§ 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
Фактическая деятельность правоприменителей понимается как конкретные действия, совершаемые правоприменительными органами и должностными лицами в процессе разрешения юридических дел и вынесения правоприменительных актов.
Фактическая деятельность состоит из отдельных действий, т. е. конкретных поведенческих актов, совершаемых при выполнении отдельной задачи. В правоприменении, как и в любой иной сложной творческой деятельности, конечный результат достигается путем постановки и решения ряда частных задач. Прежде чем вынести решение по юридическому делу, правоприменитель, в частности, должен собрать достоверные доказательства, оценить их, осуществить юридическую квалификацию, мотивировать свою позицию по делу и т. д. Поведенческие акты правоприменителя, направленные на решение отдельной правоприменительной задачи и достижение определенных мыслительных или материализованных результатов, и понимаются как действия.
В зависимости от решаемых задач правоприменительные действия подразделяются на три вида:
• двигательные действия, совершаемые с целью достижения какого‑либо материализованного результата, например обыск, выемка документов, конфискация имущества, написание протокола допроса свидетеля, иного документа;
• познавательные, мыслительные действия, совершаемые с целью получения правоприменителем знаний об обстоятельствах дела, их оценки и принятия решения по делу;
• социально‑коммуникативные действия, направленные на установление социальных связей с другими участниками рассматриваемого юридического дела. Среди этих связей профилирующими являются связи правоприменителя с заявителем, потерпевшим, иным лицом, выступающим инициатором рассмотрения соответствующего дела, свидетелями, экспертами, правонарушителями, а также государственными органами и должностными лицами, принимавшими то или иное участие в деле.
Характерная особенность правоприменительной деятельности состоит в том, что она совершается в специальной процессуальной форме, закрепленной законами или иными нормативно‑правовыми актами. Наиболее детальное регулирование правоприменительной деятельности осуществляется в сфере правосудия, связанной с рассмотрением уголовных, гражданских и административно‑правовых дел. Процессуальная форма призвана обеспечить принятие законных и обоснованных правоприменительных актов путем возложения на правоприменителя обязанности совершить все предусмотренные законом действия и процедуры. При этом закрепленные законом процедуры определяют порядок сбора, закрепления и оценки доказательств, сроки и время совершения отдельных юридических действий, права и обязанности лиц, участвующих в деле, процессуальные гарантии, позволяющие обеспечивать использование этих прав и надлежащее исполнение обязанностей.
Несоблюдение правоприменителем процессуальной формы, как правило, негативно сказывается на итоговых результатах рассмотрения дела. Без проведения необходимых по делу действий правоприменитель чаще всего оказывается неспособным установить полно и всесторонне фактические обстоятельства, дать им верную оценку, правильно применить норму материального права, допускает иные правоприменительные ошибки. И не случайно законодатель рассматривает существенные нарушения норм процессуального закона в качестве самостоятельного основания отмены вынесенных решений по уголовным и гражданским делам.
В зависимости от отношения к установленной процессуальной форме деятельности, а также и нормам материального права, степени правовой активности можно условно выделить четыре типа правоприменителей.
Законник. Для правоприменителей этого типа характерны активная и результативная деятельность, неукоснительное соблюдение действующих норм материального и процессуального права, а принимаемые правоприменительные акты не содержат ошибок и в полной мере соответствуют принципам законности, целесообразности и справедливости.
Перестраховщик. Правоприменители этого типа стремятся снять с себя личную ответственность за ход рассмотрения дела и принятые результаты; большую часть своих действий и решений принимают только с согласия своих начальников или вышестоящих органов, а от участников дела требуют представления не относящихся к делу документов или выполнения излишних действий. В конечном счёте, все это приводит к волоките и бюрократизму.
Юридический нигилист. В деятельности правоприменителей этого типа допускаются отступления от действующих процессуальных норм в целях упрощения порядка рассмотрения дела и убыстрения производства по делу. Свои отступления от процессуальной формы правоприменитель мотивирует тем, что он как профессионал способен быстро схватывать суть дела, обладает необходимой интуицией и не нуждается в проведении всех требуемых законом процедур.
