logo search
03080413

Лекция 7. Государство и право средневековой Франции. Вопросы:

1. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии (IX–XIII вв.).

2. Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.).

3. Общественный и государственный строй Франции в период абсолютной монархии (XVII-XVIII вв.).

4. Право Франции в Средние века.

1. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии (IXXIII вв.).

Условно история феодального средневекового государства во Франции может быть разделе­на на следующие периоды:

Название «Франция» появилось лишь в X веке по имени области вокруг Парижа – Иль-де-Франс, хотя как самостоятельное государство Франция существует еще со времени раз­дела Франкской империи по Верденскому договору (843 г.) и выделения Западно-Франкского ко­ролевства, которому достались земли к западу от Рейна. Характерно, что процесс раздела сопровождался длительными междоусоб­ными войнами и стал начальным этапом политического дробления Гал­лии. Франция того времени представляла довольно странное сочетание из герцогств и графств, наиболее крупными и политически значимы­ми из которых были Нормандия, Бретань, Бургундия, Гасконь. Герцоги формально признавали себя вассалами короля, но фактически были независимыми. Поэтому последние Каролинги и пер­вые короли новой династии Капетингов были лишь крупными фео­далами, обладавшими особым титулом. Полновластными хо­зяевами они являлись только в своем домене (сеньории) – Парижской и Орлеанской областях. Однако короли не обладали тогда общегосударственными полномочиями («вассал моего вассала – не мой вассал»).

В период феодальной раздробленности королевство фактически делилось на многие независимые феодальные владения, причем в XI веке дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств. В полной мере сеньориальная власть принадлежала только главным сеньо­рам, которые сосредоточивали в своих руках административ­ную, судебную, законодательную, военную власть. Важные управленческие функции были сосредоточены в рамках се­ньориального двора. Таким образом, французское королевство было классическим примером ленной монархии1.

Со времени низложения Карла Толстого в 887 году королев­ская власть во Франции стала выборной. Во время царствования Капе­тингов (с конца X в.) короли старались обеспечить признание и коронова­ние своих наследников при жизни. Принятие короны проис­ходило в торжественном собрании феодалов – курии.

К X веку завершилось складывание двух основных социальных слоев феодального общества – сеньоров и зависимого крестьянства. К тому времени бене­фиций из пожизненного пожалования превратился в наследственную феодальную собственность – феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляе­мая королем, с характерной для нее системой вассалитета. Отноше­ния вассалитета строились на иерархической структуре земельной соб­ственности: номинально верховным собственником всей земли в госу­дарстве считался король – верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они, в свою очередь, также имели вассалов – более мелких феодалов, кото­рым жаловали земельные владения. Эта лестница состояла из следую­щих ступеней: наверху стоял король – сеньор; далее – пэры, то есть «равные королю» – герцоги и графы; ниже – вассалы и подвассалы (арьер-вассалы); на нижней ступени – простые рыцари, шевалье, не имевшие своих вассалов.

Важным элементом государственной системы был коро­левский двор, состоявший из министериалов (слуг короля) и его советников. В случае необходимости король собирал «ге­неральную курию» – баронов и епископов из своей области и всего королевства. До конца XII века главную роль при дворе играл сенешаль, который считался главой королевского дво­ра, командовал армией, подписывал государственные доку­менты и избирался из представителей наиболее знатных семей Франции. Некоторые исследователи сравнивают дол­жность сенешаля с полномочиями визиря в восточных стра­нах.

Зависимое крестьянство составляли сервы и вилланы. Однако согласно средневековой поговорке, «если повинности серва лежали на его личности, то повинности виллана – на его земле». Первоначально положение лично зависимых сервов было близко к положению позднеантичных рабов: часть сервов использовалась в качестве безземельных дво­ровых работников, а часть трудилась на выделенных им мелких земельных наделах. Сервы подчинялись судебно-административной власти своего сеньора, уплачивали ему поголовную (подушную) подать и оброк, исполняли барщину и были ограничены в следующих гражданских и хозяйственных правах: не имели права перехода из сеньории в сеньорию, отчуждения земельного держания, свободы наследования, а также выбора брачного партнера. Для вилланов, которые считались лично свободными держателями зем­ли, принадлежавшей феодалу, характерны отсутствие наследственных личных повинностей (их повинности касались не личности, а земельного надела), более широкие возможности отчуждения земель­ного держания, а также возможность переселения в другую вотчину, на свободные земли или в город.

Начиная с X века развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост насе­ления способствовали возникновению новых и возрож­дению старых, основанных еще римлянами, городов как центров ремесла и торговли. Правовое положение горожан еще мало отличалось от положения ос­тальных феодально-зависимых людей. Хотя, согласно другой средневековой французской поговорке «воздух города делал человека свободным»: достаточно было, например, беглому серву прожить один год и один день в черте городской коммуны, как он приобретал статус свободного горожанина.

