26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
В последнее время наметились положительные сдвиги в сфере легализации и лицензирования, обусловленные принятием:
— Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 1 июня 2000 года;
— Указа Президента Украины «О внедрении единой государственной регуляторной политики в сфере предпринимательства» от 22 января 2000 года;
— Указа «О внедрении разрешительной системы в сфере предпринимательской деятельности»2от 20 мая 1999 года;
— Положения Кабинета Министров Украины «О государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства», утвержденного Указом Президента Украины от 25 мая 2000 года.
Принятые Верховной Радой Украины перечисленные законы, постановления Правительства и указы Президента закрепляют основные принципы ограничения (лицензирование), осуществления определенных видов предпринимательства, структуру органов легитимации и лицензирования, а также определяет лицензионные условия, механизм легитимации и выдачи лицензий, их аннулирование и тому подобное. С целью более успешного выполнения законов, указов, постановлений по вопросам предпринимательской деятельности 1 июня 2000 года был принят Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», который упорядочивает разрешительную систему в сфере хозяйственной, в том числе предпринимательской деятельности, он является единым законом прямого действия в сфере лицензирования. В административно-правовом регулировании экономи-
1Гу Хо Ом. Государственное регулирование экономики на современном этапе (теоретический аспект). — М., 1993.
2Бюлетень законодавства і юридичної практики. — К., 2000. — № 9.
339
>>>340>>>
ческой сферы применяются, кроме лицензирования, такие средства как стандартизация, квотирование, выделение бюджетных ассигнований, расчет тарифов, ценовая политика и др.
Лицензирование, как определяет закон — это, выдача, переоформление и аннулирование лицензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжений об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования.
Лицензия — документ государственного образца, который удостоверяет право лицензиата на проведение указанного в нем вида хозяйственной деятельности на протяжении определенного срока при условии выполнения лицензионных условий.
Предисловием лицензирования предпринимательства является регистрация и выдача лицензии на соответствующий вид деятельности. С этого момента предприниматель в праве заниматься указанным видом деятельности. Лицензирование осуществляется исключительно по воле субъекта предпринимательства, и никто не может его заставить это делать. Основными принципами государственной политики в сфере лицензирования являются:
— обеспечение равенства прав, законных интересов всех субъектов хозяйствования;
— защита прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан, защита окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства;
— установление на территории Украины единого порядка лицензирования видов хозяйственной деятельности;
— установление единого перечня видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию.
Лицензирование не может использоваться для ограничения конкуренции в проведении хозяйственной деятельности.
Основные направления государственной политики в сфере лицензирования определяет Верховная Рада Украины, а реализацию государственной политики в этой сфере осуществляет Кабинет Министров Украины и специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, а также органы исполнительной власти, определенные Кабинетом Министров Украины и специально уполномоченные исполнительные органы советов, уполномоченные проводить лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности.
Согласно Закону на специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования возложены вопросы разработки основных направлений развития лицензирования. Кроме этого он в границах своих полномочий:
340
>>>341>>>
— разрабатывает проекты нормативно-правовых актов по вопросам лицензирования;
— согласовывает проекты нормативно-правовых актов по вопросам лицензирования, которые разрабатываются и принимаются органами исполнительной власти;
— обобщает практику применения нормативно-правовых актов по вопросам лицензирования;
— осуществляет надзор за соблюдением органами лицензирования и лицензиатами законодательства в сфере лицензирования и дает разъяснения относительно его применения;
— осуществляет методическое руководство, информационное обеспечение деятельности органов лицензирования;
— определяет формы документов в сфере лицензирования и правила их оформления;
— утверждает совместно с органами лицензирования лицензионные условия проведения определенного вида хозяйственной деятельности и порядок контроля за их соблюдением;
— формирует экспертно-апелляционный совет;
— организовывает подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов по лицензированию;
— ведет Единый лицензионный реестр;
— организовывает заказ, снабжение, учет и отчетность расходования бланков лицензий;
— выдает распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжения об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования;
— осуществляет разработку учебных программ, методических рекомендаций и пособий; устанавливает порядок подготовки и аттестации специалистов по лицензированию.
Для осуществления своих полномочий специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования имеет свои территориальные органы, которые действуют на основании положений, которые утверждаются специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования.
Распоряжения специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, принятые в границах его компетенции, являются обязательными к выполнению органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами всех форм собственности, а также физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности.
