25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
Основной целью государственного регулирования экономики является выполнение задач, оказывающих содействие организации рынка, рыночно-конкурентных отношений, достижение экономических, политических, социальных и фискальных целей, направленных на поддержку и обеспечение рыночного порядка в стране, корректирование распределения ресурсов с целью влияния на хозяйственную структуру и структуру национального продукта.
К задачам государственного регулирования экономики Украины в условиях ее перехода к рыночному отношению относятся:
— обеспечение справедливого налогообложения;
— оказание содействия оптимальному ограничению суммы налогов, которые взимаются с предприятий, без резкого уменьшения доходной части бюджета;
— активизация производства товаров народного потребления с помощью экономических рычагов;
— обеспечение рационального природопользования;
— обеспечение социальной защиты населения;
— обеспечение сбалансированности всех отраслей хозяйственного комплекса;
— обеспечение повышения уровня занятости населения;
— стимулирование развития ресурсе- и энергосберегающих производств;
— защита экономических интересов украинской экономики, отечественного товаропроизводителя;
— поощрение конкуренции;
— ограничение монополизма;
— оказание содействия удовлетворению первоочередных потребностей населения в товарах и услугах;
— создание разветвленной инфраструктуры и т. п.
Функции можно определить как основные направления деятельности субъекта, осуществление которых приводит к достижению целей деятельности.
Необходимость решения указанных задач обусловливается такими факторами:
325
>>>326>>>
— необходимостью чрезвычайных мер, направленных на финансовое оздоровление хозяйства;
— необходимостью адаптации экономики и системы управления;
— необходимостью проведения активной социальной политики с целью смягчения экономических последствий изменения системы хозяйствования;
— необходимостью проведения структурной политики;
— необходимостью проведения антимонопольной политики.
В частности, серьезную обеспокоенность вызывает недостаточная защищенность прав человека в условиях перехода к рынку, необходимость определенной адаптации значительной прослойки населения (пенсионеров, работников невысокой квалификации и т. п.).
В целом можно сделать вывод, что вмешательство государства в рыночные отношения необходимо и оправдано — если речь идет о разумных пределах1.
Вместе с тем нельзя игнорировать и то обстоятельство, что весьма активное и продолжительное вмешательство государства в экономику может быть вредным. В особенности, если такое вмешательство является многолетней, стойкой традицией и основывается на монополии государственного управления. Кроме того, необходимо постепенно суживать сферы административно-правового управления экономическими отношениями и изменять формы государственного влияния на связи субъектов, ведущих хозяйство2.
Исходя из этого, следует обратить внимание на такое явление, как монополизм государственного управления.
В литературе неоднократно отмечалось, что условием создания и функционирования рынка является преодоление монополизма производителей, предпосылкой чего, в свою очередь, служит конкуренция, экономическое соревнование3.
С этим, безусловно, следует согласиться. Вместе с тем, кроме монополизма производителей, при системе хозяйства, основывающейся на государственной собственности на средства производства и соответственно — на монопольной системе управления производством, распределением и перераспределением материаль-
1Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. — 1993. — № 6. — С. 104-105.
2Юсупов В. А. Актуальные проблемы административного права // Советское государство и право. — 1991. — № 11. — С. 36.
3Мамутов В. К. Правовое обеспечение условий для развития соревнования в экономике // Государство и право. — 1992. — № 8. — С. 56-64; Аникина Н. В. К разработке советского антимонопольного законодательства // Советское государство и право. — 1990. — № 10. — С. 31-37.
326
>>>327>>>
ных благ, возникает монополизм особого рода — монополизм на управление или монополизм государственного управления экономикой.
Интересно, что этот особый вид монополизма породил и особый вид конкуренции. Это не конкуренция между товаропроизводителями за то, чтобы произвести товаров больше и лучшего качества, а конкуренция между ведомствами за капитальные вложения, за дополнительные средства и фонды. В условиях государственной монополии на организацию управления, планирования и т. п. предприятия-производители соревнуются не за покупателя товаров и услуг, а за то, чтобы органами государственного управления был установлен невысокий план, а также высокие цены, которые разрешают при минимальной производственной и коммерческой активности выполнить поставленную задачу. Вследствие такой конкуренции между производителями, возникает еще один противоестественный вид конкуренции, характерный для ситуации, когда «рынок» работает не на потребителя, а на производителя. Это — конкуренция между покупателями товара, продукции и между потребителями услуг1.
Безусловно, такой вид «конкуренции» не может считаться нормальным.
Попытки преодолеть монополизм управления экономикой или во всяком случае смягчить его отрицательные последствия в истории Советского государства осуществлялись неоднократно, причем не только в периоды «реформации», но и в так называемые, «застойные времена».
В частности, неоднократно говорилось о необходимости расширения прав хозяйствующих субъектов. Для того, чтобы смягчить централизацию управления (то есть, фактически, хотя бы немного уменьшить монопольные начала в этой сфере), в свое время были созданы хозяйственные системы.
Однако само по себе включение управленческого аппарата в состав хозяйственных систем ничего практически не дало, разве что деятельность органов управления систем начали причислять к производственно-хозяйственной.
Указанная проблема обострялась тем, что монополизм государственного управления, объединенный с делегированием государством тех или других полномочий определенным государственным органам, соединялся с коллизией «узковедомственных» и «местнических» интересов, которые не мог преодолеть и «политический подход» к решению хозяйственных вопросов.
В середине 80-х годов шел поиск путей выхода из сложившейся ситуации, но следует отметить, что и широкомасштабный эконо-
1Рубин Ю, Шустов В. От монополии — к рыночной экономике // Хозяйство и право. — 1990. — № 6. — С. 50.
