§ 4. Принципы правовой политики.
Принципы правовой политики закладывают основы, определяющие содержание деятельности государства по осуществлению правовой политики. При проведении любой политики, в том числе и правовой, в условиях демократического и правового государства необходимо, чтобы правовые принципы и ценности стояли над политикой, не были подвержены манипулированию со стороны государства.
Если придерживаться классификации принципов права, предложенной в трудах Л..С. Явича и Н.Н. Вопленко49, то правовая политика государства в первую очередь ориентируется на так называемые политические принципы права. Их специфика состоит в том, что они относятся к числу общесоциальных, а не специально‑юридических принципов. Общесоциальными же принципы называются потому, что фиксируют те идеи, которые производны от факторов экономической, политической, социальной динамики общества.
Принципы правовой политики производны от состояния политической системы общества, официально установленных правовых идеалов и практики их достижения. К их числу относятся: 1) связанность общими принципами права (справедливость, гуманность, обеспечение формального равенства и т. д.); 2) научная обоснованность;
3) соответствие принципам демократического общества; 4) соответствие международным стандартам в области прав человека; 5) реализм.
Принципы свободы и справедливости, являющиеся одновременно основой и целью правовой политики, предполагают, что не только действие правовых институтов свободно от вмешательства извне (например, неподвластность правовых норм религиозным ценностям в светском государстве) и общество оценивает существование этих институтов как справедливое, но и их становление проходило под прямым воздействием этих принципов. В противном случае может сложиться недопустимая для правового демократического государства ситуация, когда в становлении права используются неправовые методы.
Принципы демократии требуют от общества значительной самостоятельности в формировании собственной правовой системы. Важнейшим принципом демократического общества является принцип равенства, а для сферы правовой политики – принцип равноправия. Ориентированность политики на этот принцип означает, что государство и институты гражданского общества наравне несут ответственность за равенство прав граждан вне зависимости от каких бы то ни было социально значимых факторов. Конечно, полная реализация этого возможна лишь в условиях подлинно демократического государства с развитым гражданским обществом.
Принцип равенства имеет две важные для развития демократии составляющие. Первая – равенство стартовых возможностей, – достигаемое благодаря признанию и обеспечению реального пользования основными правами человека. Вторая – равенство юридических обязанностей. Не менее важны для осуществления правовой политики в демократическом обществе принципы разделения властей, многопартийности и политического плюрализма, гласности.
Ориентация правовой политики на принцип реализма означает отказ от идеологизированной, корпоративной оценки значения произошедших и происходящих в стране перемен для развития правовой системы.
Более детально вышеуказанные принципы раскрыты в ряде отраслевых законов. Так, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в ст. 2 к числу принципов государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования относит: непрерывность и преемственность процесса образования; интеграцию системы образования Российской Федерации в мировую систему высшего образования; государственную поддержку подготовки специалистов и приоритетных фундаментальных и прикладных научных исследований и т. д. В Федеральном законе «О науке и государственной научно‑технической политике» также определены принципы, на которых базируется «отношение государства к научной и научно‑технической деятельности».
Принципы правовой политики, как и принципы права вообще, должны рассматриваться в качестве непререкаемых ценностей на данном этапе развития общества и на достаточно отдаленную перспективу. Недостаточность опыта в их использовании не должна стать причиной их отвержения, нежелания субъектов политики использовать их потенциал в своей деятельности.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.