§ 3. Виды социально‑правового контроля.
Можно выделить три вида социально‑правового контроля:
1) формальный, осуществляемый государством и его органами в целях обеспечения реального действия норм права. Этот вид контроля называется формальным потому, что процесс его осуществления, выявления правонарушителей и применения к ним юридической ответственности протекает по строго определенным, установленным законом правилам (в соответствии с уголовным процессуальным правом, гражданским процессуальным правом);
2) неформальный, осуществляемый институциональными образованиями самостоятельно, без участия государства в целях проведения своих норм в жизнь в системе конкретных общественных отношений;
3) полуформальный, осуществляемый негосударственными институциональными образованиями за соблюдением действующих норм права.
Формальный (юридический) контроль. В ситуациях нарушения установленной государством законности, попыток отдельных лиц подменить общеобязательные нормы права своим «правом» и удовлетворять свои потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц государство и государственные органы вынуждены принимать адекватные меры для того, чтобы пресечь совершаемые правонарушения, восстановить нарушенные права и заставить правонарушителей действовать в рамках законности. Эффективным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, заставить отказаться от попыток совершения противоправных деяний, выступает формальный контроль.
Как самостоятельный и необходимый элемент правового регулирования формальный контроль характеризуется четырьмя специфическими признаками:
1) осуществляется специальными органами государства с применением особых методов;
2) представляет собой юридическую ответственность как вид государственного принуждения;
3) при таком контроле единственным основанием применения ответственности выступает правонарушение;
4) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение.
Формальный контроль государства, его органов проводится следующими способами:
– осуществлением правоприменительной деятельности;
– проведением профилактических мер по предотвращению правонарушений;
– выявлением и пресечением правонарушений;
– применением юридической ответственности к лицам, совершившим правонарушение;
– осуществлением надзора за реальным исполнением санкции, примененной к правонарушителю.
Правоприменительный акт, которым субъекты правоотношения наделяются позитивными правами на какое‑либо материальное или духовное благо (решение о назначении пенсии, о предоставлении какой‑либо льготы, о разделе имущества), всегда выносится после того, как правоприменительный орган удостоверится, что все необходимые данные для принятия такого решения реально имеются, и это подтверждено необходимыми доказательствами. Суть правоприменения и сводится к тому, чтобы обеспечить законность притязаний прав конкретного лица на материальные или духовные блага, свести до минимума злоупотребления участников правоотношений.
Значительная часть государственных органов ведут большую профилактическую работу по предупреждению правонарушений. Чаще всего этим занимаются различные инспекции, службы, органы милиции и прокуратуры. В числе основных профилактических мер, применяемых этими органами, можно назвать проверки, надзор, контроль, досмотр (например, проверки налоговых органов, прокурорский надзор, санитарный контроль, таможенный досмотр). Благодаря постоянной и многообразной профилактической работе государственным органам удается устранить условия, способствующие совершению правонарушений, таким образом предотвращая последние.
Одним из действенных способов социально‑правового контроля, осуществляемого государством, является пресечение правонарушений и установление фактов их совершения. Такая работа также проводится органами милиции и прокуратуры, инспекциями. Например, на органы милиции возлагается обязанность охранять общественный порядок и принимать действенные меры по пресечению совершаемых правонарушений (останавливать противоправные действия в момент их осуществления и задерживать правонарушителей).
Весьма сложной и трудной является деятельность органов милиции, прокуратуры, дознания по выявлению совершенных правонарушений, выяснению обстоятельств их совершения и изобличению правонарушителей. Сложность состоит в том, что органы государства имеют дело с противоправными деяниями, которые, как правило, уже совершены; часто правонарушитель скрывается с места совершения противоправных деяний, вследствие этого оставаясь для государственных органов неизвестным. В процессе расследования и изучения материалов уголовного дела, выяснения обстоятельств совершения административного или дисциплинарного проступка необходимо не только выяснить, кто совершил противоправное деяние, но и доказать вину правонарушителя.
Правом привлечения виновных лиц к юридической ответственности в случаях, прямо предусмотренных законом, обладает суд, иные органы. Юридическая ответственность – это вид государственного принуждения. Таким способом приводится в действие санкция нарушенной нормы права. Негативные последствия нарушения правовой нормы не возникают сами собой, автоматически. Редко какой правонарушитель уподобляется унтер‑офицерской вдове, которая сама себя высекла.
Перевод санкции из сферы долженствования в сферу практической деятельности осуществляется государственными органами путем применения к правонарушителю одной из мер, предусмотренных санкцией нарушенной нормы. Государство предписывает правонарушителю действовать определенным образом и принуждает его исполнить предписанное реально. Воля и желание правонарушителя в данном случае не имеют никакого значения. В случае отказа правонарушителя добровольно исполнить предписанное его принудят к требуемому поведению соответствующие государственные органы.
Так, лицу, совершившему административное или гражданское правонарушение, предоставляется возможность добровольно исполнить меру государственного принуждения – заплатить штраф, возместить ущерб кредитору, исполнить надлежащим образом обязательства по договору. Однако если такие действия не будут совершены к определенному сроку, то принудительные меры будут проведены судебным исполнителем или иным органом. Уголовное наказание чаще всего осуществляется мерами государственного принуждения с момента вынесения приговора. Так, осужденный к лишению свободы не может исполнить эту меру добровольно, вне деятельности соответствующих учреждений государства.
