logo search
Lekcii_po_TGP

3. Теории происхождения государства

В научной литературе речь идет о многих теориях происхождения государства. К ним относятся:

теологическая

патриархальная

ирригационная

органическая

психологическая

договорная

классово-экономическая

теория насилия

расовая теория

инцестная

спортивная

патримониальная

диффузная

теория специализации

Многообразие теорий происхождения государства обусловлено тем, что,

во-первых, философы, мыслители, предлагавшие объяснения происхождения государства, жили в разные исторические эпохи и потому они использовали разный объем накопленных человечеством знаний.

Во-вторых, объясняя процесс возникновения государства, ученые исследовали для подтверждения своих идей различные регионы земли, отличающиеся своеобразием.

В-третьих, авторы односторонне воспринимали окружающую действительность и не учитывали многие иные факторы, влияющие на процесс происхождения государства.

В результате в литературе говорится о теологической, патриархальной, ирригационной, органической, психологической, договорной, классово-экономической теориях, теории насилия и многих других теориях происхождения государства.

Теологическая1теория происхождения государства. Одними из ее авторов были:

1) архиепископ Константинополя (Царьград, столица Византийской империи), представитель греческого церковного красноречия, византийский церковный деятель, православный богослов Иоанн Златоуст (344-407);

2) византийский философ Фома Аквинский (1226-1274, 13 век, соч. «О правлении властителей»);

3) игумен (ведущий, духовный чин, присваиваемый настоятелю православного монастыря) Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (в миру Иван Иванович Санин, 1439-1515);

4) французский философ Жак Маритен (1882-1973, основатель неотомизма – официальная философия католической церкви, религиозное обоснование современных естественнонаучных теорий, томизм – учение Ф. Аквинского).

Основные положения теории:

1) государство есть результат Божественного замысла;

2) государство образовалось в результате сложного исторического процесса и усложнения общественных связей, которыми руководит «Промысел Божий»;

3) государство возникло как необходимый элемент в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений пороков (греха);

4) государство сформировалось в результате последствий грехопадения прародителей, исказившее первозданную природу человека, его разум, его волю, не позволяющие падшему человеку принять полноту совершенного Божественного закона;1

5) государство вечно как и сам Бог;

6) государь наделяется Церковью правом повелевать людьми, и призван реализовать волю Бога на земле;

7) государство появляется вместе с монорелигией;

8) царь, отвечая перед Богом за вверенное ему государство, несет три обязанности – распространять учение Божье, создавать условия для благочестивой жизни людей, наказывать творящих зло.

Патриархальная2теория происхождения государства. Ее представители:

1) древнегреческие философы Платон (428-348 до н.э., соч. «Государство») и Аристотель (384-322 до н.э., соч. «Политика»);

2) английский ученый Роберт Фильмер (17 в. соч. «Патриарх»);

3) русский социолог Николай Константинович Михайловский (1842-1904).

Основные положения теории:

1) люди стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства;

2) государство возникло в результате разрастаний семей, соединения родов в племена, племен – в более крупные общности, народности;

3) государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха

Ирригационная3теория происхождения государства. Ее основателем считается немецкий ученый К. Витфогель (соч. «Восточный деспотизм»).

Основные положения теории:

1) в Древнем Египте на берегах Нила, в Шумере на берегах рек Евфрат и Тигр, в Древнем Китая на берегах Янцзы и Хуанхэ жили кочевые племена, которые затем перешли к оседлой жизни;

2) этому способствовал переход людей от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству;

3) для ведения земледелия и скотоводства требовалось орошать земли, что возможно было только путем создания ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и др.);

4) создание таких сооружений возможно было путем организации большого количества людей, которыми необходимо было управлять, руководить;

5) создание аппарата управления и послужило причиной происхождения государства.

Органическаятеория происхождения государства. Ее представителями были:

1) английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903, соч. «Позитивная политика»);

2) швейцарский юрист И. Блюнчли (1808-1881);

3) французский социолог Р. Вормс (1869-1926);

4) русский юрист Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920).

Основные положения теории:

1) общество функционирует подобно человеческому организму;

2) государство есть результат эволюции общества;

3) государство возникает одновременно с появлением людей и совершенно так же как и организм, растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает;

4) функции мозга выполняет правительство, системой пищеварения являются низшие классы (земледельцы, ремесленники), кровеносную систему составляют торговля, транспорт и иные средства сообщения.

Психологическаятеория происхождения государства. Эту теорию обосновывали:

1) французский социолог Г. Тард (1843-1904, соч. «Социальные законы»);

2) профессор Петербургского университета Николай Михайлович Коркунов (1853-1904);

3) английский ученый Д. Фрэзер (1854-1941);

4) австрийский ученый, врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939);

5) основатель психологической школы права, русский юрист Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931);

6) русский профессор М.А. Рейснер (1868-1928);

7) русский юрист Федор Федорович Кокошкин (1871-1918).

