§ 5. Формы правовой политики.
Государственная правовая политика в зависимости от сферы воздействия подразделяется на следующие виды:
– законодательную (конституционная, уголовная, налоговая, семейно‑брачная и т. п.);
– правоприменительную;
– юридическую (политика в области юридической науки).
Осуществление законодательной политики государства (правоустановительная деятельность) в условиях демократического правового государства есть не только право государства, но и его прямая обязанность, отличающая данный тип государства от деспотии. Данного рода деятельность представляет собой процесс постоянного совершенствования действующего права в свете правовых принципов. Она, несомненно, должна соответствовать экономической и социальной политике, так как переводит на язык права потребности общественной жизни. Принятие заведомо финансово не обеспеченных законов, особо популярное в сфере социальной защиты, совершенно недопустимо в нынешних условиях. Курс на урезание системы льгот и привилегий не должен сочетаться с установлением новых субъектов и объектов льготного режима.
Правовую политику государства целесообразно также рассматривать как политический фактор, способствующий усилению позитивного отношения граждан к закону. В связи с этим можно выделить следующие действия государства: обеспечение доступности политической жизни, политического процесса для всех социальных слоев и групп населения; повышение престижа национальной политической и правовой системы на международной арене и внутри государства; более частое использование российской политико‑правовой символики.
Усиление влияния принципов демократии и правового государства в политико‑правовой жизни общества должно привести к появлению юридической, а не только политической ответственности за неоправданное и «вредное» законотворчество, за расходование средств на ненужные законы. Однако подобная перспектива в первую очередь зависит от укрепления правосудия.
В современной правовой политике России отмечается тенденция замены прогнозирования посредством федеральных программ на законодательно определенное прогнозирование. Одной из предпосылок этого стал характер самих программ, которые по инерции (как бы продолжая советскую практику) намечали недостижимые с позиций здравого смысла показатели. Сейчас ситуация меняется. Так, в Федеральном законе от 10 апреля 2000 г. № 51‑ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» подчеркивается, что данная программа является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования и направлена на решение вопросов, предусмотренных российским законодательством50. Статус закона, приданный Федеральной программе развития образования, по мнению законодателей, должен способствовать более ответственному и качественному ее выполнению органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В условиях федеративного государства правовая политика имеет два уровня: общефедеральная правовая политика и политика субъектов Российской Федерации по формированию собственной правовой системы. Поэтому одной из целей современной правовой политики Российского государства и его субъектов является урегулирование конфликтов между федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации. Здесь важно не только усиление вертикали исполнительной власти, но и уточнение вопросов функционирования ряда механизмов, призванных сглаживать трения внутри правовой системы федеративного государства.
В последнее время особую актуальность приобрела тема правовой реформы. Как известно, начало реформированию положили постперестроечные изменения в жизни общества. Сегодня вопрос состоит в определении темпов дальнейшего правового регулирования. Необходима постепенная замена практически всего законодательства, отягощенного советским наследием (КЗоТ РФ, ГПК РСФСР и т. д.). Законодатель в связи с этой потребностью стремится, как можно быстрее заполнить подчас мнимый правовой вакуум, в результате чего появляются слабые с точки зрения законодательной техники нормативные правовые акты. При этом особо негативным является оправдание подобных мер тем, что акт будет совершенствоваться по мере применения. Складывается парадоксальная ситуация: от изначально не способного выполнять регулятивные функции закона требуют эффективности.
Между тем замена старого права новым – это процесс сложный и болезненный для общества. Право не может быть просто отменено путем признания недействующими старых законов. В противном случае, когда новых законов еще нет или они фактически бездействуют, возможно возрождение старого права, которое будет играть реакционную роль, тормозить развитие новых общественных отношений. Вот почему так важны не только количественная сторона реформирования законодательства, но и его качество, выражающееся прежде всего в регулирующем потенциале.
Эмоциональная критика нынешней Конституции Российской Федерации и отдельных законов должна смениться серьезным обоснованием причин неэффективности законодательства и четким определением того круга объективных проблем, которые не только актуальны в обществе в данный момент, но и требуют именно правовой регламентации. Использование демагогических приемов на данном этапе развития российской демократии становится все более неэффективным. Российские граждане постепенно, с большим трудом, но осваивают ценности демократического общества. Заложены основы формирования гражданского общества, повышается авторитет прав и свобод личности. В российской и зарубежной науке отмечается как опасное явление возможность этатизации общества, одним из симптомов которой является расширение административной деятельности государства в ущерб правовой. Единственным выходом из данной ситуации может быть приведение деятельности государства в соответствие с буквой и духом Основного закона.
Политика в области прав человека направлена на повышение качества правовой защищенности личности. Важно не допустить, чтобы в условиях российской действительности права человека и гражданина остались лишь красивой, но не используемой мечтой. Поэтому акцент должен быть смещен с законодательного процесса, с создания декларативных актов в области прав человека на разработку механизма реализации этих прав. На первое место здесь выходят организационные средства реализации правовой политики. Ведь правовой нигилизм нельзя отменить законом, а можно лишь потеснить в результате эффективного действия всех правовых механизмов. Но и законодательство должно быть реформировано с учетом тех проблем, с которыми связан процесс реализации прав. Так, необходимо отказаться от абстрактного напоминания о гарантиях в данной области. В то же время следует закреплять прямые гарантии прежде всего в области защиты личных и социальных прав. Дальнейшее развитие законодательного регулирования прав граждан предполагает определение института правовой ответственности за нарушения или ущемления прав личности. Кроме того, реформирование посредством права всей политической системы общества предполагает развитие гражданских и политических прав и свобод, благодаря которым каждый гражданин превращается из объекта политического влияния (управления) в его субъект. Для придания демократическим процессам в обществе необратимого характера требуется большая гарантированность права граждан на информацию во всех его проявлениях.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.