2. Классификация типов государств
По мнению профессора Морозовой Людмилы Александровны, а также других авторов, в настоящее время в юридической науке применяются два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.7
Формационный подход к определению классификации типов государства базируется на диалектическом1и историческом2материализме К. Маркса и Ф. Энгельса.
В основе формационного подхода лежит понятие общественно-экономической формации, которое в марксистско-ленинской теории означает исторически определенную ступень в развитии общества, характеризующуюся определенным способом производства (базисом), социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией (надстройкой).3
Сторонниками такого подхода выделяются пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.
Тем из них, которые являются классовыми, соответствует свой исторический тип государства.
При этом критериями классификации типов государств являются:
1) способ производства,4уровень развития производительных сил5и производственных отношений;6
2) господствующая форма собственности (частная либо государственная);
3) классовое разграничение общества на неимущих, бедных и имущих, богатых.
В соответствии с этими критериями различают следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.
Рабовладельческий тип государств характеризуется следующими признаками:
1) в странах Древнего Востока (государства, образовавшиеся в конце 4 – начале 3 тысячелетия до н.э.: Ассирия – тер. современного Ирака, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Шумер – тер. современного Ирака и др.) существовали:
а) сельскохозяйственные общины (сельские общины, общинное землевладение1);
б) ирригационное земледелие;
в) примитивные формы патриархального рабства;2
г) коллективное рабовладение;
д) государственная собственность на ирригационные сооружения;
2) в Древнем Риме и Древней Греции существовали:
а) частная собственность рабовладельцев на средства производства (предметы и средства труда) и рабов, который считался вещью, предметом, товаром и вместе с тем человеком, создающим материальные блага;
б) охрана и защита частной собственности рабовладельцев;
в) разграничение общества на классы рабов и рабовладельцев.
Феодальный тип государств характеризуется следующими признаками:
1) экономическая основа – частная собственность феодалов на землю и другие средства производства;
2) принудительное закрепление крестьян на земельных участках в силу разных причин (отказ ходить в военные походы или платить дань; по доброй воле, но с целью прокормить семью; проживание на участке земли, принадлежащей помещику);
3) частная собственность лично зависимых от феодала крестьян на мелкие сельскохозяйственные орудия (инвентарь), а также на свое жилье, постройки и остатки от произведенной продукции;
4) безвозмездный труд крестьянина на феодала – существовали три основные формы или разновидности ренты:3–
а) отработочная рента (барщина), при которой крепостной крестьянин должен был отработать на феодала определенное количество дней в неделю;
б) натуральная рента (натуральный оброк), при которой крестьянин должен был отдать феодалу определенное количество производимой им сельскохозяйственной продукции, а ремесленник – продукции своего труда;
в) денежная рента (денежный оброк) – уплата феодалу крепостным определенной суммы денег;
5) экономическая и правовая зависимость основной массы населения (крестьян) от феодалов, и менее состоятельных феодалов (вассалов) от более богатых феодалов (сюзеренов);
6) разграничение общества на феодалов, помещиков и зависимых крестьян, ремесленников;
7) охрана и защита частной собственности феодалов. Феодальными государствами были: Россия, Италия, Германия, Франция и др.
Буржуазный (капиталистический) тип государства характеризуется следующими признаками:
1) многообразие форм собственности, но с преобладанием частной собственности на средства производства;
2) основными источником появления и последующего накопления собственности является трудовая деятельность и эксплуатация труда рабочих и служащих;
3) присвоение результатов чужого труда;
4) рыночный характер экономики – ценообразование на основе спроса и предложения, наличие конкуренции, направленной на получение прибыли;
5) разграничение общества на классы буржуазии (капиталистов) и наемных рабочих, на высшие, средние и низшие классы.
