сравнению с подзаконным правотворчеством, но и в том и в другом случае правотворческая деятельность осуществляется по общим правилам, с применением одних и тех же приемов и способов подготовки проектов нормативно‑правовых актов.
Процесс проектирования нормативно‑правовых актов состоит из следующих четырех этапов:
1) подготовка концепции нормативно‑правового акта;
2) формулирование основных положений и структуры нормативно‑правового акта;
3) написание текста проекта;
4) проведение экспертизы подготовленного проекта.
Концепция нормативно‑правового акта представляет собой
письменный документ, в котором дается научное обоснование главных положений будущего проекта нормативно‑правового акта. В частности, в концепции излагаются недостатки действующих норм права, объективные причины, вызывающие потребность в совершенствовании этих норм права, цели проекта нормативно‑правового акта, основные способы и пути их достижения, результаты, которые могут быть получены при условии принятия предлагаемого варианта правового регулирования общественных отношений.
После того как разработчики проекта придут к консенсусу относительно понимания основных положений (концепции) проекта, начинается процесс непосредственной подготовки текста нормативно‑правового акта, проектирования конкретных правил поведения. На этой стадии закладываются основы будущего нормативно‑правового акта, хотя первый вариант проекта неизбежно будет дополняться и подвергаться существенным корректировкам. Однако для того чтобы считать работу успешно завершенной, подготовленный проект направляется на экспертизу квалифицированным специалистам, не принимавшим участия в его подготовке. Замечания и предложения экспертов учитываются разработчиками проекта по мере необходимости. Согласованный и одобренный разработчиками проект вносится на рассмотрение правотворческого органа. Разработчики также должны дать квалифицированную оценку альтернативным проектам, подготовленным другими творческими коллективами, если такие проекты будут представлены в правотворческий орган.
Правотворческая деятельность завершается принятием нормативно‑правового акта и его опубликованием в официальном источнике. Таким образом, деятельность по проектированию, принятию и опубликованию нормативно‑правового акта составляет единый правотворческий процесс, а лица, осуществляющие такую деятельность, признаются участниками процесса. Это могут быть как специалисты, проектирующие нормы права, участвующие в их экспертизе, так и лица, которые принимают нормативно‑правовой акт и публикуют его.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.