§ 3. Характеристика целей и задач исследования.
Цель исследования отражает его преимущественную ориентацию: теоретическую либо прикладную. Теоретическая ориентация исследования обусловливает его логическую структуру, которую можно выразить формулой «теория на входе и теория на выходе». Если основная цель исследования теоретическая, то в процессе разработки программы главное внимание уделяется теоретико‑методологическим задачам, в том числе тщательному и всестороннему изучению научной литературы по данному вопросу, глубокому обоснованию проблемы, системному анализу предмета изучения, выявлению его структуры и всего многообразия внешних связей, семантической и эмпирической интерпретации ключевых понятий, логическому анализу рабочих гипотез. После завершения научной работы можно приступить к определению конкретного объекта исследования.
Иначе выглядит логика социально‑правового исследования, ориентированного на решение прикладных задач. В таком исследовании изначально известен конкретный объект изучения. Исходя из его особенностей, исследователь приступает к разработке теоретико‑методологических вопросов, изучению научной литературы. Смысл теоретической работы в данном случае часто заключается в поиске типового решения исследовательской проблемы и применения этого типового решения к конкретным условиям существования изучаемого явления.
Прикладной вариант социально‑правового исследования предполагает выработку практических рекомендаций для сферы управления. Логическая структура такого исследования выглядит следующим образом: на входе – практические задачи, на выходе – оптимальное решение поставленных практических задач.
Конкретизация, уточнение цели исследования позволяют определить его задачи, которые чаще всего подразделяются на главные (основные) и дополнительные (неосновные). Основные задачи исследования соответствуют его целевой установке, связаны с ответом на центральный вопрос. Дополнительные задачи расширяют рамки исследования, позволяют углубить ответ на центральный вопрос.
В теоретически ориентированном социологическом исследования проблемы формирования уважения личности к праву, закону, проведенном в 70‑е годы сектором теоретических проблем социально‑правовых исследований ИГПАН, сектором теории и методики правового воспитания ВНИИСЗ и отделом по вопросам правового воспитания и правовой пропаганды Министерства юстиции, в качестве основной была обозначена такая задача: выявить уровень знания права и характер отношения к нему населения, а также проанализировать факторы, положительно и отрицательно влияющие на формирование отношения к праву и его предписаниям. Наряду с этим был определен и ряд дополнительных задач:
– исследовать факторы, воздействующие на восприятие правовой информации, ее усвоение, оценку и интерпретацию;
– изучить организацию и содержание правовой пропаганды, проводимой средствами массовой информации, выявить влияние этих средств на формирование уровня правосознания, на повышение престижа права;
– разработать научно обоснованные рекомендации для практических органов, занимающихся правовоспитательной деятельностью95.
Подробное описание исследовательских задач характерно для целевого проекта «Российские избиратели и политическая ситуация в обществе: социологический мониторинг», осуществляемого под эгидой Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Важнейшими задачами этого проекта являются выявление состояния электорально‑правовой культуры различных групп избирателей, отношения граждан к избирательным комиссиям, эффективности действующего избирательного законодательства, в том числе регулирующего деятельность политических партий, избирательных объединений и средств массовой информации. Одновременно в дополнение к этому ставятся задачи, которые предусматривают сравнение российского и зарубежного законодательства и практики его применения, выяснение полноты реализации международно‑правовых избирательных стандартов в Российской Федерации, экспертные оценки деятельности избирательных комиссий различного уровня и получение квалифицированных рекомендаций по совершенствованию их деятельности. Реализация проекта позволит также определить роль и эффективность средств массовой информации в информационно‑культурной деятельности организаторов выборов и в проведении избирательных кампаний и выборов на федеральном и региональном уровнях, выработать рекомендации по улучшению их работы96.
В целевом исследовательском проекте «Российские избиратели и политическая ситуация в обществе: социологический мониторинг» важнейшие задачи исследования дополнены серией уточняющих их заданий. Так, одна из главных задач, связанная с определением в мониторинговом режиме состояния электорально‑правовой культуры различных групп избирателей, динамики их оценок, уровня организации и проведения выборов, деятельности избирательных комиссий, поддержки избирателями различных политических партий, избирательных объединений и отдельных политических лидеров, предполагает решение целого ряда более конкретных задач. В частности, планируется охарактеризовать динамику и структуру участия в выборах электората, активность политических партий и избирательных объединений в ходе избирательных кампаний. Особое внимание предполагается обратить на молодых избирателей как динамичную и открытую для воздействия электоральную группу, что позволит прогнозировать электоральное поведение нового политического поколения.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.