logo search
V_M_Syrykh_Sotsiologia_prava_2014_g

§ 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.

Ориентированная на правовые ценности политика государства тесно связана с иными направлениями государственной деятельности, особенно в сфере экономической жизни общества. Так, Российскому государству для либерализации и оздоровления общества, искоренения наследия тоталитаризма потребовалось и проведение новой правовой политики, прежде всего проявившейся в преобладании частноправовых моментов в правовом регулировании.

Цель правовой политики состоит в создании эффективного механизма правового регулирования, в цивилизованном использовании юридических средств для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка, формирования правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности46.

Любое направление политики наряду с правовой частью имеет и организационно‑правовую составляющую (наградная политика, поощрительная, демократизация избирательной системы, альтернативная воинская служба и т. д.). Проблема состоит в том, считать ли эти действия частью правовой политики государства. При широком понимании правовой политики организационные меры есть часть правовой политики. Если же трактовать правовую политику узко, то организационные меры не следует включать в нее. Так, П.В. Коробов полагает, что уголовная политика государства осуществляется и организационными, техническими и иными средствами, но эта часть уголовной политики не является правовой политикой47.

Если рассматривать правовую политику широко, как деятельность государства по достижению значимых для права целей, реализации всех своих функций только в соответствии с правовыми ценностями, то всю эту деятельность можно «облачить» в двоякого рода одежды, в зависимости от преобладания тех или иных средств: «чисто» правовую и организационную. Там, где присутствует решение проблем путем обращения к правотворчеству, – это «чисто» правовая политика. Особенность юридических средств проявляется в том, что они четко и точно закреплены в нормах права. Это запреты, наказание, поощрение, договорное регулирование отношений, правовое стимулирование (льготы). Особую важность приобретает оптимальное сочетание различных средств и его соответствие целям правовой политики. Также важно определить, какие политико‑правовые цели могут быть достигнуты с помощью создания и применения норм права, а какие – с помощью иных внеправовых механизмов.

В ряде случаев принимаются властные решения, но без создания норм права, в итоге воздействующие на правовую действительность. Это – организационные, экономические, социологические (прогностические) вспомогательные средства правовой политики. Организационные рычаги правовой политики проявляются в реорганизации судебной системы, изменении требований к занятию адвокатской, нотариальной практикой. Одним из важнейших направлений правовой политики Российского государства является политика информатизации правовой сферы48. Организация доступа к правовой информации – прежде всего обязанность государства, участвующего в создании позитивного права и обеспечивающего его действие.

Экономическое средство правовой политики – повышение оплаты труда судей, законодателей, научных сотрудников правоведческих учреждений. Социологические (прогностические) средства предполагают планирование программ по развитию правовой системы, меры в области совершенствования юридической науки, повышения правового сознания и правовой культуры.

Правовое воспитание – неизменный атрибут правовой политики. Оно играет роль инструмента при проведении разнообразных мер по повышению правового сознания, необходимо на каждом направлении и этапе правовой политики. Учитывая, что правовой нигилизм представляет собой такое состояние общественного сознания, при котором в обществе сочетаются юридическая некомпетентность с негативной оценкой права, а противоправное поведение становится оптимально возможным вариантом поведения (стереотипом), необходим комплекс мер по преодолению синдрома «отторжения права».

Эффективность государственной политики при этом в первую очередь будет зависеть от согласованности мер, от уровня имеющейся правовой культуры всех субъектов политической системы общества, но прежде всего государства и его служащих. Ведь не является секретом недостаточно высокий уровень правового сознания представителей законодательной власти, правоприменителей. Заслуживают одобрения действия государства по повышению осведомленности граждан о действующей системе позитивного права, несмотря на то, что существуют проблемы с правовой информированностью государственных и муниципальных служащих, с качеством официальных публикаций текстов законов. Так, некоторые издательства неверно перепечатывают текст Конституции Российской Федерации, вплоть до того, что сообщают своим читателям о том, что мужчина и женщина имеют «не равные» права. С точки зрения типографской оплошности – не велика беда, но каким уродливым деформациям может подвергнуться правовое сознание доверчивого школьника, изучающего подобный «Основной закон» государства. Поэтому необходим более тщательный контроль за деятельностью всех субъектов в сфере правовой информации и популяризации права.

Повышению навыков правомерного поведения в большей степени способствуют меры поощрения за добросовестную уплату налогов, отсутствие «серой» бухгалтерии на предприятиях и т. п., тогда как постоянное обращение средств массовой информации к разнообразным вариантам обхождения закона не поднимает авторитет закона, а наоборот, ведет к правовому отчуждению. Современное состояние российского общества таково, что без государственной поддержки (в том числе и со стороны научного потенциала) понимание того, что существующий порядок несовершенен, может наступить не так скоро, как требуется.

Отраслевая правовая политика может существовать и в рамках законодательной политики (принятие разного рода нормативных правовых актов, систематизация законодательства), правоприменительной (деятельность органов внутренних дел, судов), юридической (научные исследования в различных областях). Но для достижения эффекта в этих сферах необходимо обеспечивать надлежащую материальную базу, привлекать общественность к участию в деятельности суда присяжных, реформировать систему правоохранительных органов с целью искоренения коррупции, взяточничества.

В условиях демократии государство не должно вмешиваться в жизнь гражданского общества, но оно обязано способствовать тому, чтобы она не препятствовала правовой деятельности государства, граждан и иных субъектов. В частности, от государства требуется проведение такой политики, которая бы свела на нет действие факторов, деформирующих законодательный процесс. Укрепление основ представительной демократии способствует уменьшению влияния частных, узкогрупповых интересов, замене стихийного лоббирования отдельных группировок (прежде всего промышленно‑финансовых, банковских групп, а иногда и отдельных органов государства) на партийно‑политическое опосредование интересов широких социальных слоев. В то же время лоббирование представляет собой один из способов, инструмент взаимодействия представительной власти с иными ветвями власти и общественными организациями. Лоббизм способен мобилизовать ресурсы гражданского общества на поддержку того или иного законопроекта или создать оппозицию ему, тем самым способствуя сплочению общества. В демократически развивающемся обществе посредством лоббирования осуществляется влияние и на управленческие решения, власть побуждается к более активным действиям, обращается внимание на незаслуженно обойденные вниманием проблемы.

Правовая политика общественных организаций может быть представлена как деятельность в связи с изменением и корректировкой государственной правовой политики (народная законодательная инициатива в Италии, лоббирование в правотворческой деятельности и в правоприменительной сфере, реализация форм прямой демократии, акции гражданского неповиновения, означающие неприятие либо действующего права, либо практики его применения, и т. д.). Также важна деятельность по изменению границ вмешательства государства в жизнь гражданского общества (расширение компетенции местного самоуправления, передача функций государства церкви или корпоративным организациям и т. д.).