Орган лицензирования:
— обеспечивает выполнение законодательства в сфере лицензирования;
— утверждает совместно со специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования лицензионные уело-
341
>>>342>>>
вия проведения определенного вида хозяйственной деятельности и порядок контроля за их соблюдением;
— выдает и переоформляет лицензии, выдает дубликаты лицензий на определенный вид хозяйственной деятельности, принимает решение о признании лицензий недействительными;
— осуществляет в границах своей компетенции контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий;
— выдает распоряжение об устранении нарушений лицензионных условий;
— аннулирует лицензии на определенный вид хозяйственной деятельности;
— формирует и ведет лицензионный реестр.
Орган лицензирования, которым является центральный орган исполнительной власти, осуществляющий предусмотренные этой статьей полномочия, может делегировать их своим структурным территориальным подразделениям.
Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» устанавливает перечень таких видов хозяйственной деятельности, и этот перечень не может быть расширен другими нормативными актами.
Согласно этому Закону лицензированию подлежат такие виды хозяйственной деятельности:
1) поиск (разведка) полезных ископаемых;
2) производство, ремонт огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, холодного оружия, пневматического оружия калибра свыше 4,5 миллиметра и скорости полета шара свыше 100 метров в секунду, торговля огнестрельным оружием и боеприпасами к нему, холодным оружием, пневматическим оружием калибра свыше 4,5 миллиметра и скорости полета пули свыше 100 метров в секунду;
3) производство взрывных веществ и материалов (по перечню, который определяется Кабинетом Министров Украины);
4) производство особо опасных химических веществ (по перечню, который определяется Кабинетом Министров Украины);
5) добыча урановых руд;
6) добыча драгоценных металлов и драгоценного камня, драго-
ценного камня органогенного образования, полудрагоценного камня;
7) производство драгоценных металлов и драгоценного камня, драгоценного камня органогенного образования, полудрагоценного камня;
8) изготовление изделий из драгоценных металлов и драгоценного камня, драгоценного камня органогенного образования, полудрагоценного камня, торговля изделиями из драгоцен-
342
>>>343>>>
ных металлов и драгоценного камня, драгоценного камня органогенного образования, полудрагоценного камня;
9) производство лекарственных препаратов, оптовая, розничная торговля лекарственными препаратами;
10) производство ветеринарных медикаментов и препаратов, оптовая, розничная торговля ветеринарными медикаментами и препаратами;
11) производство пестицидов и агрохимикатов, оптовая, розничная торговля пестицидами и агрохимикатами;
12) производство специальных средств, заряженных веществами слезоточивого и раздражительного действия, индивидуальной защиты, активной обороны;
13) разработка, изготовление специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, иных средств негласного получения информации, торговля специальными техническими средствами для снятия информации с каналов связи, иными средствами негласного получения информации;
14) разработка, производство, использование, эксплуатация, сертификационные опробования, тематические исследования, экспертиза, ввоз, вывоз криптосистем и средств криптографической защиты информации, предоставление услуг в области криптографической защиты информации, торговля криптосистемами и средствами криптографической защиты информации;
15) разработка, производство, внедрение, сертификационные опробования, ввоз, вывоз голографических защитных элементов;
16) разработка, производство, внедрение, обслуживание, исследование эффективности систем и способов технической защиты информации, предоставление услуг в области технической защиты информации;
17) изготовление бланков ценных бумаг, документов строгой отчетности;
18) транспортирование нефти, нефтепродуктов магистральным трубопроводом, транспортирование природного и нефтяного газа трубопроводами и его распределение;
19) снабжение природного газа по регулированным, по неурегулированным тарифам;
20) сохранение природного газа в объемах, которые превышают уровень, устанавливаемый лицензионными условиями и др.
Согласно ст. 2 действие этого Закона распространяется на все субъекты хозяйствования, кроме банковской, внешнеэкономической деятельности, каналов вещания, электроэнергетики и использования ядерной энергии, интеллектуальной собственности — лицензирование в которых осуществляется в соответствии с законами, регулирующими отношения в этих сферах.
343
>>>344>>>
Кроме этого ст. 4 Закона Украины «О предпринимательстве»1 устанавливаются некоторые ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности связанной:
— с оборотом наркотических препаратов, психотропных веществ, их аналогов, которая осуществляется согласно Закону Украины «Об обороте в Украине наркотических препаратов, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров»;
— с изготовлением и реализацией военного оружия и боеприпасов к нему, добычей янтаря, охраной отдельных особо важных объектов права государственной собственности, перечень которых определяется в установленном Кабинетом Министров Украины порядке, а также деятельность, связанная с проведением криминалистических, судебно-медицинских, судебно-психиатрических экспертиз и др.
