logo search
Lekcii_po_TGP

2. Классификация типов государств

По мнению профессора Морозовой Людмилы Александровны, а также других авторов, в настоящее время в юридической науке применяются два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.7

Формационный подход к определению классификации типов государства базируется на диалектическом1и историческом2материализме К. Маркса и Ф. Энгельса.

В основе формационного подхода лежит понятие общественно-экономической формации, которое в марксистско-ленинской теории означает исторически определенную ступень в развитии общества, характеризующуюся определенным способом производства (базисом), социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией (надстройкой).3

Сторонниками такого подхода выделяются пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.

Тем из них, которые являются классовыми, соответствует свой исторический тип государства.

При этом критериями классификации типов государств являются:

1) способ производства,4уровень развития производительных сил5и производственных отношений;6

2) господствующая форма собственности (частная либо государственная);

3) классовое разграничение общества на неимущих, бедных и имущих, богатых.

В соответствии с этими критериями различают следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

Рабовладельческий тип государств характеризуется следующими признаками:

1) в странах Древнего Востока (государства, образовавшиеся в конце 4 – начале 3 тысячелетия до н.э.: Ассирия – тер. современного Ирака, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Шумер – тер. современного Ирака и др.) существовали:

а) сельскохозяйственные общины (сельские общины, общинное землевладение1);

б) ирригационное земледелие;

в) примитивные формы патриархального рабства;2

г) коллективное рабовладение;

д) государственная собственность на ирригационные сооружения;

2) в Древнем Риме и Древней Греции существовали:

а) частная собственность рабовладельцев на средства производства (предметы и средства труда) и рабов, который считался вещью, предметом, товаром и вместе с тем человеком, создающим материальные блага;

б) охрана и защита частной собственности рабовладельцев;

в) разграничение общества на классы рабов и рабовладельцев.

Феодальный тип государств характеризуется следующими признаками:

1) экономическая основа – частная собственность феодалов на землю и другие средства производства;

2) принудительное закрепление крестьян на земельных участках в силу разных причин (отказ ходить в военные походы или платить дань; по доброй воле, но с целью прокормить семью; проживание на участке земли, принадлежащей помещику);

3) частная собственность лично зависимых от феодала крестьян на мелкие сельскохозяйственные орудия (инвентарь), а также на свое жилье, постройки и остатки от произведенной продукции;

4) безвозмездный труд крестьянина на феодала – существовали три основные формы или разновидности ренты:3

а) отработочная рента (барщина), при которой крепостной крестьянин должен был отработать на феодала определенное количество дней в неделю;

б) натуральная рента (натуральный оброк), при которой крестьянин должен был отдать феодалу определенное количество производимой им сельскохозяйственной продукции, а ремесленник – продукции своего труда;

в) денежная рента (денежный оброк) – уплата феодалу крепостным определенной суммы денег;

5) экономическая и правовая зависимость основной массы населения (крестьян) от феодалов, и менее состоятельных феодалов (вассалов) от более богатых феодалов (сюзеренов);

6) разграничение общества на феодалов, помещиков и зависимых крестьян, ремесленников;

7) охрана и защита частной собственности феодалов. Феодальными государствами были: Россия, Италия, Германия, Франция и др.

Буржуазный (капиталистический) тип государства характеризуется следующими признаками:

1) многообразие форм собственности, но с преобладанием частной собственности на средства производства;

2) основными источником появления и последующего накопления собственности является трудовая деятельность и эксплуатация труда рабочих и служащих;

3) присвоение результатов чужого труда;

4) рыночный характер экономики – ценообразование на основе спроса и предложения, наличие конкуренции, направленной на получение прибыли;

5) разграничение общества на классы буржуазии (капиталистов) и наемных рабочих, на высшие, средние и низшие классы.

Социалистический тип государства характеризуется следующими признаками:

1) экономическая основа – государственная собственность на средства производства. По мнению профессора Венгерова Анатолия Борисовича, экономическую базу социалистического государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства;1

2) плановое регулирование экономикой; 3) государственная эксплуатация трудящихся;

3) уравнительное распределение произведенного продукта;

4) провозглашение экономического принципа «от каждого по способности, каждому по труду»;

5) разграничение общества на классы рабочих, крестьян и интеллигенции. «По существу, утверждает формационная теория, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле, ибо оно не является орудием власти эксплуататорского меньшинства над трудящимися классами. Фактически, оно «полугосударство», выражающее волю и интересы абсолютного большинства общества: рабочего класса и всех других трудящихся. В будущем коммунистическом обществе оно отомрет, уступив свое место коммунистическому общественному самоуправлению».1Однако А.Б. Венгеров полагал, что «в целом социалистический тип государства во многом оказался одной из разновидностей восточных деспотий, порожденных «азиатским способом производства».2

Смена одного типа государств на другой происходит посредством совершения социальной революции, которая возникает в результате неразрешимого противоречия между производительными силами и производственными отношениями, когда эксплуатация народа настолько велика, что «низы» не хотят жить по старому, а «верхи» не могут управлять по новому.

