1.Образование кнр
В ходе революции 1925-1927 гг., которая проходила под лозунгами о необходимости урегулировать арендные и налоговые отношения в деревне; организовать крестьянское самоуправление в Китае под руководством компартии появляются первые советские районы. Хотя революция с помощью иностранных держав была жестоко подавлена, опыт советского строительства в Китае продолжился в течение 1931-1935 гг., когда на Китай напала Япония. Именно тогда создается проект Конституционной программы Китайской советской республики, не воплощенный, однако, в жизнь из-за трудностей военного времени. Что касается принятых в тот период законодательных актов, то это: Закон о труде, установивший 8-часовой рабочий день; Земельный кодекс, распределивший землю между крестьянами и разрешивший свободную куплю-продажу земли; Гражданский кодекс, по существу содержавший лишь основы гражданско-правовых отношений, т.к. многовековые традиции конфуцианства не позволили создать полноценный кодекс. В 1932 г. был принят Гражданско-процессуальный кодекс Китая.
К 1934 г. под контролем коммунистов находились уже шесть крупных районов Китая, организованных по советскому принципу. Лидер компартии Мао Цзэдун, возглавлявший ЦК КПК, провозгласил курс на оказание эффективного сопро-тивления японской агрессии, который принес коммунистам немалые политические дивиденды – в противовес гоминьдану, по существу превратившемуся в те годы в однопартийную диктатуру.
По окончании Второй мировой войны Китай принял участие в качестве страны-учредителя в конференции в Сан-Франциско, где 26 июня 1945 г. 50 государств мира поставили свои подписи под Уставом ООН. 24 октября 1945 г. Устав вступил в силу после ратификации. Среди главных органов ООН ключевое значение получил Совет Безопасности из 15-ти членов, в том числе 5-ти постоянных, имеющих статус «великой державы». Заметим, что и в наши дни Китай входит в число постоянных членов, обладая ядерным оружием, самым большим в мире населением, огромной территорией, а также быстро развивающейся экономикой. Китаю, как и другим «великим державам», дано право применять вооруженные силы против «государства-нарушителя и «право вето». Таким образом, Китайское государство входит с 1945 г. в число «великих держав», не только формально, но реально является «великой державой» по всем современным показателям.
Между тем окончание Второй мировой войны, а также разгром Японии дополнительно создали в Китае благоприятную ситуацию для коммунистической партии. В 1945 г., после поражения Квантунской армии Японии и освобождения советскими войсками северо-востока страны, завершилась 8-летняя война, и народная армия развернула широкие наступательные операции по освобождению Китая. КПК установила свою власть и новые порядки на значительной территории страны. Примечательно также, что КПК следовала курсу политики СССР, а официальное гоминьдановское правительство — политическому курсу США. Таким образом, к середине 40-х гг. на территории Китая сложился дуализм государственного строя: официальное гоминьдановское правительство контро-лировало территорию, где проживало около 70% населения, но в то же время коммунистическая партия взяла под свой контроль в лице «народных правительств» остальные 30% .
Летом 1946 г. в Китае началась гражданская война, продолжавшаяся три года (1946—1949), в которой гоминьдан потерпел поражение. В результате гоминьдановское правительство Чан Кайши было изгнано из Китая. А 21 сентября 1949 г. открылась первая сессия Народной политической консультативной конференции, в работе которой участвовали представители разнообразных политических движений и общественных организаций. Сессия приняла Общую программу, которая до принятия конституции должна была играть роль Основного закона Китайской Народной Республики. Согласно ст. 17 Общей программы все прежнее китайское законодательство отменялось. Конференция избрала Центральное народное правительство во главе с председателем ЦК компартии Мао Цзэдуном. Он же стал председателем Народно-революционного военного совета. 1 октября 1949 г. было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики. Общая программа объявляла КНР «государством новой демократии», которое «ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая». В Общей программе было определено, что новая государственная власть представляет собой «демократическую диктатуру народа», основанную на союзе рабочих и крестьян.
Во вновь провозглашенной республике почти сразу же была издана Директива об отмене гоминьдановской «Полной книги шести законов», поскольку Мао Цзэдун заявил: «Если есть программы или законы – следует руководствоваться ими, а если нет – то надо руководствоваться политическими установками новой демократии». В этот период принимаются: Закон о земельной реформе, на основе которого была осуществлена конфискация земель помещиков, а также скота и инвентаря, причем все это распределялось между «нуждающимися» крестьянами. Закон о браке признавал свободу вступления в брак и принцип единобрачия. Был также принят Закон о судах и прокуратуре, которые строились по образцу соответствующих органов Советского Союза.