Социалистический тип государства характеризуется следующими признаками:
1) экономическая основа – государственная собственность на средства производства. По мнению профессора Венгерова Анатолия Борисовича, экономическую базу социалистического государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства;1
2) плановое регулирование экономикой; 3) государственная эксплуатация трудящихся;
3) уравнительное распределение произведенного продукта;
4) провозглашение экономического принципа «от каждого по способности, каждому по труду»;
5) разграничение общества на классы рабочих, крестьян и интеллигенции. «По существу, утверждает формационная теория, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле, ибо оно не является орудием власти эксплуататорского меньшинства над трудящимися классами. Фактически, оно «полугосударство», выражающее волю и интересы абсолютного большинства общества: рабочего класса и всех других трудящихся. В будущем коммунистическом обществе оно отомрет, уступив свое место коммунистическому общественному самоуправлению».1Однако А.Б. Венгеров полагал, что «в целом социалистический тип государства во многом оказался одной из разновидностей восточных деспотий, порожденных «азиатским способом производства».2
Смена одного типа государств на другой происходит посредством совершения социальной революции, которая возникает в результате неразрешимого противоречия между производительными силами и производственными отношениями, когда эксплуатация народа настолько велика, что «низы» не хотят жить по старому, а «верхи» не могут управлять по новому.
Цивилизационный подход при определении типов государства базируется не только на развитии процессов производства и классовых отношений, но и на исторических, технологических, географических, правовых, религиозных, духовно-культурных и иных факторах.
В основе цивилизационного подхода лежит понятие «цивилизация» (от лат. civilis– гражданский).
Однако данный термин в литературе определяется неоднозначно.
Так, одни авторы под ним понимают своеобразную и целостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека (Протасов Валерий Николаевич).3
Другие полагают, что этот термин означает уровень общественного развития, материальной и духовной культуры либо современную мировую культуру.4
Третьи определяют его как следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными.1
Английский философ и историк Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) полагал, что цивилизации есть определенные типы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, словом в области культуры.2
Профессор НГУ Дубнов А.П. отмечает, что термин «цивилизация» используется в настоящее время в нескольких значениях: как противоположность дикости и варварству, как современное состояние западного общества, как синоним слову «культура».3
Нет среди исследователей единого мнения и по вопросу общего числасуществовавших в истории цивилизаций.
Так, немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер (1880-1936) насчитывал 8 основных культур в истории цивилизаций,4
философ-богослов Карл Ясперс (1883-1969) определял 9 цивилизаций,5
А. Тойнби выделял до 21 самостоятельной цивилизации.6
«В настоящее время, – пишет профессор Оксамытный Виталий Васильевич, – последователи цивилизационного подхода (источники не приводятся – М.П.) пришли к заключению о существовании «разумного согласия» относительно тех важнейших цивилизаций, которые уже исчезли (к ним относят месопотамскую, египетскую, критскую, классическую (греко-римскую), византийскую, центрально-американскую и андскую).
Число признаваемых современных цивилизаций, – продолжает далее автор, – колеблется от 5 (западная, исламская, китайская, индуистская и японская) и до 8 (добавляют также русскую (православную) как отдельную, отличающуюся от ее родительской византийской цивилизации и от западнохристианской, латиноамериканскую и африканскую цивилизации)».7
По мнению профессора Оксамытного В.В., основу цивилизационного подхода впервые сформулировал Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885), который в своем сочинении «Россия и Европа» (1869) обосновал теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), отличающихся самостоятельностью и своеобразием религиозного, социального, бытового, промышленного, научного, художественного и иного развития. «Его учение о цивилизациях, развивающихся подобно биологическим организмам и проходящих стадии возмужания, дряхления и гибели, – отмечает В.В. Оксамытный, – исходит из обоснования неизбежности смены культурно-исторических типов, которая происходит в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой». «Исторически перспективным» Н.Я. Данилевский считал «славянский тип», противостоящий культурам Запада.1
Основные принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия «цивилизация» разработаны английский философ и историк Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) в двенадцатитомном труде «Постижение Истории» («A Study of History»), вышедшем в свет в 1934–1961 гг.
Различие цивилизаций, как полагал Арнольд Тойнби, заключается прежде всего в образе мышления. Что касается географического фактора и принадлежности населения к той или иной расе, то эти условия имеют меньшее значение, чем образ мышления.
А.Д. Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций (21):
египетскую,
китайскую,
западную,
православную,
дальневосточную,
арабскую,
иранскую,
сирийскую,
мексиканскую и др., и
провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не ставя перед собой отдельной задачи производить на этой основе типологию государства.2При этом автор полагал, что по типу цивилизации можно выделить соответствующие типы государства. Однако такие типы государств А.Д. Тойнби так и не определил.3
Профессор Морозова Людмила Александровна считает, что в юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию, а выделяют главным образом этапы цивилизации (локальные – шумерейская, эгейская, индская и др., особенные – китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др., всемирная цивилизация, охватывающая все человечество и основанная на принципе глобального гуманизма).