Основное отличие юридической ответственности от иных форм государственного принуждения состоит в том, что таковая применяется за совершенное правонарушение (девиантное поведение). Ответственность носит ретроспективный характер, поскольку представляет собой реакцию государства на прошлое и только противоправное виновное деяние. Иные формы государственного принуждения, например реквизиция, меры предупредительного, профилактического характера, проводятся по причинам, не связанным с реакцией государства на правонарушителей, и поэтому справедливо не рассматриваются как виды юридической ответственности.
Равным образом нельзя причислять к юридической ответственности меры принудительного медицинского характера, применяемые к неделиктоспособным лицам, страдающим психическими расстройствами, так как это противоречило бы основным принципам современного права. Именно потому, что невменяемые люди не могут привлекаться к ответственности, уголовное законодательство и предусматривает особый институт государственного принуждения к лицам, которые совершают общественно опасные деяния, но не могут нести ответственность в общем порядке.
Применение ответственности всегда характеризуется негативными последствиями для правонарушителя. Такие последствия могут быть психологическими, имущественными или организационно‑правовыми.
Психологические меры выражаются в осуждении государством поведения правонарушителя. Отрицательная оценка выражается в признании его виновным в совершении противоправного деяния и определении конкретной меры его ответственности, которая в ряде случаев может ограничиваться мерами психологического порядка: предупреждением, объявлением замечания или выговора. Негативные последствия выражаются в переживаниях правонарушителем данных мер и самого факта привлечения к юридической ответственности. В то же время его имущественные и иные права остаются неизменными, такими же, какими они сложились до принятия решения о применении ответственности.
Лишения имущественного плана, которые вынужден претерпевать правонарушитель, могут выражаться в уплате им штрафа, пени, неустойки, отбытии исправительных работ, конфискации имущества.
Организационно‑правовые меры сводятся к ограничению прав и свобод правонарушителя. В частности, это административный арест, лишение специального права, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на определенный срок или пожизненно.
Суть юридической ответственности как лишения, ограничения прав и интересов правонарушителей состоит в штрафном характере применяемых санкций. Лицо не имело бы этих последствий, если бы его действия были правомерны. Благодаря применению юридической ответственности правонарушитель не только ничего не приобретает, а, наоборот, утрачивает большие ценности по сравнению с благом, приобретенным незаконным путем. Так, лицо, укравшее автомобиль, по приговору суда не только вернет автомобиль владельцу или возместит стоимость автомобиля, но и лишится свободы на срок от пяти до десяти лет.
Лишения штрафного, карательного порядка, которые вынужден претерпевать правонарушитель, применяются к нему в целях его перевоспитания, развития в его сознании установок на правомерное поведение, неукоснительное следование действующим нормам права. Как показывает практика борьбы с правонарушениями и преступлениями, юридическая ответственность по‑прежнему остается наиболее эффективным средством воздействия на правонарушителей. Попытки их исправления такой мерой общественного воздействия, как передача на поруки трудовому коллективу, не дали ожидаемых результатов, и ныне действующий Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает такого способа исправления и перевоспитания правонарушителей.
Таким образом, юридическая ответственность – это психологические, имущественные и иные лишения, которые по решению компетентного государственного органа претерпевает субъект за совершенное им правонарушение.
Добросовестным претерпеванием правонарушителем юридической ответственности завершается формальный контроль государства.
Неформальный и полуформальный контроль. Неформальный контроль, осуществляемый негосударственными институциональными образованиями, достаточно подробно описан зарубежной социологической литературой. Специфика этого вида социально‑правового контроля состоит в том, что его предметом выступают не правовые, а социальные нормы, которые формирует само институциональное образование. Оно же обеспечивает их реализацию в конкретных отношениях, во взаимодействии между членами сообщества. При этом нормы, установленные сообществом, могут существенно отличаться от правовых норм и даже противоречить им.
В качестве конкретных примеров неформального контроля социологи приводят случаи применения санкций отдельными неформальными социальными группами (коллективом студентов, рабочей бригадой, осужденными, отбывающими наказание в местах лишения свободы, и др.). Например, обстоятельно описываются нормы, по которым живут осужденные: среди них имеются «люди» и «фраера», за определенные недостойные поступки «люди» могут быть опущены до положения «фраеров» (А. Подгурецкий). Социологи США в своих исследованиях уделяют большое внимание изучению норм, по которым происходит общение между осужденными разных рас и этнических групп. В частности, отмечается, что осужденные – члены расовых и этнических групп объединяются, демонстрируя ненависть к другим группам и защищая от них своих друзей. Так, действует неписаный закон, запрещающий представителю одной расы (этнической группы) вступать на «чужую» территорию, хотя согласно официальным правилам заключенным предоставляется право выбора любого места нахождения в исправительном учреждении.
Установление неформальными институциональными образованиями своих норм и контроль за их соблюдением существенно отличается от формального контроля, осуществляемого органами государства.