Высшим органом государственной власти в КНР стал Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который сформировал остальные центральные государственные органы: Государственный административный совет (высший орган государственного управления, т.е. исполнительный орган), Народно-революционный военный совет — орган руководства вооруженными силами, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру. Вместе с ЦНПС эти органы составили Центральное народное правительство КНР.
Параллельно с разработкой новой Конституции в Китае по инициативе правящей партии коммунистов развернулась борьба против «трех зол» в партии (коррупция; расточительство; бюрократизм) и «пяти зол» в среде буржуазии (подкуп работников госаппарата; уклонение от уплаты налогов; хищение государственной собственности; махинации с госзаказами; хищение экономической информации и использование её в спекулятивных целях). В итоге кампании физически было уничтожено около 4,5 % сотрудников госаппарата, а в рамках борьбы с контре-волюцией пострадало около 800 тысяч человек. Судебная система в то время изобиловала «чрезвычайными судами» -- военными и народными трибуналами, причем народные суды, как и в СССР, находились в «двойном подчинении», подчиняясь вышестоящему суду и народному правительству.
20 сентября 1954 г. принимается Конституция КНР. Основы государственно-политической системы определялись верховенством компартии (КПК). В ст. 1 Конституции Китай провозглашался «государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанным на союзе рабочих и крестьян». Высшая власть была предоставлена Всекитайскому собранию народных представителей (ВСНП), а в период между его сессиями — постоянному Комитету ВСНП (в составе 79 чел.). Новым для Китая стал институт Председателя КНР, которого избирали на четыре года из граждан старше 35 лет. Он параллельно был главой государства и председателем Государственного комитета обороны, представлявшим Китай в международных отношениях. Исполнительным органом стал Государственный совет КНР, который управлял министерствами.
Конституция была юридически полноценным документом, содержавшим в совокупности 106 статей, среди которых были главы о правах и свободах граждан,. Так, закреплялись права граждан на труд, отдых, образование, социальную помощь (ст. 91—94), на подачу жалоб в государственные органы (ст. 97). В области внешней политики Конституция предусматривала развитие и укрепление отношений дружбы с СССР и другими социалистическими странами. Идеи социалистического развития реализовывались через пятилетние планы развития народного хозяйства (ст. 15), был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию. Конституция наряду с государственной собственностью признавала частную собственность, но допускала возможность ее реквизиции в «общественных интересах» (ст. 13).
Между тем сразу же в реальной жизни Китая наметился отход от цивилизованной правовой политики. На неопределенное время было отложено принятие столь необходимых республике кодексов. Взамен них принимаются волюнтаристские, непродуманные акты неправового характера, такие как, «Постановление о трудовом воспитании», начинаются массированные репрессии и кампании, среди которых -- осуществление Мао Цзе-Дуном идей «нового курса», предполагавшего превращение страны в один сплошной военный лагерь. «Большой скачок» — это массовая политическая кампания, действовавшая по принципу «три года напряженного труда — десять тысяч лет счастья». Для достижения этой цели интенсивно мобилизовывались огромные трудовые ресурсы, увеличивалась продолжительность рабочего времени, сокращалась заработная плата. Что касается деревни, Мао дал установку всем крестьянам стать членами народных коммун (в каждом по 20 тыс. крестьян) и объединить свои хозяйства (в результате люди ходили на работу строем, обязательно питались в одной столовой).
Политика «большого скачка» обострила экономические и социальные проблемы в стране, и часть китайских руководителей выступала против такой политики. Чтобы избавиться от своих противников, Мао Цзэдун под лозунгом «культурной революции» (1966—1976 гг.) развернул в государстве тотальную кадровую «чистку». Компартией были выдвинуты лозунги «Бунт – дело правое» или «Винтовка рождает власть», напрочь исключившие саму возможность решения проблем общества правовыми методами. Обычным явлением стали внесудебные расправы с оппозицией, инакомыслящими, интеллигенцией. Смыслом «культурной революции» была также борьба против частнособственнического уклада жизни. В августе 1966 года было принято беспрецедентное по беззаконию и цинизму решение-«индульгенция», которое освободило «революционных учащихся»--хунвэйбинов — от любых административных и уголовных наказаний за правонарушения и преступления.
За десятилетие «культурной революции» КНР пережила четыре чистки госаппарата, т.к., по мнению Мао Цзэдуна, следовало расширять классовую борьбу с лицами, стоящими у власти, но идущими по капиталистическому пути. Общее число пострадавших за годы «культурной революции» - около 100 миллионов человек.