Основные положения теории:

1) психологически врожденная потребность людей жить вместе;

2) постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей культа, страх перед магической силой колдунов;

3) появление государства – результат особых свойств человеческой психики, в том числе стремление людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни;

4) государство создается посредством эмоций и переживаний людей;

5) государство появилось как результат подавления агрессивных влечений человека.

Договорнаятеория происхождения государства. Ее разработчиками были:

1) голландский юрист Гуго Гроций (1583-1645, соч. «О праве войны и мира»);

2) английский философ Томас Гоббс (1588-1679, соч. «Левиафан»1);

3) английский философ Джон Локк (1632-1704, соч. «Два трактата о правлении»);

4) французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778, соч. «Общественный договор»);

5) русский писатель, мыслитель Александр Николаевич Радищев (1749-1802).

Основные положения теории:

1) до возникновения государства люди жили в условиях так называемого естественного состояния, т.е. в положении «войны всех против всех»;

2) чтобы не уничтожить друг друга, люди договорились между собой о создании государства для обеспечения общего блага;

3) для этого они заключили общественный договор (договор всех со всеми), по которому люди отказались от части своих прав во имя спокойствия и стабильности;

4) эти права были переданы правящим, которые обязаны были обеспечить порядок как среди подвластных, так и защиту от нападения со стороны других племен;

5) общественный договор, который послужил основанием возникновения государства, представлял собой «состояние общества, когда люди добровольно объединились в государственно-организационную форму путем молчаливого признания необходимости учреждения некоего единого объединяющего всех центра».2

Классово-экономическуютеорию обосновали немецкие мыслители и общественные деятели Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), изложившие свои взгляды в совместных работах «Немецкая идеология» и «Манифест Коммунистической партии», а также в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В дальнейшем данная теория получила развитие в работах Владимира Ильича Ленина (1870-1924) «Государство и революция» и в лекции «О государстве».

Основные положения теории:

1) государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противоположные классы;

2) «государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим с собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожирали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, которая бы умеряла столкновение, держала в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство»;1

3) «так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса»;2

4) в результате появления избыточного продукта (частная собственность), который накапливался у определенной группы людей, старейшин, вождей, военачальников, постепенно в обществе сформировалось два класса – имущие (богатые) и неимущие (бедные);

5) для того, чтобы они не уничтожили друг друга, возникает необходимость в создании организации особого рода, которую назвали государством;

6) такая организация создается классом имущих и в его интересах принуждает класс неимущих;

7) государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку возникают классовые противоречия.

Теория насилияпроисхождения государства. Ее обосновывали:

1) немецкий философ Евгений Дюринг (1833-1921, соч. «Ценность жизни»);

2) австрийский ученый Людвиг Гумплович (1838-1909, соч. «Общее учение о государстве»);

3) немецкий философ Карл Каутский (1854-1938).

Основные положения теории:

1) государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим;

2) такое завоевание обусловлено необходимостью применения насилия по отношению к побежденному племени;

3) «племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе и всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати»;

4) «принудительный аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в государство»;1

5) между людьми возникают конфликты, их нельзя разрешить иначе, как посредством привлечения третьей силы, которую выполняет аппарат насилия;

6) без господства большинства над меньшинством не может возникнуть государство;

7) собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.2

В литературе называются также:

1) расовая теория (немецкий философ Фридрих Ницше, 1844-1900, соч. «Воля к власти», государство возникло благодаря установлению господства высших рас над низшими);

2) инцестная3теория (французский этнограф К. Леви-Стросс, соч. «Антропология», «Первобытное мышление», государство образовалось в результате установления запрета инцеста, поскольку требовался контроль за его соблюдением и необходимо было принуждение в силу его неисполнения);

3) спортивная теория (испанский философ Ортега-и-Гасет, 1883-1955, соч. «Восстание масс», «История как система», государство возникло в результате инициаций – посвящения с помощью физических упражнений – бег, прыжки, борьба, метание копья и т.д., которые организовывали и проводили специально выделенные старшие члены рода, ставшие затем управляющими);

4) патримониальная теория (французский ученый Галлер, 1768-1854, соч. «Реставрация политической науки», государство возникло из поземельной собственности, когда государь, король, царь владели землей, а их власть распространялась на всех, кто на этой земле проживал);

5) диффузная1теория (Гребнер, государство возникло в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался);

6) теория специализации (Т.В. Кашанина, государство возникло в результате специализации труда в экономической, политической (управленческой), судебной, законодательной, исполнительной, военной, идеологической, научной сферах).2