«В литературе (источник не указан – М.П., предположительно это мнение А.Б. Венгерова), – пишет далее Л.А. Морозова, – выделяют первичные и вторичные цивилизации.
Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли».
В первичных цивилизациях государства являются не только надстройкой, но и частью базиса, поскольку они играют важную роль в развитии социально-экономической сферы, а также имеют «единый политико-религиозный комплекс» (древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская, сиамская и др.).
Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит «в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс» (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.1
По мнению Л.А. Морозовой, государства подразделяются (классифицируются) на
демократические и недемократические,
государства западной и восточной цивилизации,
а по отношению государства к религии – на
светские (отделение церкви от государства),
клерикальные2(государственно-религиозные),
теократические3(религиозные) и
атеистические4(запрещение деятельности религиозных организаций).5
В современном мире существует более сорока государств, в которых
церковь имеет государственный статус
(англиканская церковь – в Великобритании,
евангелическо-лютеранская – в Швеции, Норвегии, Дании, Исландии, Аргентине,
восточно-славянская – в Болгарии, Греции,
иудейская – в Израиле,
мусульманская – в Иране, Иордании, Египте, Пакистане).
В этих странах церковь принимает участие в решении государственных вопросов, оказывает существенное влияние на проводимую политику, обладает правом законодательной инициативы, влияет на формирование правового статуса граждан.
Церковь полностью или частично субсидируется государством. При участии священнослужителей государственной церковью проводятся официальные государственные церемонии, освящаются религиозными обрядами некоторые государственно-правовые акты. Государственная церковь наделяется рядом функций государственных органов по судопроизводству, регистрации брачно-семейных отношений и др.1
Клерикальное государство – государство, в котором формирование государственно-правовых институтов, деятельность государственных органов и должностных лиц, система государственного образования и другие сферы государственной жизни находятся под влиянием религии, зависимы от нее. В клерикальном государстве одна из религий обычно законодательно признается государственной (официальной, господствующей, национальной) или государственная власть создает такой религии фактическое привилегированное положение.2
Характерной особенностью для клерикального государства является то, что в нем религиозные организации, священнослужители участвуют в деятельности органов государства, руководящие государственные должности могут занимать только лица, исповедующие определенную религию. Конституции большинства стран, где государственной религией является ислам, содержат прямое указание на то, что лица, занимающие пост главы государства, члены государственного совета и других высших государственных органов, должны принадлежать к господствующей церкви. В этих странах религиозные каноны, догматы, правила и т.д. часто являются источниками права, формируют правовые системы (например, мусульманское право, индусское право).
В современном мире к клерикальным государствам можно отнести Иран, Кувейт, ОАЭ, Иорданию, некоторые другие мусульманские страны, а также Израиль, отдельные страны Латинской Америки. В некоторых странах, где официально не существует господствующей религии (церкви), многие государственные мероприятия сопровождаются религиозными церемониями, государственная власть создает привилегированное положение какой-либо церкви, оказывает ей моральную и материальную поддержку, а эта церковь участвует в политической жизни — имеется достаточно оснований констатировать клерикализацию государственной и общественной жизни в таких странах.1
Между тем профессор Афанасьев Владимир Сергеевич полагает, что если основываться на различных подходах к понятию цивилизации, то можно выделить следующие виды цивилизаций и соответствующие им типы государства:
1) восточные, западные и смешанные (промежуточные);
2) древние, средневековые и современные;
3) крестьянские, промышленные и научно-технические;
4) доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;
5) локальные, особенные и современные. Однако в этом варианте типологии, как отмечает В.С. Афанасьев, не учитывается главный критерий – политическая власть.
В этой связи «более надежной, – пишет В.С. Афанасьев, – представляется типология, основанная на характере властеотношений, т.е. сути власти, ее классовой (социальной) принадлежности, которая к тому же дает четкое и последовательное выделение типов государства и их смены в процессе исторического развития человечества».1
Думается, что типы государств в цивилизационном подходе могут быть классифицированы по различным основаниям.