Цивилизационный подход при определении типов государства базируется не только на развитии процессов производства и классовых отношений, но и на исторических, технологических, географических, правовых, религиозных, духовно-культурных и иных факторах.

В основе цивилизационного подхода лежит понятие «цивилизация» (от лат. civilis– гражданский).

Однако данный термин в литературе определяется неоднозначно.

Так, одни авторы под ним понимают своеобразную и целостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека (Протасов Валерий Николаевич).3

Другие полагают, что этот термин означает уровень общественного развития, материальной и духовной культуры либо современную мировую культуру.4

Третьи определяют его как следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными.1

Английский философ и историк Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) полагал, что цивилизации есть определенные типы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, словом в области культуры.2

Профессор НГУ Дубнов А.П. отмечает, что термин «цивилизация» используется в настоящее время в нескольких значениях: как противоположность дикости и варварству, как современное состояние западного общества, как синоним слову «культура».3

Нет среди исследователей единого мнения и по вопросу общего числасуществовавших в истории цивилизаций.

Так, немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер (1880-1936) насчитывал 8 основных культур в истории цивилизаций,4

философ-богослов Карл Ясперс (1883-1969) определял 9 цивилизаций,5

А. Тойнби выделял до 21 самостоятельной цивилизации.6

«В настоящее время, – пишет профессор Оксамытный Виталий Васильевич, – последователи цивилизационного подхода (источники не приводятся – М.П.) пришли к заключению о существовании «разумного согласия» относительно тех важнейших цивилизаций, которые уже исчезли (к ним относят месопотамскую, египетскую, критскую, классическую (греко-римскую), византийскую, центрально-американскую и андскую).

Число признаваемых современных цивилизаций, – продолжает далее автор, – колеблется от 5 (западная, исламская, китайская, индуистская и японская) и до 8 (добавляют также русскую (православную) как отдельную, отличающуюся от ее родительской византийской цивилизации и от западнохристианской, латиноамериканскую и африканскую цивилизации)».7

По мнению профессора Оксамытного В.В., основу цивилизационного подхода впервые сформулировал Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885), который в своем сочинении «Россия и Европа» (1869) обосновал теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), отличающихся самостоятельностью и своеобразием религиозного, социального, бытового, промышленного, научного, художественного и иного развития. «Его учение о цивилизациях, развивающихся подобно биологическим организмам и проходящих стадии возмужания, дряхления и гибели, – отмечает В.В. Оксамытный, – исходит из обоснования неизбежности смены культурно-исторических типов, которая происходит в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой». «Исторически перспективным» Н.Я. Данилевский считал «славянский тип», противостоящий культурам Запада.1

Основные принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия «цивилизация» разработаны английский философ и историк Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) в двенадцатитомном труде «Постижение Истории» («A Study of History»), вышедшем в свет в 1934–1961 гг.

Различие цивилизаций, как полагал Арнольд Тойнби, заключается прежде всего в образе мышления. Что касается географического фактора и принадлежности населения к той или иной расе, то эти условия имеют меньшее значение, чем образ мышления.

А.Д. Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций (21):

египетскую,

китайскую,

западную,

православную,

дальневосточную,

арабскую,

иранскую,

сирийскую,

мексиканскую и др., и

провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не ставя перед собой отдельной задачи производить на этой основе типологию государства.2При этом автор полагал, что по типу цивилизации можно выделить соответствующие типы государства. Однако такие типы государств А.Д. Тойнби так и не определил.3

Профессор Морозова Людмила Александровна считает, что в юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию, а выделяют главным образом этапы цивилизации (локальные – шумерейская, эгейская, индская и др., особенные – китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др., всемирная цивилизация, охватывающая все человечество и основанная на принципе глобального гуманизма).

«В литературе (источник не указан – М.П., предположительно это мнение А.Б. Венгерова), – пишет далее Л.А. Морозова, – выделяют первичные и вторичные цивилизации.

Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли».