Коррупционер. Это правоприменитель, который за взятку в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера умышленно допускает нарушения норм материального и процессуального права, принимает не основанные на законе решения в пользу лиц, давших взятку. Действия этой категории правоприменителей несовместимы с целями законодательства и правоприменительной деятельности, наносят существенный вред интересам общества, государства и личности. В случае выявления фактов коррупции виновные лица подлежат уголовной и дисциплинарной ответственности.
В социологии права юридическая оценка фактических действий правоприменителя органически дополняется их социальной оценкой. При этом существенное значение имеют два показателя: 1) степень соответствия фактической деятельности и правоприменительного решения социальным нормам; 2) степень социальной результативности правоприменительной деятельности.
Юридическая форма отражает в правоприменительной деятельности лишь самое главное, необходимое. Поэтому при реализации властных полномочий должностного лица, оценке его фактических действий существенную роль играют не только правовые, но и нравственные, моральные нормы. Социологические исследования убедительно показывают прямое и непосредственное влияние уровня нравственности должностных лиц на общественную оценку государства, его способности решать поставленные цели, а также на социальное настроение общества.
Значение морального фактора постоянно возрастает. Если в 1982 г. моральные и профессиональные характеристики в оценке деятельности должностного лица населением находились в соотношении 0,3 к 0,7, то в 1997 г. это соотношение существенно изменилось и составило 0,7 к 0,3. В частности, в 1997 г. государственный аппарат, по мнению респондентов, не обладал должными моральными качествами, был оторван от народа, его нужд и запросов, не советовался с народом и все решал «за закрытыми дверями», не держал обещаний, данных в ходе предвыборных кампаний, скрывал правду от населения или лгал62.
В числе необходимых моральных качеств правоприменителя особое значение имеют честность и приниципиальность, доброжелательность, чуткость в отношениях с людьми. Одновременно в работе должностного лица должны отсутствовать такие противоречащие представлениям о нравственности черты, как чванство, зазнайство, высокомерие, чрезмерная самоуверенность, нетерпимость по отношению к другому мнению и др.
Моральные качества имеют социальную ценность не сами по себе, а в той мере, в какой они находят проявление в деятельности должностного лица и принимаемых им решениях. Поэтому при завершении социальной оценки правоприменения используется критерий, позволяющий выявить результаты этой деятельности, ее способность влиять на существующие общественные отношения. В социологии права в качестве такого критерия чаще всего рассматривают эффективность правоприменительной деятельности.
Правоприменение признается эффективным, если оно характеризуется: 1) одновременным достижением юридических и социальных целей; 2) минимизированными материальными затратами; 3) достижением результатов в наиболее короткие сроки. Так, по мнению В.В. Лазарева, правоприменение является эффективным, когда выполнены все его цели «с наименьшим ущербом для различных социальных ценностей, с наименьшими экономическими затратами, в наиболее короткий срок»63.
Фактические правоприменительные действия весьма редко удовлетворяют всем названным параметрам эффективности. Нередко та или иная цель остается недостигнутой, экономичность недостаточна, а сроки бывают неоправданно затянутыми. В зависимости от степени соответствия признакам эффективности правоприменительные действия могут признаваться недостаточно эффективными, мало эффективными либо полностью неэффективными. Некоторые авторы, в том числе и В.В. Лазарев, признают существование отрицательной эффективности. Одним из возможных вариантов такой эффективности он называет ситуацию, когда юридическая цель выполнена, «законность соблюдена, но наступает нежелательный социальный эффект, причиной которого является сама правоприменительная деятельность (например, судебный процесс велся таким образом, что вместо уважения к закону у правонарушителя и присутствующих сформировалось противоположное убеждение, что впоследствии вылилось в соответствующие действия)»64.
Эффективное действие правоприменения представляет собой актуальную проблему, решение которой требует применения длительных и целенаправленных мер со стороны общества и государства, и в частности, усиления контроля со стороны государства, политических партий и других компонентов политической организации общества, повышения уровня профессиональной подготовки экономистов и юристов, повышения правовой и политической культуры населения, совершенствования методов подбора и расстановки кадров правоприменителей.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.