В 1975 году принимается маоистская Конституция, более напоминавшая политическое декларативное завещание, чем нормативно-правовой акт. В конституции содержалось около 30 статей, пропагандировавших правила неустанного ведения классовой и производственной борьбы.
После смерти бессменного лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна в сентябре 1976 г. репрессивный курс «культурной революции» несколько смягчился. А через несколько лет после кончины Мао, в 1978 году была принята еще одна Конституция КНР, в которой были восстановлены судебные органы и органы прокуратуры, а также был достаточно чётко определен статус органов государственной власти и управления. Отметим, что конституция 1978 года восстановила ряд положений Конституции 1954 года: о запрещении дискриминации, о гарантиях гражданских прав. И, хотя эта конституция носила явно компромиссный характер, вскоре после ее принятия (в 1979 г.) вступили в силу Уголовный, Уголовно-процессуальный и Лесной кодексы КНР.
Впоследствии в стране был издан ряд законов, направленных на совершенствование системы государственных органов, а также в связи с демографической катастрофой в Китае Закон 1979 г. установил правило «одна семья — один ребенок» (разрешение на второго должно было быть санкционировано властями). Граждане, не соблюдающие закон, наказывались штрафами. Уже через год, Закон о браке 1980 г. установил преимущества для семей с одним ребенком, а также нормативно закрепил планирование деторождения в Китае.
В декабре 1982 года принимается ныне действующая Конституция КНР, определившая демократическую диктатуру народа (по Конституции диктатура народа является диктатурой пролетариата). Именно она в наибольшей степени способствовала преодолению правового нигилизма в стране. В Конституции был предусмотрен широкий спектр прав и обязанностей граждан Китайской народной республики. Конституция закрепила многоукладность в экономике: общественная, коллективная собственность (ст. 6), а также частная собственность (ст. 18). Значительные изменения произошли в государственном строе: высшим органом государственной власти вновь стало Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП); восстанавливался пост Председателя КНР, который избирался на пять лет из граждан старше 45 лет; создан Центральный военный совет, председатель которого является главнокомандующим.
Во второй половине 90-х годов принимается Трудовой кодекс КНР (1995 г.); новая редакция УК (1997 г.), а также новая редакция УПК (1996 г.).
- Введение
- Тема 1. Предмет и методы учебного курса «История государства и права зарубежных стран» Вопросы:
- Предмет истории государства и права зарубежных стран и отграничение от смежных учебных дисциплин.
- Отграничение истории государства и права зарубежных стран от смежных учебных дисциплин.
- Методы истории государства и права зарубежных стран.
- Тема 2. Государство и право в странах Древнего Востока Вопросы:
- Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке и типологические черты восточной деспотии.
- Государственный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное
- Общественный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное
- Право древневосточных государств
- Лекция 3. Эволюция государственности в Древней Греции Вопросы:
- Периодизация государственно-правового развития Древней Греции.
- Эволюция древнеафинского государства.
- 3. Социальная и государственная структура Древней Спарты.
- Лекция 4. Государство и право Древнего Рима Вопросы:
- Периодизация государства и права Древнего Рима. Организация государства в «царский» период.
- Государственный и общественный строй Римской республики
- Государственный и общественный строй Римской империи
- Эволюция римского права.
- Лекция 5. Государство и право Византии. Вопросы:
- 1. Периодизация византийской государственности.
- 2. Государственное и общественное устройство Византии.
- Эволюция византийского права
- Лекция 6. Государство и право Франкской монархии. Вопросы:
- 1. Периодизация государственности салических франков.
- Эволюция государственного устройства Франкской монархии.
- Салический закон как источник раннефеодального права Европы.
- Лекция 7. Государство и право средневековой Франции. Вопросы:
- 2. Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.).
- 3.Общественный и государственный строй Франции в период абсолютной монархии (XVII-XVIII вв.)
- 4. Право Франции в Средние века.
- Лекция 8. Государство и право Германии в Средние века Вопросы:
- 1. Периодизация государственно-правового развития Германии в период Средневековья.
- 2. Германиия в сеньориальный период (IX–XIV вв.)
- 3. Особенности сословно-представительной монархии в Германии (XIV–XVII вв.).
- 4. Германский абсолютизм в XVII–XIX веках.
- 5. Право Германии в феодальный период.
- Лекция 9. Государство и право Англии в Средние века Вопросы:
- 1. Периодизация английского феодального государства.
- 2. Централизованная сеньориальная монархия в Англии (XI-XIII вв.).
- 3.Становление английского парламента в XIII-XV вв.
- Особенности английского «незавершенного» абсолютизма.
- Право средневековой Англии
- Лекция 10. Государство и право Арабского Халифата. Вопросы:
- 1. Периодизация Арабского халифата.