С точки зрения уровня развития техники создания материальных ценностей, государства могут быть
аграрными,
индустриальными,
постиндустриальными,
информационными.
С позиций истории развития государства – оно может быть
древним,
средневековым и
современным.
С учетом географического фактора, государства подразделяются на государства
европейского,
американского,
азиатского,
африканского типов.
Если в основу классификации типов государств положить религиозный фактор, то они могут быть
православными,
католическими,
мусульманскими,
индусскими,
буддистскими.
С точки зрения видов правовых систем, государства можно разграничить на государства
романо-германской правовой системы,
англо-американской правовой системы,
традиционно-религиозной правовой системы.
Приведенная классификация типов государства не является исчерпывающей и может быть осуществлена по многим иным основаниям.
- Учебная дисциплина: Теория государства и права
- 1.2 Соотношение теории государства и права с другими науками
- 2. Объект, предмет4 и структура теории государства и права
- 2.1. Объект теории государства и рпава
- 2.2. Понятие предмета теории государств а и права
- 2.3 Структура курса теории государства и права
- 3. Методология и виды методов теории государства и права
- 3.1 Понятие методологи1 теории государства и права
- 3.2 Виды методов теории государства и права
- 3) Логические приемы познания
- Частнонаучные (специальные, правовые, юридические) методы научного познания
- 1) Специально неюридические методы:
- 2) Специально юридические методы:
- Принципы6 научного познания
- Тема: Происхождение государства
- Характеристика первого периода развития первобытного общества
- Характеристика второго периода развития первобытного общества
- 3) Общность языка, религии, традиций, обрядов, обычаев и единой занимаемой территории.
- 1) Согласовывал действия семей, родовых общин в проведении сельскохозяйственных работ и пастьбы домашнего скота;
- 2) Рассматривал вопросы организации обороны и защиты от нападения со стороны других племен;
- 3) Обсуждал санитарно-гигиенические вопросы и разрешал споры между родами и семьями.
- 1) Новгородские славяне — у озера Ильмень и по Волхову;
- Кривичи
- Дреговичи
- Древляне
- 2. Предпосылки происхождения государства
- 3. Теории происхождения государства
- Тема: Понятие и признаки (свойства) государства
- 1. Понятие государства
- 2. Признаки (свойства) государства
- 3.1. Понятие государства
- 4) Организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью (немецкий мыслитель Роберт фон Моль, первая половина 19 века);5
- 2) «Машина для поддержания господства одного класса над другим» (Владимир Ильич Ульянов (Ленин);6
- 3.2. Признаки (свойства) государства
- 1) Силовые ресурсы (армия, полиция, службы безопасности, суды, пенитенциарные учреждения и принадлежащие им специальные средства, техника и вооружение);
- 1) Демократическая, правовая идеология, базирующаяся и de jure и de facto на признании силы авторитета, верховенства права, закона;
- 2) Недемократическая, неправовая, базирующаяся на признании de jure демократических принципов, а de facto авторитета силы, беззакония, произвола.
- 1) Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
- 2) Разрешение на временное проживание;2
- 3) Вид на жительство (ст. 10).3
- Тема № 4: Типология государства
- 1. Понятие типологии государства
- 2. Классификация типов государств
- 1. Понятие типологии государства
- 2. Классификация типов государств
- Тема № 5. Форма государства
- 5.2. Политический (государственный) режим
- 5.3. Форма правления государства
- 1) Организацию высших органов государства, их структур, порядок образования, степень участия населения в их формировании;
- 2) Взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
- 3) Компетенцию этих органов.1
- 1) Вся государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежит одному лицу – монарху;
- 2) Вся полнота государственной власти передается по наследству;
- 3) Монарх пожизненно управляет страной, и нет правовых оснований его добровольного смещения;
- 4) Отсутствует какая-либо ответственность монарха перед населением.
- 1) Высшие и местные органы представительной власти формируются посредством выборов депутатов избирателями (населением);
- 5.4. Форма государственного (территориального) устройства
- 1) Двухуровневой системой органов публичной власти – федеральные и субъектов федерации (региональные) представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государственной власти;
- 6) В зависимости от статуса субъекта федерации –
- 5.5. Формы межгосударственного устройства
- Виды форм межгосударственного устройства:
- Классификация мо по кругу участников
- 1) Государства объединяются с определенными целями – экономическими, политическими, военными для решения международных задач и реализации своих интересов;
- 2) Основой объединения государств является международный договор, заключаемый на добровольной основе;
- 3) Для координации и решения общих задач могут создаваться соответствующие органы конфедерации;
- 4) Государства имеют право свободного выхода из состава конфедерации.