— с техническим обслуживанием и эксплуатацией первоначальной сети (кроме городской связи) и спутниковых систем телефонной связи в сетях связи общего пользования и др.
Лицензия выдается на основе заявления субъекта хозяйствования, с которым он обращается в соответствующий орган лицензирования. В заявлении о выдаче лицензии отмечаются такие данные:
— сведения о субъекте хозяйствования — заявителе:
— наименование, местонахождение, банковские реквизиты, идентификационный код — для юридического лица;
— фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер паспорта, кем и когда выдан, местожительство), идентификационный номер физического лица — плательщика налогов и иных обязательных платежей — для физического лица;
— вид хозяйственной деятельности, указанный согласно статьи 9 этого Закона (полностью или частично), на проведение которого заявитель намерен получить лицензию.
К заявлению о выдаче лицензии прилагается копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности или копия справки о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, засвидетельствованная нотариально или органом, который выдал оригинал документа.
Для отдельных видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, к заявлению о выдаче лицензии также прилагаются документы, исчерпывающий перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины по представлению специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования.
1Відомості Верховної Ради України. — 2000. — № 36. — Ст. 684-698. 344
>>>345>>>
Требовать иные документы, не указанные в этом Законе, лицензионному органу запрещается.
Заявление о выдаче лицензии и документы, которые прилагаются к нему, принимаются по описанию, копия которого выдается заявителю с отметкой о дате принятия документов органом лицензирования и подписью ответственного лица.
Заявление о выдаче лицензии остается без рассмотрения, если:
— заявление представлено (подписано) лицом, которое не имеет на это полномочий;
— документы оформлены с нарушением требований этой статьи.
Об этом заявитель уведомляется в письменной форме с указанием оснований оставления заявления о выдаче лицензии без рассмотрения.
Не позднее чем десять дней с даты поступления заявления и документов, орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии или об отказе. Об этом он должен сообщить заявителю на протяжении трех рабочих дней. Основанием для принятия решения об отказе в выдачи лицензии является:
— недостоверность данных в документах, представленных заявителем, для получения лицензии;
— несоответствие заявления согласно с представленными документами лицензионным условиям, установленным для вида хозяйственной деятельности, указанного в заявлении о выдаче лицензии.
После устранения причин, которые стали основанием для отказа в выдачи лицензии, заявитель не ранее чем через три месяца с даты отказа в выдачи лицензии может подать новое заявление органу лицензирования.
При поступлении нескольких заявлений о выдаче лицензий на хозяйственную деятельность в области ограниченных ресурсов, новейших технологий и оснащения с целью создания выгодных для государства условий, орган лицензирования не позднее, чем за шестьдесят календарных дней объявляет о конкурсе на получение лицензии, о чем в обязательном порядке дает публикацию в официальных печатных изданиях.
Для участия в конкурсе на получение лицензии заявитель не позднее чем за тридцать календарных дней до дня проведения конкурса подает в орган лицензирования сообщение о своем намерении, и представляет необходимые документы. Решение о результатах конкурса оформляется протоколом и в письменной форме, не позднее пяти рабочих дней после принятия решения, утверждается и присылается заявителю. В случае, если субъект хозяйствования на протяжении шести месяцев не проводит хозяйственную деятельность согласно полученной лицензии, орган лицензирования имеет право аннулировать такую лицензию, и не
345
>>>346>>>
позднее десяти рабочих дней объявить конкурс на получение лицензии, которая была аннулирована.
Согласно ст. 13 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» Кабинет Министров Украины своим Постановлением «О внедрении лицензии единого образца для определенных видов хозяйственной деятельности»1от 20 ноября 2000 года утвердил образец бланка лицензии единого образца и его описание, а также установил, что заказ на изготовление бланков единого образца осуществляется Государственным комитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, и вменил в обязанности органам лицензирования каждый год, до 1 июля подавать заявку на бланки лицензии единого образца. Бланки лицензии являются документом строгой отчетности, имеют учетную серию и номер, подписываются руководителем органа лицензирования или его заместителем и удостоверяются печатью этого органа.