В XII веке французскими королями предпринимаются пер­вые попытки по усилению своей власти и созданию центра­лизованного государства. Так, при Людовике VI было преодолено сопротивление вассалов внутри королевского домена, а в кон­це XII века короли стали активно использовать силу и влияние растущих городов в борьбе с крупными сеньорами. Тенденция централизации выразилась и в создании Коро­левского совета (курии). Туда входили не только преданные королю феодалы, но и «мелкие люди» из рыцарства и духовенства, многие из которых имели опыт практической работы в су­дебных и финансовых органах. При Людовике IX (XIII в.) Королевская курия реорганизуется в двухпалатную структуру, которая включала финансовую счетную палату и высшую судебную инстан­цию (Парижский парламент). Постепенно крупные феодалы перестают принимать участие в работе Парижского парламента, присутствуя лишь на его тор­жественных заседаниях. Их место заняли министериалы и легисты (профессиональные юристы). Легисты стремились проводить в правосудие принципы реципированного римского права, пропаган­дируя при этом идею неограниченной королевской власти.

Местное управление характеризовалось тем, что власть французского короля признава­лась только в его собственном домене, а в земельных владениях круп­ных феодалов были свои системы местного управления.

В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньори­альная юстиция – судебную власть между собой делили сеньоры, при­чем объем их судебных правомочий определялся ступенью иерархичес­кой лестницы, на которой они находились.

Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших во­енную службу, несением которой они были обязаны своим сеньорам. Основу войска составляли рыцари. В целях обороны король мог созывать и народное ополчение.

В XIII веке, когда значительно расширилась социальная база королевской власти, процесс централизации был закреплен серией реформ, которые связаны с государственной деятельностью Людовика IX Святого (1226–1270 гг.). К этому времени сфор­мировалось многочисленное сословие дворянства, чьим инте­ресам соответствовали централизация и установление силь­ной королевской власти. В поддержке короля были заинтере­сованы и города, боровшиеся против феодальных сеньоров.

Одной из наиболее значимых реформ была военная. Ее цель заключалась в замене феодального ополчения наемным войском и городской милицией. На них король опирался в борьбе против сепаратистов. В королевском домене запреща­лись частные войны между вассалами короля (к разряду част­ных войн были причислены дуэли и турниры). В других доме­нах вводилось правило «сорок дней короля» - срок, в течение которого феодалы, не начиная военных действий, должны были апеллировать к королю с просьбой о разрешении конфликта.

Людовик IX также про­вел мероприятие по улучшению качества французской моне­ты. Эта мера имела особое значение в условиях, когда светские и духовные феодалы (таковых насчитывалось по разным данным от сорока до восьмидесяти) чеканили свою монету, часто не соблюдая установленное соотношение драгоценного металла к общему весу монеты. Людовик IX ввел в своем домене единую монет­ную систему. В других областях полновесная королевская монета получи­ла распространение наряду с местными монетами и посте­пенно начала их вытеснять.

В ходе административной реформы возник институт коро­левских следователей. Они должны были контролировать на местах деятельность бальи и собирать королевских уполномо­ченных в ассамблеи, расследовать обвинения и приводить в исполнение приговоры.

С XIII века, благодаря реформе Людовика, высшей судебной инстанцией в домене короля становится уже упоминавшийся Парижский парламент. Он был организован в 1260 году из членов королевской ку­рии и королевских советников. Первоначальные функции королев­ского парламента совмещались с функциями королевского двора, но по­степенное возрастание роли парламента как центрального органа королевской юстиции усложнило его внутреннюю организацию. С XV века он уже подразделялся на четыре палаты:

1) великая, где разбира­лись только жалобы на решения низших судов;

2) следственная, где расследовались и решались особо крупные дела;

3) кассационная, где пересматривались решения низших королевских судов;

4) палата ба­шенки, где рассматривались особые уголовно-политические дела.

Исключительные вопросы рассматривались в общем собрании парламента. Парижский парламент рассматривался как основной суд королевства. Постепенно парламент начинает регистрировать королевские ордонансы, а в случае выявления несо­ответствий предъявлять королю возражения – ремонстрации на ордо­нансы. Компетенция Парижского парламента была неопределенной и по сути дела всеобщей, однако впоследствии создание территориальных парламентов ог­раничило компетенцию главного судебного органа Франции. Парламенты начали осуществлять надзор за низовыми судами.

Сеньориальная же юрисдикция осуществлялась феодалами согласно полученным ими иммунитетам. Феодальные суды могли быть высшими, средними, низшими. Так, мелкие феодалы имели право судить только за незначительные правонарушения, а феодалы, осуществлявшие «высокую» юстицию, облада­ли всей полнотой власти, символом которой были виселицы, стоявшие на границах их владений. Феодальный суд функ­ционировал согласно правилу «каждый должен судиться равным себе», которое, правда, распространялось только на свободное на­селение (крепостные судились своими господами).

Юрисдикции церковных судов во Франции подлежали не только священнослужители, но и светское население, имевшее какое-либо отношение к церкви: певчие церковного хора, учителя, крестоносцы в эпоху крестовых походов. Первой инстанцией был суд епископа, второй – суд архиепископа, третьей – суд примаса всего ко­ролевства, четвертой – суд папы и его уполномоченных.

В городах юрисдикция осуществлялась либо органами ме­стного самоуправления, либо королем в лице прево или ба­льи (в королевском домене), либо сеньорами в лице их упол­номоченных.