- Тема № 6. Механизм (аппарат) государства
- 1) Органы государственной власти и их компетенция;
- 2) Ресурсы власти (правовые, экономические, информационные, силовые и др.);
- 3) Функции государства.
- Представительные (законодательные) органы публичной власти
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- Комитеты и комиссии Совета федерации
- Временные комиссии
- Государственная Дума фс рф
- Аппарат Государственной Думы
- 1) Комитет по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению;
- В Новосибирске представительный орган Совет депутатов. Его структура:
- Перечень структурных подразделений администрации новосибирской области
- 2. Понятие и классификация государственных органов
- 3. Государственная служба и государственные служащие
- 1. Государственная гражданская служба подразделяется:
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Тема № 6: Функции государства
- 8.2. Внутренние функции государства
- Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда
- Статья 39 Конституция рф
- 3. Внешние функции государства
- 4. Формы и методы осуществления функций государства
- Тема №8: Политическая система общества
- 1) Институциональная (организационная) подсистема, включающая субъектов политических отношений;
- 2) Нормативная или регулятивная подсистема, включающая –
- 4) Коммуникативная подсистема, включает в себя формы взаимодействия между субъектами политического процесса.2
- 9.2. Институциональная структура политической системы общества
- 1. Государство является основным элементом политической системы общества, поскольку непосредственно организует и осуществляет публичную власть в обществе.
- Основными целями политической партии являются:
- Общественное объединение обязано:
- 9.3. Государство в политической системе общества
- Тема 10. Гражданское общество и правовое государство
- 1. Понятие и структура гражданского общества
- Структура гражданского общества
- 2. Правовое государство и его принципы
- Тема №10: Происхождение права. Право древнего мира
- Источниками социальных норм первобытного общества были:
- 1. Церемонии, ритуалы, обряды – это
- 2. Мифы –
- 3. Обычаи – это
- Религиозные обычаи – это
- Способы формирования источников права древнего государства:
- 1. Древневосточное право,
- Источники индусского права:
- Структурными элементами Вед являются:
- Законы Ману
- Античное право.
- В нормах античного права закреплялись:
- Источники права Древнего Рима:
- Древнерусское право.
- В нормах древнерусского права закреплялись:
- Источники древнерусского права:
- Рецепция осуществлялась из следующих источников римского права:
- 4. Княжеские церковные уставы:
- 5. Русская Правда.
- 1. Понятие и структура правовой системы
- 2. Виды правовых семей
- § 3. Правовые системы традиционного типа
- 1. Теории правопонимания
- В Древней Греции
- В Древнем Риме
- 2.4 Историческая школа права
- 2.2 Учение о позитивном праве
- А. Классический позитивизм.
- Б. Чистая теория права (нормативистская теория права)
- В. Аналитическая юриспруденция (неопозитивизм)
- А. Классический позитивизм.
- Б. Чистая теория права (нормативистская теория права)
- В. Аналитическая юриспруденция (неопозитивизм)
- 2.3 Соцологическая школа права
- 2.7 Психологическая теория права
- 2.8 Классовая ( экномическая) теория права
- 3.1 Правопонимание в истории россии до 1917 года
- 3.2 Правопонимание советского времени
- 61. Эволюция представлений о праве в отечественной юриспруденции
- 62. Современное правопонимание: основные концепции
- 1. Право состоит из нормативных установок.
- 2. Право выражает идеи справедливости и свободы.
- 4. Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства.
- 5. Праву присуща специфическая форма выражения — законодательство.
- Понятие права, его свойства (признаки) и принципы
- Тема Источники (формы) права
- Виды источников (форм) права
- 1. Правовой обычай– это исторически сформировавшееся в сознании людей правило поведения, которое вошло в привычку в результате многократного его применения и санкционировано государством.
- Глава 34. Порядок обращения и производство
- Раздел II Конвенции именуется "Европейский Суд по правам человека" и включает статьи с 19 по 51.