Орган лицензирования оформляет лицензию на протяжении трех рабочих дней со дня поступления заявления, что подтверждает внесение платы за выдачу лицензии, сроком не меньше чем на три года. На основании выданной лицензии орган хозяйствования осуществляет свою хозяйственную деятельность на территории всей Украины, когда лицензия выдана центральным органом исполнительной власти, а при выдаче лицензии городским органом исполнительной власти или специально уполномоченным исполнительным органом — осуществляется на территории соответствующей административно-территориальной единицы. В случае, если орган хозяйствования намерен продолжить свою хозяйственную деятельность по истечении срока действия лицензии, он предъявляет новую заявку в орган лицензирования. Лицензия не может передаваться второму лицу и должна использоваться согласно указанному в ней виду и месту деятельности.
Лицензия может быть переоформлена или аннулирована. Основаниями для аннулирования лицензии являются:
— заявление лицензиата об аннулировании лицензии;
— акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий;
— решение об отмене государственной регистрации субъекта хозяйствования;
— нотариально заверенная копия свидетельства о смерти физического лица — субъекта предпринимательской деятельности;
— акт о выявлении недостоверных сведений в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии;
1Офіційний вісник України. — 2000. — № 47. — Ст. 69.
346
>>>347>>>
— акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии иному юридическому или физическому лицу для проведения хозяйственной деятельности;
— акт об установлении факта непредоставления в установленный срок сообщения об изменении данных, указанных в документах, которые прилагались к заявлению о выдаче лицензии;
— акт о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий;
— невозможность лицензиата обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для определенного вида хозяйственной деятельности.
В случае появления оснований для аннулирования лицензии, орган лицензирования на протяжении десяти дней со дня обнаружения нарушения лицензии принимает решение, и не позднее трех рабочих дней вручает его органу хозяйствования. Решение об аннулировании лицензии вступает в силу через десять дней со дня его принятия. Действие данного решения приостанавливается в случае обжалования этого решения в экспертно-апелляцион-ном совете, который создается при специально уполномоченном органе по вопросам лицензирования, состав которого формируется из государственных служащих, научных работников, иных специалистов и представителей общественных организаций. Решение экспертно-апелляционного совета является основанием для устранения нарушений законодательства в сфере лицензирования. Решение об остановке действия лицензии или ее аннулировании может быть обжаловано в судебном порядке.
При потере лицензии вследствие ее уничтожения, потери, существенной порчи и потери распознавательной способности, орган хозяйствования обязан обратиться к органу лицензирования с заявлением о выдаче лицензии, к которому прилагается документ, удостоверяющий внесение платы за выдачу дубликата лицензии. Орган лицензирования обязан на протяжении трех рабочих дней с даты получения заявления выдать дубликат, срок действия которого не может превышать срока действия, отмеченного в утраченной лицензии.
Переоформление лицензий проводится в десятидневный срок с даты предоставления заявления. Основанием для переоформления лицензии является:
— заявление о выдаче дубликата лицензии;
— лицензия непригодная для использования;
— документ, который подтверждает внесение платы за выдачу дубликата лицензии.
В документах, которые предъявляются вместе с заявлением, указываются данные, подтверждающие указанные в заявлении изменения. Орган лицензирования на протяжении трех рабочих
347
>>>348>>>
дней со дня поступления заявления обязан выдать переоформленную на новом бланке лицензию с учетом изменений, указанных в заявлении о переоформлении лицензии, при этом срок действия переоформленной лицензии не может превышать срока действия, указанного в лицензии, которая переоформлялась. За переоформление лицензии взыскивается плата в размере пяти минимумов доходов граждан.
Орган, выдающий лицензии, после поступления заявления о выдаче лицензии формирует лицензионное дело относительно каждого субъекта лицензирования, в котором хранятся все документы, предъявляемые субъектом хозяйствования для выдачи лицензий и дубликатов лицензий, переоформления и аннулирования лицензии и иные документы, которые имеют отношение к лицензированию того или иного вида хозяйственной деятельности. Орган лицензирования ведет по каждому виду хозяйственной деятельности журнал учета заявлений и выданных лицензий, а также ведет единый лицензионный реестр, который содержит сведения лицензионных реестров и идентификационные коды органов лицензирования. Информация, содержащаяся в едином лицензионном реестре и лицензионных реестрах, является открытой.
В Законе Украины «О лицензировании» практически впервые на таком уровне был поднят вопрос надзора и контроля в сфере лицензирования. Согласно ст. 20 Закона Украины о лицензировании государственный надзор и контроль за соблюдением органами лицензирования требований законодательства в сфере лицензирования осуществляет специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования в границах своих полномочий путем проведения плановых и внеплановых проверок. Государственные контролирующие органы и органы местного самоуправления в случае выявления нарушений лицензионных условий обязаны сообщить об этих нарушениях органу лицензирования, должностные лица которого несут ответственность согласно закону.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856