- 2. Государственное и общественное устройство Арабского халифата
- 3. Возникновение и развитие мусульманского права – шариата.
- Лекция 11. Государство и право Китая и Японии в Средние века
- 1. Общая характеристика государства в средневековом Китае.
- 2. Право средневекового Китая
- Общая характеристика государства в средневековой Японии.
- Право средневековой Японии
- Лекция 12 . Эволюция общего права и права справедливости в Англии в Средние века. Вопросы:
- 1. Источники английского права
- 2. Переход от англосаксонского к общему праву Англии
- 3. Юрисдикция по общему праву в средневековой Англии
- 4. Право справедливости, его источники и принципы.
- Лекция 13. Государство и право Великобритании в XVII–XVIII века Вопросы:
- 1. Законодательство английской буржуазной революции XVII в.
- 2. Реставрация монархии 1660 г. И образование в Англии буржуазного государства.
- 3. Эволюция английской конституционной монархии и парламентаризма в XVIII – начале XIX века
- Лекция 14. Формирование и развитие государственности в сша в XVIII в. Вопросы:
- Война за независимость английских колоний 1775-1781 гг. Декларация независимости 1776 года.
- Статьи конфедерации и вечного союза между штатами 1781 года
- Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года.
- Билль о правах 1791 года.
- Гражданская война в сша 1861-1865 гг. Поправки к Конституции 1865-1870 гг.
- Лекция 15. Конституционное законодательство Великой французской революции XVIII в. Вопросы:
- Предпосылки, особенности и этапы Великой французской революции
- Важнейшее законодательство отдельных этапов Великой французской революции
- Лекция 16. Эволюция государственного строя во Франции в Новое время (конец XVIII – конец XIX века) Вопросы:
- Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта
- Вторая республика во Франции.
- 3. Третья республика во Франции.
- Лекция 17. Эволюция государственности в Германии в Новое время
- 1. Развитие германской буржуазной государственности в первой половине XIX века.
- 2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 года
- Лекция 18. Формирование буржуазного права в Западной Европе. Вопросы:
- Гражданский кодекс Франции 1804 года.
- Уголовный кодекс Франции 1804 года.
- Германское гражданское уложение 1896 года
- Лекция 19. Эволюция избирательного права в Англии и сша в XIX- начале XX в. Вопросы:
- 1. Политико-правовые предпосылки избирательных реформ в Англии
- 2. Реформы английского избирательного законодательства 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг.
- 3. Парламентские реформы в Англии начала XX века
- 4. Избирательное право в сша в XIX веке
- Лекция 20. Государство и право Китая и Японии в Новое время Вопросы:
- 1. Государственно-правовое развитие Китая в позднефеодальный период
- 2. Возникновение и развитие буржуазного государства и права в Японии. Реставрация Мэйдзи.
- Лекция 21. Государственно-правовой механизм фашистских диктатур в Западной Европе и Японии Вопросы:
- Генезис фашизма как тоталитарного режима
- 2. Возникновение фашистского государства в Италии
- 3. Государственно-правовой механизм «третьего рейха» в нацистской Германии.
- 4. Возникновение фашистского государства в Японии
- Тема 22. Государство и право Китая и Японии в Новейшее время Вопросы:
- 1.Образование кнр
- Капитуляция Японии во Второй мировой войне. Принятие проамериканской конституции.
- Особенности государственного строя Японии по Конституции 1947 г.
- Лекция 23. Государственно-правовое развитие Великобритании в Новейшее время
- 1. Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время
- 1. Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время
- 2. Гражданское право Великобритании: источники и тенденции развития
- 3. Уголовное право Великобритании: источники и тенденции развития
- Лекция 24. Основные тенденции государственно–правового развития сша
- 2. Антидемократическое законодательство в сша в XX веке
- 3. Эволюция права Соединенных Штатов Америки в Новейшее время
- Лекция 25. Государство и право Германии в Новейшее время Вопросы:
- 1. Конституционно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны
- 2. Общая характеристика Основного закона фрг 1949 года
- 3. Гдр: создание и эволюция до объединения Германии 3 октября 1990 года
- 4. Источники уголовного и гражданского права современной Германии
- Лекция 26. Государство и право франции в новейшее время Вопросы:
- Кризис Третьей республики во Франции в начале XX века и установление «режима Виши» (1940-1944 гг.)
- Государственный строй Четвертой французской республики (1946-1958 гг.)
- Источники уголовного и гражданского права Франции в Новейшее время
- Литература
- Содержание
- Тема 1. Предмет и методы учебного курса «История государства и права зарубежных стран» 4