- Официальный адрес Европейского Суда по правам человека:
- 3. Нормативный договор – это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (международные договоры, федеративный договор)
- 4. Нормативный правовой акт.
- 2. Понятие и классификация нормативных правовых актов.
- Документ
- Решение
- Предписание
- Свойства нормативного правового акта
- 3. Закон: понятие, виды.
- 4. Подзаконный нормативный правовой акт: понятие, виды
- Процесс
- Процесс и деятельность
- Правотворческая деятельность:
- Правотворческий процесс:
- Принципы правотворчества - это
- Виды (формы) правотворчества:
- 3. Правотворчество органов муниципальных образований – разработка, рассмотрение, принятие и вступление в юридическую силу нормативных правовых актов органов муниципальных образований.
- Стадии законодательного процесса
- Стадии законотворческого процесса:
- 2. Разработка текста и оформление законопроекта – это
- 3. Рассмотрение и принятие закона – это обсуждение законопроекта и его принятие законодательным органом государственной власти.
- 4. Опубликование и вступление закона в юридическую силу - это издание закона в официальных источниках информации и его действие во времени, в пространстве и по субъектам права.
- Раздел III. Законодательная процедура
- Глава 12. Порядок внесения законопроектов в государственную думу и их предварительное рассмотрение
- Глава 13. Порядок рассмотрения законопроектов государственной думой
- Глава 14. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных советом федерации
- Глава 15. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных президентом российской федерации
- Глава 16. Рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений конституции российской федерации
- Российская федерация федеральный закон
- О порядке опубликования и вступления в силу
- Федеральных конституционных законов, федеральных
- Законов, актов палат федерального собрания
- I. Подготовка нормативных правовых актов федеральных
- II. Государственная регистрация нормативных правовых
- Новосибирская область устав новосибирской области
- Новосибирский областной совет депутатов четвертого созыва
- Документ опубликован не был. Спс «Консультант Плюс»
- Положение о порядке подготовки правовых актов главы администрации новосибирской области
- 1. Общие положения
- 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении
- 3. Полномочия по изданию правовых актов
- 4. Основные принципы разработки правовых актов
- 5. Стадии подготовки правовых актов
- 6. Подготовка проектов правовых актов
- 7. Структура правового акта
- 8. Содержание правового акта
- 9. Согласование проектов правовых актов
- 10. Экспертиза проектов правовых актов
- 11. Подписание и регистрация правовых актов
- Тема №15: Нормы права
- Свойства (признаки) нормы права
- 1. Норма права всегда есть результат интеллектуальной деятельности субъекта правотворчества.
- 3. Норма права формально определена, то есть:
- 4. Юридическая норма – правило поведения общего характера.
- 5. Норма права обязательна для всех субъектов, подпадающих под ее действие.
- 6. Норма права обеспечена государственным принуждением в случае ее нарушения,невыполнения, ненадлежащего выполнения, несоблюдения.
- Виды (классификация) норм права
- 1. В зависимости от предназначения норм права в правовом регулировании:
- 2. По предмету правового регулирования (видам общественных отношений):
- Диспозиция –
- Отсылочная диспозиция –
- Часть 2 статьи 463 Гражданского кодекса рф (последствия неисполнения обязанности передать товар):
- Бланкетная диспозиция –
- Санкция –
- Альтернативная санкция –
- Структура системы права
- 1. Юридическая норма –
- 2. Институт права или правовой институт:
- Примеры институтов права или правовых институтов.
- 4. Отрасль права:
- 1) Профилирующие (фундаментальные) отрасли –
- 2) Специальные отрасли –
- 3) Комплексные отрасли –
- 5. Объемные структурные образования системы права –
- Публичное право – совокупность норм права, регулирующих отношения междуорганами публичной власти (должностными лицами органов публичной власти) и иными субъектами права.
- Частное право – совокупность норм права, регулирующих отношения между субъектами права, имеющими равный объем взаимных права и обязанностей.
