18.2. Система и виды административных взысканий
Административные взыскания тесно связаны между собой и составляют определенную логическую систему, которая закреплена в статье 24 КоАП Украины. Следует отметить, что меры
231
>>>232>>>
административного взыскания размещаются в данном перечне в определенном порядке: от менее строгого к более строгому. Данный перечень, в отличие от мер административного предупреждения, административного пресечения, является исчерпывающим и включает в себя:
— предупреждение;
— штраф;
— возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка;
— конфискация предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка; денег, полученных вследствие совершения административного проступка;
— лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);
— исправительные работы;
— административный арест.
Законодательством может быть предусмотрено административное выдворение из пределов Украины иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных проступков, которые грубо нарушают установленный правопорядок.
Предупреждение применяется как самостоятельное административное взыскание, влекущее за собой такие же последствия, как и другие административные взыскания. Оно является наименее суровой мерой взыскания и применяется в случае совершения незначительных административных нарушений в отношении лиц, впервые их совершивших и т. д. (ст. 98 «Расточительное расходование электрической и тепловой энергии», ст. 99 «Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт», ст. 110 «Нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта» и др.). Предупреждение, как правило, выносится в письменной форме путем принятия постановления компетентным органом или должностным лицом. В случаях, предусмотренных статьями 116 «Нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на речном транспорте и маломерных судах», 1162 «Нарушение правил, обеспечивающих безопасность эксплуатации судов на внутренних водных путях», 117 «Нарушение правил пользования речными и маломерными судами», 125 «Иные нарушения правил дорожного движения», частью первой статьи 127 «Нарушение правил дорожного движения пешеходами, велосипедистами, возчиками и другими лицами» КоАП, предупреждение оформляется способом, установленным, соответственно, Министерством внутренних дел Украины или Министерством транспорта Украины.
232
>>>233>>>
Предупреждение — это всегда основное взыскание морального характера.
Предупреждение, как административное взыскание, следует отличать от предупреждения, как меры административного пресечения, которое применяется для недопущения дальнейшего совершения административного проступка (например, предупреждение о прекращении недобросовестной рекламы).
Штраф — это административное взыскание материального (денежного) характера. Оно является одним из наиболее распространенных взысканий. Как правило, размер штрафа устанавливается исходя из кратности необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Кроме этого, размер штрафа может быть и другим: статья 135 «Безбилетный проезд» (пятикратный размер от стоимости проезда на судах водного транспорта; десятикратный размер от стоимости проезда в поездах пригородного, местного сообщения; двадцатикратный размер от стоимости проезда в городском транспорте);
Возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка (статья 28 КоАП). Данное административное взыскание состоит в том, что:
— у правонарушителя принудительно изымается определенный предмет;
— изъятый предмет подлежит реализации;
— бывшему собственнику передается вырученная сумма после отчисления затрат по реализации предмета.
Поскольку порядок применения данного взыскания сложный, оно применяется крайне редко. В административной науке высказывается мнение о нецелесообразности существования такой меры взыскания.
Возмездное изъятие может применяться как в качестве основного так и дополнительного административного взыскания.
Конфискация предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного проступка (статья 29 КоАП). В соответствии с Конституцией Украины конфискация может применяться только по решению суда. Административно-правовую конфискацию необходимо отличать от уголовной. В первом случае конфискации подлежит только предмет, с помощью которого совершен административный проступок или в отношении которого его совершили. Уголовно-правовая конфискация применяется относительно всего имущества преступника.
При осуществлении конфискации орудие переходит из частной собственности в собственность государства. А это означает, что она может применяться только в отношении собственника данного предмета, если иное не предусмотрено действующим законодательством. В отличие от возмездного изъятия, конфиска-
233
>>>234>>>
ция — это принудительное безвозмездное изъятие предмета у его собственника.
Конфискация применяется как в виде основного, так и дополнительного административного взыскания (статьи 85 «Нарушение правил использования объектов животного мира», 851 «Изготовление и сбыт запрещенных орудий добычи объектов животного или растительного мира» и др.).
Административное законодательство предусматривает, что конфискация огнестрельного оружия, других орудий охоты и боевых припасов не может применяться в случаях, если охота является основным источником существования.
Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (статья 30 КоАП). Данное административное взыскание применяется только как основное взыскание. Следует иметь в виду, что речь идет не об основных правах человека, закрепленных в Конституции Украины и других законодательных актах, а только о специальных правах, которые предоставляются лицу компетентными органами на основе индивидуального административного акта, и которых оно может быть лишено в случае нарушения установленных правил. То есть в данном случае такими специальными правами являются: право управления транспортным средством, право охоты. Лишение специального права всегда имеет временный характер, сроком до трех лет, и применяется в случае грубого или систематического нарушения порядка пользования этим правом.
Некоторые ученые считают, что такое взыскание распространяется и на лишение права на занятие определенной деятельностью (изъятие лицензии). Представляется, что данная мысль ошибочна, поскольку изъятие лицензии носит не временный, а постоянный характер. Лицо может повторно обратиться за получением соответствующего разрешения на право занятия определенной деятельностью, однако это уже будет другая лицензия.
Следует иметь в виду, что действующее административное законодательство предусматривает случаи, при наличии которых данное взыскание не применяется. В частности, лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения; в случае невыполнения требований работника милиции об остановке транспортного средства; оставление, в нарушение требований правил, места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются; уклонение от осмотра на наличие алкогольного, наркотического или иного опьянения.
Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбытием их по месту постоянной работы лица, совершив-
234
>>>235>>>
шего административный проступок. То есть это взыскание не может применяться к лицам, не имеющим работы, или работающим по совместительству. Именно поэтому в последнее время большинство ученых считают необходимым заменить исправительные работы общественными работами, которые уже предусмотрены в проекте нового КоАП. Данное административное взыскание назначается только судьей. Из заработка правонарушителя осуществляются отчисления до двадцати процентов в доход государства. Исправительные работы — это основное административное взыскание материального характера.
Административный арест является наиболее суровой мерой административного наказания, которая применяется только в исключительных случаях. Следует отметить, что административный арест предусматривается санкцией статьи как альтернативное взыскание наряду с исправительными работами или штрафом. Это дает возможность компетентному органу или должностному лицу объективно рассмотреть все материалы дела и назначить данное взыскание только в том случае, если применение других взысканий будет недостаточным.
Административный арест — это временное лишение свободы сроком до 15 суток, которое назначается только судьей. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп. Применение административного ареста не влечет за собой судимости и не является основанием для увольнения с работы.
Административный арест может назначаться в случаях совершения таких административных проступков, как мелкое хулиганство (статья 173), злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащего (статья 185), нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций (статья 1851) и др.
Выдворение из пределов Украины, как административное взыскание, применяется только к иностранцам и лицам без гражданства в случае совершения ими административных проступков, грубо нарушающих правопорядок. Данное взыскание не может применяться к гражданам Украины.
Наряду с административными взысканиями действующий КоАП предусматривает в статье 241 меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, которые совершили административный проступок, в частности:
— обязательство публично или в иной форме попросить прощения у потерпевшего;
235
>>>236>>>
— предупреждение;
— выговор или строгий выговор;
— передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, либо под надзор педагогическому или трудовому коллективу при его согласии, а также отдельным гражданам по их просьбе.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856