logo search
Administrativnoe_pravo_Ukrainy_Uchebnik

27.2. Финансовый контроль

Среди видов государственного специального контроля особая роль принадлежит финансовому контролю.

Финансовый контроль — это деятельность уполномоченных органов и их должностных лиц по проверке соблюдения требований законодательства в сфере финансовой деятельности и применению, в предусмотренных законом случаях, соответствующих мер воздействия. Финансовый контроль можно рассматривать и как стадию управления финансами.

Финансовый контроль классифицируется по разным критериям: по функциональному характеру, содержанию, объектам, субъектам, временами, формам и методам проведения и т. п.

По времени финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль предшествует осуществлению финансово-хозяйственной операции. Он направлен на предупреждение правонарушений, предотвращение принятия необоснованных управленческих решений. Он осуществляется при составлении планов, смет, соглашений, при утверждении и подписании распорядительных и исполнительных документов. Этот наиболее важный и эффективный вид контроля для предупреждения финансовых правонарушений.

Текущий финансовый контроль имеет оперативный характер, он осуществляется в процессе финансово-хозяйственной деятельности руководителями и соответствующими службами предприятий. Главная его цель — прекратить правонарушения, не допустить их.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения финансово-хозяйственных операций, после окончания отчетного периода. Его цель — установить правильность, законность и целесообразность финансово-хозяйственной деятельности.

По источникам проверки финансовый контроль делится на документальный и фактический. Документальный контроль осуществляется путем проверки документов.

Фактический финансовый контроль осуществляется путем проверки фактического наличия средств и ценностей предприятий и организаций, объема выполненных работ, услуг и т. п.

В Украине отсутствует единая система органов финансового контроля как совокупность элементов, взаимосвязь и упорядоченность которых позволяет рассматривать их как целостность.

Действующие ныне органы финансового контроля в структурном отношении представлены несколькими подсистемами, которые не объединены в единую систему, хотя они и взаимодействуют в предусмотренных законодательством случаях.

354

>>>355>>>

Понятие «система органов финансового контроля» отличается от понятия «система финансового контроля».

Под системой органов финансового контроля понимают ее структурное построение. Это понятие означает совокупность органов, осуществляющих финансовый контроль, в их взаимосвязи и взаимодействии.

Система финансового контроля включает такие элементы: нормативную базу, которая регулирует деятельность в этой сфере, органы финансового контроля, процедуру его осуществления и практику правоприменения.

Процесс финансового контроля — это совокупность последовательных действий, осуществляемых уполномоченным органом (или лицом) относительно проверки законности при проведении подконтрольным объектом финансовой деятельности. Он состоит из определенных последовательных стадий, а именно:

— выбор объекта контроля, определение цели и средств осуществление контроля;

— проверка или наблюдение, с помощью которых обнаруживается фактическое состояние объекта;

— анализ результатов контроля, их оценка и принятие решений по результатам контроля;

— выполнение предписаний субъектов контроля.

Каждая стадия процесса должна иметь соответствующее документальное отображение, которое детально регулируется законодательством.

Финансовый контроль осуществляется в определенных формах. Форма — это внешнее выражение содержания. Основными формами финансового контроля являются: тематическая проверка, ревизия, обследование, но нужно отметить и такие, как наблюдение, сбор информации, ее уточнение и др.

При осуществлении финансового контроля применяются как общенаучные методы — анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и сравнение, так и специальные методы — встречная проверка, инвентаризация, контрольный обмер, счетная проверка и др.

Выбор форм и методов зависит от того, какие цели и задачи стоят перед контролирующим органом, а также от специфики деятельности подконтрольного объекта и от других условий.

Контрольные действия уполномоченого органа при осуществлении финансового контроля отражаются в соответствующих документах, которые в предусмотренных законодательством случаях связаны с применением мер государственного принуждения, то есть с осуществлением юрисдикционных полномочий, которые можно классифицировать в зависимости от конкретного назначения, организационно-правовых форм, конкретных субъектов и др.

355

>>>356>>>

В связи с этим целесообразно выделить: а) производство по делам о финансовых (налоговых и других) правонарушениях; б) производство по жалобам на незаконные действия должностных лиц органов финансового контроля.