Во‑первых, нормы таких сообществ по своему содержанию могут противоречить действующим правовым нормам и иметь своей непосредственной целью создание порядков, отношений, направленных на срыв, неисполнение правовых норм либо на существенное ограничение правовой активности членов сообщества. Так, членам рабочей бригады запрещается производить продукции больше, чем это установлено решением бригады, продавцам на рынках не разрешается продавать товар по ценам, которые были бы ниже установленных по соглашению между продавцами соответствующего товара. Полностью негативное отношение к действующим нормам права проявляют преступные сообщества, создаваемые в целях совершения действий, запрещенных уголовным законом.
Во‑вторых, неформальный контроль неорганизованных социальных групп, сообществ осуществляется по упрощенной схеме, без признания презумпции невиновности и чаще всего без проведения специальных процедур по выяснению обстоятельств дела и вынесению вердикта сообщества. Лицо может быть объявлено нарушителем на основании свидетельств лица, которое было очевидцем факта свершения недостойного поступка, или высказываний авторитетного члена сообщества либо в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения поручений группы.
В‑третьих, результатом неформального контроля являются общественные санкции, применяемые к нарушителям норм соответствующего сообщества. Чаще всего эти санкции ограничиваются недовольными взглядами членов сообщества, критическими замечаниями в адрес нарушителя, в том числе и в форме насмешек, издевок, общественной обструкцией – временным отказом членов сообщества общаться с правонарушителем. Наиболее суровым наказанием является изгнание нарушителя из членов сообщества, установление за ним статуса лица, недостойного быть членом данного сообщества и презираемого его членами.
Однако вполне возможны сообщества, которые применяют более суровые наказания к нарушителям своих норм, – это угроза физической расправы и ее осуществление. Например, в Подмосковье члены воровской шайки убили своего соучастника за то, что он предоставил неверные сведения об очередном объекте кражи. «Богатый» хозяин дома на самом деле оказался беден, как церковная мышь. Физическая расправа с нарушителем норм неорганизованного сообщества сама по себе является преступлением, и ответственность за него наступает уже по правилам формального контроля. Ибо неформальный контроль не должен вступать в конфликт с формальным контролем государства, и соблюдение действующих норм права является важнейшей обязанностью всех негосударственных институциональных образований. Между тем значительная их часть вынуждена не только соблюдать правовые нормы, но и собственными силами осуществлять контроль за исполнением этих норм членами сообщества.
Система негосударственных институциональных образований далеко не исчерпывается неорганизованными социальными сообществами. В нее входят также хозяйственные, коммерческие и некоммерческие организации, политические партии, общественные и религиозные объединения, соблюдение которыми действующих норм права является необходимым условием их существования и деятельности. Например, хозяйственные организации не должны нарушать трудовые права своих работников, обязаны соблюдать правила техники безопасности, экологические нормы, неукоснительно следовать действующим правовым нормам во взаимоотношениях со своими партнерами, потребителями продукции и т. д.
Контроль негосударственных (организованных) институциональных образований за соблюдением действующих норм права осуществляется собственными силами, без участия компетентных органов государства и в этом смысле является неформальным. Однако он сильно отличается от неформального контроля, осуществляемого социальными группами, общностями за исполнением собственных социальных норм:
а) объектом контроля выступают не собственные нормы, а правовые, установленные государством;
б) контроль осуществляется не в произвольной форме, а по правилам, закрепленным действующими законами, иными нормативно‑правовыми актами. Например, трудовой спор между работником и работодателем надлежит первоначально рассматривать в комиссии по трудовым спорам, действующей в соответствии с нормами трудового права, а торговое соглашение между организациями заключается по нормам гражданского законодательства;
в) в ходе контроля за соблюдением правовых норм институциональным образованиям предоставляется право применять санкции к нарушителям этих норм без обращения в компетентные органы государства. Так, работодатель имеет право налагать дисциплинарные взыскания на своих работников, привлекать их к материальной ответственности. Организации предоставляется право требовать возмещения вреда, причиненного ей неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства другой организаций. И лишь в случае несогласия нарушителя с примененными к нему санкциями юридический конфликт переводится в сферу формального контроля. Одна из сторон конфликта обращается в компетентные государственные органы за помощью, за применением санкций, присущих формальному контролю.
Таким образом, контроль за действием норм права, осуществляемый организованными институциональными образованиями, органически сочетает в себе черты формального и неформального контроля и является полуформальным.
Организованные институциональные образования могут осуществлять и, как правило, осуществляют формальный контроль за соблюдением собственных социальных норм, даже вступая в конфликт с нормами права. Например, общественным организациям и политическим партиям, трудовым коллективам разрешается находиться в оппозиции к курсу, проводимому органами государственной власти, и организовывать мероприятия, направленные на воплощение в правовых нормах социальных норм, разделяемых этими сообществами. В числе наиболее действенных легальных санкций, применяемых к государству, признаются антиправительственные митинги, шествия, пикеты, забастовки. Особой формой социального контроля выступают публикации в прессе, освещающие неблаговидные действия и решения органов государственной власти и должностных лиц.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.