- Система права в Российской Федерации включает в себя:
- 2. Предмет и метод правового регулирования
- В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
- Метод правового регулирования
- К элементам метода правового регулирования
- Два основных вида методов правового регулирования:
- Императивный метод
- Диспозитивный метод
- Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов
- 1. Система законов:
- 2. Система подзаконных нормативных правовых актов:
- 2. Предметная (отраслевая) труктура системы нормативных правовых актов включает в себя акты по видам общественных отношений:
- Классификатор правовых актов
- 3. Федеративная структура системы нормативных правовых актов включает в себя
- 2. Систематизация нормативных актов
- Виды систематизации нормативных правовых актов:
- Кодификация — это
- Инкорпорация – это
- Инкорпорация — это
- Консолидация — это
- Консолидация — это
- 3. Действие нормативных правовых актов:
- 3.1. Действие нормативных правовых актов во времени определяется:
- 1. Сроки вступления нормативного правового акта в юридическую силу:
- 2. Условия утраты юридической силы нормативного правового акта:
- 3. Условия обратной юридической силы нормативного правового акта
- Условия:
- Часть 2 статьи 10 Уголовного кодекса рф (обратная сила уголовного закона),
- 3.2. Действие нормативных правовых актов в пространстве
- 3.3. Действие нормативных правовых актов по субъектам права определяется:
- Вопросы:
- К признакам правовых отношений в.К. Бабаев относит то, что:
- Особенности правового отношения
- Классификация (виды) правовых отношений
- 2. Структура правового отношения: субъекты, содержание и объекты правовых отношений На примере договора купли – продажи
- Понятие субъектов правовых отношений
- Виды субъектов правовых отношений
- Виды субъектов правовых отношений:
- Физическое лицо
- Состав правосубъектности физического лица:
- Правоспособность физического лица
- Виды правоспособности физического лица
- 2) Отраслевая правоспособность – способность физического лица иметь права и обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами, регламентирующие отношения определенного рода (вида)
- Права и обязанности сторон в земельном праве
- Земельный кодекс российской федерации
- Права и обязанности субъектов в лесном праве
- Лесной кодекс российской федерации
- Права и обязанности лиц в водном праве
- Водный кодекс российской федерации
- Глава 3. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование
- Права и обязанности сторон в воздушном праве
- Права и обязанности субъектов в жилищном праве
- Правила пользования жилыми помещениями
- Права и обязанности субъектов в административном праве
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
- 4) Ограниченная правоспособность – ограничение прав и обязанностей физического лица на основании требований закона
- 1. Никто не может быть ограничен в правоспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Правоспособность физических лиц может быть ограничена
- При этом не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями
- 53 (Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц),
- Статья 56 Конституции рф
- 2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
- 3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.
- Перечень
- Виды дееспособности физического лица
- 2) Частичная (относительная) дееспособность физического лица (ст. 26 гк рф)
- 3) Ограниченная дееспособность физического лица (ст. 22 гк рф)
- Понятие юридического лица
- § 1. Основные положения
- Классификация (виды) юридических лиц:
- 1) По цели создания юридического лица:
- 2) По отношению к публичной власти:
- 3) По организационной правовой форме своей деятельности:
- 3) По организационной правовой форме своей деятельности:
- 4) В зависимости от того, какие права сохраняют его учредители (участники) в отношении этого юридического лица или его имущества, юридические лица делятся на:
- Правовые свойства юридического лица
- Понятие и виды субъектов международного права
- Содержание субъективного юридического права
- Содержание субъективной юридической обязанности:
- Г) объекты правовых отношений
- Подраздел 3. Объекты гражданских прав
- Глава 7. Ценные бумаги
- Глава 8. Нематериальные блага и их защита
- Объекты, свободный товарооборот которых ограничен в правовых отношениях
- Указ президента российской федерации о государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской федерации
- Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской федерации
- 1. Введение
- 2. Классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации
- 2.1.12. Предприятия по изготовлению государственных знаков.
- 2.1.24. Объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации.
- 2.1.31. Объекты физической культуры и спорта, используемые для подготовки сборных команд страны.
- 2.1.35. Предприятия, занятые разработкой и производством шифротехники.
- 2.1.38. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и организации, осуществляющие их содержание.
- 2.1.42. Крематории и кладбища.
- 2.1.44. Метрополитен.