В первичных цивилизациях государства являются не только надстройкой, но и частью базиса, поскольку они играют важную роль в развитии социально-экономической сферы, а также имеют «единый политико-религиозный комплекс» (древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская, сиамская и др.).

Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит «в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс» (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.1

По мнению Л.А. Морозовой, государства подразделяются (классифицируются) на

демократические и недемократические,

государства западной и восточной цивилизации,

а по отношению государства к религии – на

светские (отделение церкви от государства),

клерикальные2(государственно-религиозные),

теократические3(религиозные) и

атеистические4(запрещение деятельности религиозных организаций).5

В современном мире существует более сорока государств, в которых

церковь имеет государственный статус

(англиканская церковь – в Великобритании,

евангелическо-лютеранская – в Швеции, Норвегии, Дании, Исландии, Аргентине,

восточно-славянская – в Болгарии, Греции,

иудейская – в Израиле,

мусульманская – в Иране, Иордании, Египте, Пакистане).

В этих странах церковь принимает участие в решении государственных вопросов, оказывает существенное влияние на проводимую политику, обладает правом законодательной инициативы, влияет на формирование правового статуса граждан.

Церковь полностью или частично субсидируется государством. При участии священнослужителей государственной церковью проводятся официальные государственные церемонии, освящаются религиозными обрядами некоторые государственно-правовые акты. Государственная церковь наделяется рядом функций государственных органов по судопроизводству, регистрации брачно-семейных отношений и др.1

Клерикальное государство – государство, в котором формирование государственно-правовых институтов, деятельность государственных органов и должностных лиц, система государственного образования и другие сферы государственной жизни находятся под влиянием религии, зависимы от нее. В клерикальном государстве одна из религий обычно законодательно признается государственной (официальной, господствующей, национальной) или государственная власть создает такой религии фактическое привилегированное положение.2

Характерной особенностью для клерикального государства является то, что в нем религиозные организации, священнослужители участвуют в деятельности органов государства, руководящие государственные должности могут занимать только лица, исповедующие определенную религию. Конституции большинства стран, где государственной религией является ислам, содержат прямое указание на то, что лица, занимающие пост главы государства, члены государственного совета и других высших государственных органов, должны принадлежать к господствующей церкви. В этих странах религиозные каноны, догматы, правила и т.д. часто являются источниками права, формируют правовые системы (например, мусульманское право, индусское право).

В современном мире к клерикальным государствам можно отнести Иран, Кувейт, ОАЭ, Иорданию, некоторые другие мусульманские страны, а также Израиль, отдельные страны Латинской Америки. В некоторых странах, где официально не существует господствующей религии (церкви), многие государственные мероприятия сопровождаются религиозными церемониями, государственная власть создает привилегированное положение какой-либо церкви, оказывает ей моральную и материальную поддержку, а эта церковь участвует в политической жизни — имеется достаточно оснований констатировать клерикализацию государственной и общественной жизни в таких странах.1

Между тем профессор Афанасьев Владимир Сергеевич полагает, что если основываться на различных подходах к понятию цивилизации, то можно выделить следующие виды цивилизаций и соответствующие им типы государства:

1) восточные, западные и смешанные (промежуточные);

2) древние, средневековые и современные;

3) крестьянские, промышленные и научно-технические;

4) доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;

5) локальные, особенные и современные. Однако в этом варианте типологии, как отмечает В.С. Афанасьев, не учитывается главный критерий – политическая власть.

В этой связи «более надежной, – пишет В.С. Афанасьев, – представляется типология, основанная на характере властеотношений, т.е. сути власти, ее классовой (социальной) принадлежности, которая к тому же дает четкое и последовательное выделение типов государства и их смены в процессе исторического развития человечества».1

Думается, что типы государств в цивилизационном подходе могут быть классифицированы по различным основаниям.

С точки зрения уровня развития техники создания материальных ценностей, государства могут быть

аграрными,

индустриальными,

постиндустриальными,

информационными.

С позиций истории развития государства – оно может быть

древним,

средневековым и

современным.

С учетом географического фактора, государства подразделяются на государства

европейского,

американского,

азиатского,

африканского типов.

Если в основу классификации типов государств положить религиозный фактор, то они могут быть

православными,

католическими,

мусульманскими,

индусскими,

буддистскими.

С точки зрения видов правовых систем, государства можно разграничить на государства

романо-германской правовой системы,

англо-американской правовой системы,

традиционно-религиозной правовой системы.

Приведенная классификация типов государства не является исчерпывающей и может быть осуществлена по многим иным основаниям.