Финансовый контроль в Украине осуществляется уполномоченными субъектами.

Среди органов финансового контроля следует выделить органы государственного управления общей и специальной компетенции. Рассмотренные выше органы государственного управления финансами являются одновременно и органами финансового контроля общей компетенции. К органам государственного управления специальной компетенции в сфере финансового контроля относятся государственная налоговая служба и государственная контрольно-ревизионная служба. Особая роль принадлежит органам государственной таможенной службы Украины.

Государственная налоговая служба Украины является основным органом финансового контроля в сфере формирования государственных фондов денежных средств, которые обеспечивают функционирование государства.

Согласно Закону Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 5 февраля 1998 года она представлена тремя уровнями: первый уровень — Государственная налоговая администрация Украины; второй уровень — государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе; третий уровень — государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах. Государственной налоговой администрации Украины предоставлено право в случае необходимости в зависимости от количества налогоплательщиков и других местных условий создавать межрайонные (на два и больше района) и объединенные (на город и район) государственные налоговые инспекции.

Основными задачами государственной налоговой службы являются: ведение учета налогоплательщиков — юридических и физических лиц; осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства; предотвращение налоговых правонарушений, отнесенных к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, прекращение, расследование и производство по делам об административных правонарушениях; принятие в предусмотренных законом случаях нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения; внесение предложений относительно усовершенствования налогового законодательства; разъяснение среди налогоплательщиков законодательства по вопросам налогообложения.

Для выполнения поставленных задач Законом предусмотрена координация деятельности органов государственной налоговой

356

>>>357>>>

службы Украины с финансовыми органами, органами Государственного казначейства Украины, органами службы безопасности, внутренних дел, прокуратуры, статистики, государственными таможенной и контрольно-ревизионной службами, другими контролирующими органами, учреждениями банков, а также с налоговыми службами других государств.

Государственная контрольно-ревизионная служба является специальным органом финансового контроля, созданным при Министерстве финансов Украины и ему подчиненным.

Структура государственной контрольно-ревизионной службы состоит из таких звеньев: Главное контрольно-ревизионное управление Украины, контрольно-ревизионные управления в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионные подразделения (отделы, группы) в районах, городах и районах в городах.

Деятельность государственной контрольно-ревизионной службы регулируется Конституцией Украины, Законом Украины от 26.01.1993 г. «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» (с изменениями и дополнениями), другими законодательными актами, а также актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Министерства финансов.

Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление контроля за сохранением и расходованием средств и материальных ценностей, за состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов.

При осуществлении своих полномочий государственная контрольно-ревизионная служба координирует свою деятельность с местными советами, органами исполнительной власти, финансовыми органами, государственной налоговой службой, другими контролирующими органами, органами прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности.

Особую роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Государственной таможенной службе Украины. В соответствии с Законом Украины «О таможенном деле в Украине» контрольные функции таможенных органов в сфере финансов имеют два направления: а) осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства при перемещении через таможенную границу Украины; б) осуществление вместе с Национальным банком Украины комплексного контроля за валютными операциями.

Финансовый контроль осуществляется таможнями при перемещении через таможенную границу денежных средств, соответствующих документов, в том числе валютных, и ценностей, при

357

>>>358>>>

начислении и взыскании таможенной пошлины и предусмотренных законодательством таможенных сборов. Таможни контролируют уплату налога на добавленную стоимость и акцизного сбора субъектами внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через таможенную границу Украины.

Государственная политика в сфере финансового контроля направлена на обеспечение законности.

Содержанием законности является суровое, неуклонное соблюдение и выполнение правовых норм всеми участниками общественных отношений: как контролирующими органами и их должностными лицами, так и подконтрольными. Любая из сторон имеет определенные законодательством субъективные права и обязанности, составляющие содержание правоотношений. Законные интересы каждой стороны должны быть надежно защищены.

С этой целью принят ряд нормативных актов, создающих соответствующие механизмы защиты интересов каждой из сторон.

Конституция Украины в ст. 55 гарантирует каждому право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.

Кроме судебного порядка, законодательство предусматривает и административный порядок обжалования.