- 5. Способы приватизации и льготы, предоставляемые при приватизации
- Юридические факты Понятие юридических фактов
- Виды юридических фактов
- По характеру наступающих юридических последствий:
- Правообразующие юридические факты
- Правоизменяющие юридические факты
- Правопрекращающие юридические факты
- По связи с волей участников правоотношений
- Действия
- Юридический акт
- Юридический поступок
- События
- Относительные события
- Абсолютные события
- Фактический (юридический) состав
- Тема №19: Реализация норм права
- 1. Понятие и формы (способы) реализации норм права
- 2. Применение норм права Понятие реализации норм права
- Формы (способы) реализации норм права
- Исполнение норм права –
- Использование норм права –
- Соблюдение норм права –
- 2. Применение норм права
- Применение норм права необходимо
- Стадии (этапы) применения норм права:
- Б) определить количество и объем юридически значимых для дела фактов.
- Требование относимости юридических фактов
- Требование допустимости юридических фактов
- Требование полноты юридических фактов
- Требование доказанности юридических фактов
- 2) Выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, а также юридическая квалификация фактических обстоятельств дела
- 3) Принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление
- Акт применения норм права – это
- А) вводная часть
- Б) описательная часть (констатирующая часть)
- В) мотивировочная часть
- Г) резолютивная часть
- А) вводная часть решения суда по гражданскому делу должна содержать:
- Тема №20: Толкование норм права
- 1. Понятие, необходимость и значение толкования норм права
- Структура процесса толкования норм права
- Необходимость толкования норм права обусловлена рядом причин:
- Значение толкования норм права:
- 2. Способы толкования норм права
- Виды способов толкования норм права:
- 1. Филологический способ толкования норм права – это совокупность
- 2. Логически способ уяснения
- Выводы по аналогии нормы права
- Выводы от противного (основан на логическом законе противоречия)
- Логическое доведение смыслового содержания нормы права до абсурда
- 2. Значительный ущерб гражданину в статьях настоящей главы определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей.
- 4. Крупным размером в статьях настоящей главы признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.
- 3. Систематический способ
- Правила систематического толкования:
- Б) если определение понятия термина содержится в нормах конкретного правового института, то он имеет такое же значение ко всем нормам этого института.
- 4. Историко-политический способ толкования норм права – это
- Ограничительное толкование норм права
- 4. Виды толкования норм права по субъектам
- Официальное толкование норм права – это
- Нормативное толкование –
- Нормативное толкование норм права подразделяется на:
- Неофициальное толкование норм права
- Виды (формы) социального сознания:
- 3. Понятие, структура и виды правовой культуры.
- Социальная культура –
- Структура социальной культуры.
- Виды (формы) социальной культуры:
- Поведение человека – это
- Правомерное поведение – это:
- Виды правомерного поведения:
- 2. Понятие и виды правонарушения.
- Свойства (признаки) правонарушения:
- Классификация (виды) правонарушений
- Виды проступков:
- 1) Дисциплинарный проступок – это
- Дисциплинарные проступки можно подразделить на:
- 1.1. Трудовой дисциплинарный проступок работника (сотрудника) - это
- 1.2. Служебные дисциплинарные проступки:
- 1.3. Воинский дисциплинарный проступок военнослужащего – это
- 2. Административное правонарушение – это
- Виды административных правонарушений:
- 3. Гражданско-правовые проступки – это
- Виды гражданских правонарушений:
- 4. Конституционные проступки – это
- Виды конституционных проступков:
- Преступление
- Классификация (виды) преступлений.
- 3. Состав правонарушения.
- Структура состава правонарушения:
- Субъект правонарушения – это
- Объект правонарушения – это
- Объектами противоправных посягательств могут быть:
- Виды умысла:
- 1) Нематериальными формами международной юридической ответственности, по мнению авторов, являются:
- 2) Материальными формами международной юридической ответственности, по мнению авторов, являются:
- Формы конституционной ответственности
- Федеральный закон
- Дисциплинарная ответственность
- Дисциплинарный устав вооруженных сил российской федерации
- Трудовой кодекс
- Кодекс об административных правонарушениях
- Глава 14. Особенности уголовной ответственности
- 2. Понятие и виды государственного принуждения.
- Глава 15. Принудительные меры медицинского характера
- Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Правовые основания освобождения от юридической ответственности
- Глава 11. Освобождение от уголовной ответственности
- Глава 12. Освобождение от наказания
- Глава 13. Амнистия. Помилование. Судимость