327
>>>328>>>
мический эксперимент1, и введение «полного хозяйственного расчета»2, и ряд мер, направленных на повышение качества продукции3, и усовершенствование структуры управления, и попытка соединить централизованное управление с расширением самоуправления не дали желаемого результата.
Унаследованная политическая система, сам тип управления делали невозможными кардинальные реформы по преодолению старых основ деятельности государства в этой сфере. Не оправдались общественные ожидания результатов государственного управления и реформ в этой сфере, что обусловливалось недостаточной последовательностью осуществляемых мероприятий. В качестве таких недостаточно завершенных шагов можно привести, например, Закон СССР о государственном предприятии (объединении) 1987 года4, на который возлагалось немало надежд, но который так и не повлиял существенным образом на правовое положение предприятий.
Причиной этих неудач, по нашему мнению, является то, что при сохранении центральных органов государственного управления экономикой (то ли в масштабах СССР, как это было раньше, то ли в масштабах Украины или даже в масштабах отдельных регионов или отдельных областей) сохраняется монополия управления. Причем эта монополия сохраняется независимо от того, реализуются ли властные полномочия непосредственно министерством, или они делегированы органу министерства, ведомства определенного регионального уровня.
По нашему мнению, преодоление монополизма государственного управления может осуществляться в двух направлениях. Одно из них связано с плюрализмом субъектов предпринимательской деятельности, расширением реальных прав государственных предприятий, созданием равных условий для предприятий (предпринимателей) всех форм собственности. Причем, если государственные предприятия требуют реального расширения прав, то для негосударственных предприятий необходимости в этом нет, поскольку они с самого начала должны быть свободны в определении круга своих прав в пределах действующего законодательства.
1Общую характеристику и проблемы этого эксперимента см., например: Крупномасштабный экономический эксперимент: организационно-правовые и экономические проблемы (круглый стол журнала «Советское государство и право») // Советское государство и право. — 1985. — № 6. — С. 42-64.
2Басин Ю. Г. Правовая модель хозяйственного расчета // Советское государство и право. — 1988. — № 4. — С. 50-57.
3Опрышко В. Ф. Государственная приемка продукции: организационно-правовые вопросы // Советское государство и право. — 1988. — № 6. — С. 69-77.
4Закон в государственном предприятии (объединении): Научно-прак-тич. комментарий. — К., 1989.
328
>>>329>>>
Другое направление преодоления монополизма управления экономикой состоит, по нашему мнению, в создании реальных альтернативных возможностей для конкуренции предприятий государственного и негосударственного секторов экономики, создании альтернативных систем материально-технического обеспечения, рынка ценных бумаг и ресурсов, изменении системы планирования государственного сектора экономики, изменении системы государственных заказов — переводе их на принцип установления реальных прав и обязанностей государственных органов-заказчиков и производителей.
Реализация целей и задач государственного управления осуществляется с помощью целой системы функций, то есть взаимосвязанной совокупности стандартизированных действий субъекта управления, которые нормативно регулируются и контролируются уполномоченными государственными и социальными институтами.
Функции государственного регулирования экономики — это та роль, которую выполняет государственный аппарат (управляющая система или ее элементы) для того, чтобы направить, организовать общественную жизнедеятельность, оказать на нее влияние для достижения поставленных целей. В функциях государственного управления обнаруживается его сущность1.
Функции государственного регулирования экономических процессов определяются с учетом тезиса о возрастании значения этой деятельности с точки зрения экономических и социальных последствий решений, которые принимаются.
Первая функция государственного регулирования в этой сфере состоит в анализе и оценке экономических процессов с целью выявления фактического состояния регулируемой экономической системы. Эта функция осуществляется путем систематического проведения мониторинга по данным статистики и непосредственного исследования экономических процессов на предприятиях, фирмах с учетом действия факторов рыночного и институционного регулирования. При этом используются первичные и производные показатели: валовый внутренний продукт, рентабельность, соотношение спроса и предложений, капитальные вложения и их структура, удельный вес убыточных предприятий, численность трудовых ресурсов, численность безработных и т. п.
Ко второй функции относится прогнозирование тенденций развития экономических процессов, которое основывается на их анализе. Разработка прогноза ожидаемых изменений состояния экономики на этом уровне ведется в два этапа. На первом — рассчитываются ожидаемые показатели при сохранении существующих
1Государственное управление: основы теории и организации: Учебник / Под ред. В. А. Козбаненко. — М., 2000. — С. 407.
329
>>>330>>>
внешних условий (конъюнктуры рынка и политики институционного регулирования), а также внутренних факторов (структурных и технологических изменений); на втором — с учетом возможных изменений. Каждый из прогнозов может сопровождаться оценкой возможных экономических и социальных последствий.
Третья функция — стратегическое планирование развития экономики. Ее целью является определение, обоснование и принятие решений по избранию приоритетных направлений положительного изменения динамики экономических процессов путем осуществления мероприятий антикризисного регулирования для обеспечения курса экономического роста в прогнозируемом периоде. Приоритетное значение здесь принадлежит таким направлениям, как приватизация, конверсия предприятий, то есть переориентация на выпуск продукции, пользующейся спросом, развитие информационных, инновационных и других инфраструктур.
Четвертая функция состоит в организации процессов экономического регулирования, то есть в разработке и усовершенствовании экономических механизмов. Экономические механизмы выражают экономическую технологию, то есть последовательность операций влияний на процессы в экономике.
Пятая функция — это реализация проектных решений, основной формой которой является разработка и утверждение программ введения новых хозяйственных механизмов и корректирование существующих. Процесс реализации этих решений с необходимым информационным, методическим, программным обеспечением после соответствующего утверждения вводится в действие. При этом анализируемая функция в порядке обратной связи служит основанием для контроля за процессом реализации решений и соответствующего корректирования первой функции — анализа и оценки экономики.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856